Генераторы переменного тока испытывались с регуляторами напряжения
четырех типов: вибрационным двухступенчатым
РР-128, вибрационным контактно-транзисторным РР-362 и бесконтактными
транзисторными РР-139 и РР-350.
Двухступенчатые регуляторы напряжения требуют большого опыта
проектирования, тщательного изготовления и регулирования и поэтому
производство их весьма трудоемко. Эти регуляторы имели много недостатков
и были в самом начале сняты с испытаний.
Длительные стендовые и эксплуатационные испытания генераторов
переменного тока проводились только с регуляторами РР-362, РР-139 и
РР-350. В табл. 78 приведены основные данные этих регуляторов и
реле-регулятора РР-130, предназначенного для генератора постоянного
тока.
78. Характеристика регуляторов напряжения
Наименование
РР-130
РР-362
РР-139
Р-350
Особенности кон
Контакты раз
Контакты за
На двух
На трех
струкции
мыкающие. Ток
мыкающие. Ток
транзисто
транзисто
возбуждения
возбуждения
рах. Име
рах
проходит через
проходит через
ется реле
контакты
транзистор. Имеется
реле защиты
защиты
Габаритные разме
ры в мм:
ширина
111
108
112
116
длина
135
165
132
135
высота
74
70
90
59
Масса в г
900
1100
825
790
Срок службы в
До 100
До 100
Свыше 300
эксплуатации
в тыс. км
Разрегулировка
До 0,6
1
±0,35
±0,15
регулятора напря
жения в В
Способ соединения
Винтовые зажимы
Штекерный
реле-регулятора
разъем
с генератором
Ремонтоспосо
Ремонтоспособ-
Ремонтоспосо
Не ремонтоспособен
иость
бен, не требуется
персонал высокой квали
бен, в специальных
мастерских
фикации
Широкого
Применение
Широкое с ге
Широкое с
генераторами
нераторами
применения
переменного тока
постоянного
не получил
тока
Испытания регуляторов проводились как на стендах,
так и на автомобилях в различных климатических зонах. Наихудшим при
испытаниях был контактно-транзисторный регулятор РР-362. Это
закономерно, так как он имеет подвижную систему и замыкающие контакты,
которые создают благоприятные условия для попадания на их поверхность
пыли и грязи, что приводит к разрегулировке регулятора и даже к выходу
его из строя.
Бесконтактные транзисторные регуляторы напряжения РР-139 и РР-350
обладают высокой эксплуатационной надежностью и стабильностью
характеристик при пробегах автомобиля до 300 тыс. км. Однако по
соображениям производственного характера для массового выпуска был
принят регулятор РР-350.
Ниже приведена техническая характеристика этого регулятора напряжения:
Пределы регулируемого напряжения при температуре регулятора, генератора
и окружающей среды 20° С, частоте вращення ротора 3000 4; 150 об/мин и
силе тока нагрузки 14 А в В . . 13.9—14,6
Пределы регулируемого напряжения при одновременном изменении частоты
вращения с 2500 до 10 500 oS/мин, силы тока нагрузки с минимального
значения до 28 А, температуры окружающей среды с 20 до 65° С в В
................13,5—14,8
Фактическое падение напряжения между выводами «плюс» и «шунт» регулятора
при силе тока возбуждения 3 Л, напряжении питания 12,5 В и температуре
окружающей среды 20° С в В, не
более..........................................................2
Регулятор напряжения устроен следующим образом. В корпусе из цинкового
сплава крепится алюминиевый радиатор с тремя транзисторами. К радиатору
на соединительных втулках и кронштейнах прикреплены три изолированные
панели, на которых смонтированы сопротивления, диоды и стабилитрон.
Корпус закрыт стальной крышкой. Принципиальная электрическая схема
регулятора показана на рис. 109. Функционально схему можно разделить на
две части — измерительное устройство и регулирующее устройство.
Измерительное устройство состоит из делителя, в который входят резисторы
R1, R2, R, R3 и дроссель, кремниевого транзистора 77, кремниевого
стабилитрона Д1 и резисторов R4 и R5. В регулирующее устройство входят
два германиевых транзистора Т2 и ТЗ, три диода Д2, ДЗ, Д4 и резисторы
R7, R8 и R9.
Если напряжение, развиваемое генератором, не достигло регулируемого,
падение напряжения на резисторе R1 мало — стабилитрон Д1 и транзистор 77
заперты. При этом на транзисторе Т1 будет большое падение напряжения,
вследствие чего откроется транзистор Т2 и ток потечет по цепи R8 — Д2 —
Т2 — R7. Падение напряжения на резисторе R8 вызовет открытие транзистора
ТЗ, включенного в цепь обмотки возбуждения генератора.
Когда напряжение генератора достигнет
регулируемого, напряжение на резисторе R1 откроет стабилитрон и по
резистору R4 потечет ток. Падение напряжения на резисторе R4 откроет
транзистор 77, на котором напряжение падает незначительно. Это вызовет
закрытие транзистора Т2, а следовательно, и транзистора ТЗ. При этом в
цепь обмотки возбуждения ОБ генератора включается резистор R9, ток
возбуждения генератора уменьшается и напряжение падает.