КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Первоначально на щитке приборов автомобиля ЗИЛ-130 были установлены: спидометр с механическим приводом при помощи гибкого вала; двухстрелочный манометр воздуха; указатели уровня топлива; давления масла и температуры воды. Кроме того, на щитке должны быть четыре контрольные лампы: заряда аккумуляторных батарей, системы указателей поворотов и аварийного перегрева воды (с линзами) и включения дальнего света фар (глазок).
Сначала были изготовлены отдельные приборы на основе конструкций, применявшихся ранее на автомобилях ЗИЛ. Чтобы определить наиболее рациональное оформление, было проведено сравнение следующих вариантов приборов с различной окраской циферблатов и стрелок:

1. Отдельные приборы, изготовленные для автомобиля ЗИЛ-130: цвет шкал всех приборов черный, стрелки алюминиевые, неокрашенные (за исключением спидометра), деления и надписи белые, деления, предупреждающие об опасности, красные. Все приборы круглые.

2. Щиток приборов автомобиля Форд: тахометр и воздушный манометр установлены отдельно, остальные приборы — скомпонованы в единый блок (спидометр, указатели температуры воды, давления масла и уровня топлива и амперметр). Циферблаты всех приборов круглые, темно-серого цвета, стрелки светло-красные; деления манометра и тахометра на отдельных участках зеленые и красные.

3. Отдельные приборы с автобуса ЗИЛ-158: циферблаты

круглые, цвет циферблатов светло-желтый, цифры, деления и надписи черные, стрелки также черные.

Видимость приборов в ночное время оценивали в темном помещении при внутреннем подсвете приборов с применением ламп с силой света i св. Оценка производилась субъективно несколькими лицами, с позиции, аналогичной положению водителя на автомобиле. Подсвет регулировался так же, как и на автомобиле: реостатом центрального переключателя света. Видимость в дневное время проверяли непосредственно на автомобиле с места водителя, а также субъективно.

В итоге были выбраны приборы с черной шкалой и белыми штрихами и стрелками, как отличающиеся лучшей видимостью и не утомляющие глаз водителя. Одновременно были определены размеры цифр, ширина штрихов и т. д. После доводки образцов по внешнему оформлению, подсвету, точности показаний и пр. были утверждены щитки приборов типа КП-200.

Для улучшения работы приборов, осуществляющих контроль за системой смазки, были созданы реостатный датчик и логометрический указатель давления масла.

В реостатном датчике давление масла действует на мембрану, и деформация последней передается на контакты проволочного реостата. Казалось, что вследствие отсутствия размыкания контактов и искрения между ними должен увеличиться срок службы датчика и ликвидироваться радиопомехи. Однако постоянные небольшие перемещения контактов, связанные с пульсацией давления из-за работы шестеренчатого насоса и редукционного клапана, вызывали износ реостата в зоне, соответствующей точке рабочего давления. Кроме того, было обнаружено, что некоторые реостатные датчики создают радиопомехи. Датчики различаются по массе скользящих контактов и по этому приз-наку могут быть разбиты на три группы с массой контакта 0,14; 0,02 и 0,015 г.

Измерения радиопомех и осциллографирование тока показали, что радиопомехи создают только датчики первой группы (масса контакта 0,14 г), поскольку в их электрической цепи имеются разрывы тока. Причиной этого являются инерционные нагрузки на контакты из-за вибрации датчика при работе двигателя или пульсации давления при вращении шестеренчатого насоса и срабатывания редукционного клапана.

С этими датчиками были продолжены измерения радиопомех и осциллографирование тока при разных вариантах их установки; на двигателе или кабине с соединением с системой смазки металлической трубкой или резиновым шлангом; с подключением к постороннему источнику постоянного давления масла или воздуха. При этом на датчик действовали совместно или порознь пульсация давления и вибрации. Испытания показали, что причиной радиопомех является только вибрация контактов датчика в случае повышенной массы скользящего контакта.

Для обеспечения работоспособности приборов при пробеге автомобилем 200—250 тыс. км были разработаны манометр прямого действия и логометрический указатель температуры воды с полупроводниковым датчиком ТМ100. Манометры прямого действия устанавливаются на некоторых автомобилях и тракторах отечественного производства, а также на большинстве зарубежных двигателей.

В манометрах прямого действия автомобиля ЗИЛ-130 деформация мембраны, на которую действует давление масла, вызывает перемещение стрелки прибора. Манометр соединен с системой смазки двигателя резиновым шлангом вместо металлической трубки, так как его вибростойкость выше. Дополнительно для обеспечения аварийной сигнализации при падении давления как из-за неисправности системы смазки, так и в случае обрыва шланга или разрушения мембраны введена контрольная лампа. Лампа включается контактами, встроенными в механизм манометра, при снижении давления до 0,3—0,6 кгс/см2.

