Корпус 1 (рис. 62) генератора стальной, трубчатый, с двумя диаметрально
расположенными отверстиями 24 для доступа к щеткам 23. Отверстия
закрываются защитной лентой 17, концы которой стягиваются винтом 22.
Внутри к корпусу коваными башмаками крепятся две катушки 7 обмотки
возбуждения, соединенные последовательно. Один конец обмотки возбуждения
соединяется с корпусом, а второй — с клеммой 15, изолированной от массы
втулкой 6.
Торцы корпуса генератора закрываются литыми чугунными крышками 5 и 12,
стянутыми шпильками 15. В крышках предусмотрены отверстия для
подшипников вала якоря и для прохода воздуха, охлаждающего обмотки
генератора. Передний подшипник 11 смазывается моторным маслом через
масленку 8, а задний подшипник— консистентной смазкой, которая
закладывается под крышку 5. Смазка от вытекания удерживается также тремя
сальниками 4.
В подшипниках крышек вращается якорь 14. На вал якоря напрессован
сердечник, набранный из пластин трансформаторной стали, и коллектор 2,
составленный из медных пластин, изолированных одна от другой и от вала
якоря. В пазы сердечника уложены витки обмотки якоря, концы которых в
определенной последовательности припаяны к пластинам коллектора. На
переднем конце вала якоря шпонкой и гайкой крепится приводной шкив,
отлитый из чугуна вместе с крыльчаткой 9 вентилятора.
К крышке 5 генератора крепятся два коробчатых щеткодержателя 19 со
щетками 23. Рычаги 20, напруженные пружинами 21, прижимают щетки к
поверхности коллектора. Щеткодержатель положительной щетки изолирован от
массы, а медный канатик 18 щетки соединяется с клеммой 16, тоже
изолированной от массы. Щеткодержатель отрицательной щетки от массы не
изолируется, а канатик этой щетки крепится к корпусу щеткодержателя.
Клемма 16 обозначается буквой Я, а клемма 15 буквой Ш, выбитыми на
корпусе генератора. Кроме того, клемма Я большего диаметра, чем клемма
LU. На корпусе генератора имеется винт, обозначенный буквой М, для
крепления провода, соединяющего корпус генератора с корпусом
реле-регулятора.
При вращении якоря генератора витии его обмотки пересекают силовые линии
магнитного поля. При этом в них индуктируется электродвижущая сила,
переменная по величине и направлению. Коллектор'но-щеточный узел
генератора сохраняет направление тока во внешней цепи постоянным. Ток от
клеммы Я поступает к потребителям, а часть его через клемму Ш поступает
в обмотку возбуждения генератора, поддерживая магнитное поле, в котором
вращается якорь. Начальное возбуждение происходит за счет остаточного
магнетизма полюсных башмаков.
Генератор Г112 отличается от генератора Г12-В клеммами, конструкция
которых позволяет присоединять к «им экранированные провода, снабженные
наружной металлической оплеткой. Клемма М у генератора Г112 отсутствует.
Корпус генератора соединяется с корпусом реле-регулятора токопроводящей
оплеткой проводов.
Возможна также установка малогабаритных генераторов Г108-В и Г118
мощностью 250 вт вместо генераторов Г12-В и Г112 соответственно.
Генератор Г56-Б автомобиля ЗИЛ-157К
Генератор Г56-Б четырехполюсный. Обмотка возбуждения его состоит из двух
параллельных ветвей, в каждую из которых входят две последовательно
соединенные катушки. На корпусе генератора имеются две клеммы Ш.