Испытания этих манометров в условиях Крайнего Севера при температуре около —40° С показали, что после пуска холодного двигателя без предварительного подогрева манометр начинает показывать давление через 20—30 с, а нормально работать через 5—6 мин. После пуска двигателя с предварительным прогревом манометр начинает нормально работать через 5—6 с, что обеспечивает надежный контроль за работой системы смазки двигателя.

Для повышения надежности и долговечности приборов контроля за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя был разработан и изготовлен логометрический указатель температуры с полупроводниковым датчиком ТМ100. Полупроводниковый датчик включен в цепь одной из обмоток логометри-ческого указателя и представляет собой металлический баллон с резьбой для крепления, внутрь которого помещены две полупроводниковые шайбы с металлизированной поверхностью. Сопротивление полупроводниковых шайб изменяется в зависимости от температуры:

 

 

Температура в °С                                                 40           60           80           100         120

Сопротивление датчика в Ом                               400          230          150          96           62

 

 

Изменение сопротивления датчика вызывает изменение силы тока и магнитного потока одной из обмоток логометрического указателя и соответствующее отклонение стрелки.

Испытания показали, что новые приборы контроля температуры вполне надежны и не создают радиопомех.

В связи с применением на автомобиле ЗИЛ-130 генератора переменного тока контрольная лампа цепи заряда была заменена амперметром, при этом изменилась компоновка приборов и оформление щитка. Амперметр, указатель уровня топлива, манометр и термометр объединены в общем корпусе. Этот комбинированный прибор имеет обозначение КП-205, а весь новый щиток — КП-204.

Такая компоновка приборов, кроме улучшения внешнего вида, позволила сохранить взаимозаменяемость щитков приборов в целом, несмотря на увеличение количества приборов на нем. У всех приборов нового щитка черные шкалы; цифры, дуги, штрихи делений и надписи на шкалах белого цвета. Стрелки двухстрелочного манометра воздуха и спидометра белые, стрелки у приборов комбинации КП-205 красные, покрыты флюоресцентной краской; ранты приборов окрашены алюминиевой краской.

На щитке имеется глазок с синим светофильтром для контрольной лампы дальнего света фар, а также три отверстия для контрольных ламп типа ПД-20. Одна лампа с зеленым и две с рубиновым светофильтром сигнализируют об исправности соответственно системы указателей поворота, аварийном перегреве воды п о понижении давления в системе смазки двигателя.

Точность показаний спидометра проверяют на стенде, оборудованном электродвигателем переменного тока, вариатором с ручным управлением привода и эталонным спидометром. Проверяемый спидометр подсоединяют к приводу с помощью гибкого вала.

 

Манометры масла и пневмосистемы проверяют на прессе типа 3/РН2, который состоит из одноцилиндрового насоса с винто-вым ручным приводом, эталонного манометра класса 0,5, резервуара с маслом, регулирующих вентилей и присоединительного штуцера. Проверку производят как при повышении, так и при понижении давления. Допускаемая погрешность манометра воздуха пневмосистемы равна 0,4 кгс/см2,

 

 

Для проверки указателя уровня топлива его подключают к источнику постоянного напряжения 12 В через магазин сопротивлений. Изменяя сопротивление, устанавливают стрелку указателя на контрольных точках шкалы

 

 

Датчики указателей уровня топлива прооверяют на приспособлении, имитирующем перемещение поплавка датчика при изменении уровня топлива в баке. На заданных лучевой диаграммой чертежа контрольных высотах измеряют сопротивление реостата

 

В датчике указателя температуры воды проверяют сопротивление при нагреве, для чего датчик помещают в глицериновую ванну. Температуру глицерина контролируют эталонным термометром. Сопротивление датчика определяют методом амперметра-вольтметра. Допускаемые сопротивления приведены выше.

Для проверки указателя температуры воды его в комплекте с датчиком подключают к источнику постоянного напряжения
12 В. Датчик нагревают в глицериновой ванне, как указано выше.

 

У приборов, приводимых в действие гибким валом, проверяют колебания стрелки прибора и угловую деформацию троса. Для проверки колебания стрелки гибкий вал располагают по трассе, близкой к окружности радиусом 250 мм, и приводят во вращение механизм стандартного спидометра с дополнительно
нанесенной градуировкой на шкале. Колебание стрелки спидометра при этом не должно быть больше ±2 км/ч.

Для проверки угловой деформации троса прибор устанавливают на приспособление, позволяющее фиксировать угол закручивания нагруженного троса. Гибкий вал располагают по прямой. Один конец троса зажимают неподвижно, другой нагружают поочередно моментами М1 = 0,15 кгс-см и М2 = 0,75 кгс-см и фиксируют угол закручивания, который не должен превышать 20° для нагрузки М1 и 100° для нагрузки М2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..