Привод к колесам переднего моста автомобиля
ЗИЛ-157К
К балке переднего моста прикреплены поворотные кулаки, с помощью которых
осуществляется поворот передних управляемых колес.
Поворотный кулак состоит из литого корпуса 17 (рис. 36), шаровой опоры
28, цапфы 11 и рычага 18.
В верхнее и нижнее отверстия корпуса 17 установлены роликоподшипники 23
и 57.
С торцов корпус закрыт цапфой 11 и сальником 42. Заодно с правым, а
также с левым корпусом отлиты рычаги 43, соединенные между собой
поперечной рулевой тягой 36.
В рычаги ввернуты и после регулировки приварены болты 32, ограничивающие
углы поворота колес.
В стенке корпуса со стороны шаровой опоры предусмотрен снизу вырез,
закрываемый резиновой заглушкой 56. При демонтаже корпуса через вырез
пропускают нижний шкворень шаровой опоры, с которого предварительно
снимают подшипник 57
Рис. 36. Привод к ведущим колесам переднего моста:
Шаровая опора 28 запрессована цилиндрической шейкой
в выточку кожуха 34 полуоси и прикреплена к фланцу шпильками.
Для облегчения демонтажа шаровой опоры в ее фланце предусмотрены два
отверстия с резьбой, в которые ввертываются два болта.
Два шкворня 20 запрессованы в отверстия, выполненные на сферической
поверхности шаровой опоры, и закреплены дополнительно от проворачивания
сварочным швом. Шкворни расположены под углом 2°30' в плоскости колеса с
наклоном верхнего конца назад.
На шкворни напрессованы внутренние кольца роликоподшипников 23 и 57.
Наружные кольца установлены в корпусе 17 поворотного кулака.
Нижний подшипник 57 закрыт крышкой 60, которая крепится гайками на
шпильках, ввернутых в корпус поворотного кулака. Между торцом наружного
кольца подшипника 57 и крышкой 60 установлено распорное кольцо 59.
Верхний подшипник левого поворотного кулака закрыт крышкой, выполненной
заодно с рычагом 18.
Крышки верхних подшипников крепятся на шпильках с разрезными конусными
втулками.
Под крышками ставятся металлические регулировочные прокладки 25 и 58
толщиной 0,05; 0,1 и 0,2 мм для регулировки предварительного натяга
подшипников.
Смазка для подшипников шкворней и шарнира постоянной угловой скорости
полуоси 29 подается через масленку 19.
Привод к передним колесам автомобиля обеспечивается полностью
разгруженными полуосями 29 с шарнирами постоянной угловой скорости.
Такой шарнир обеспечивает равномерное вращение колес при больших углах
поворота. Шарнир состоит из двух вилок, ведущей и ведомой, четырех
ведущих шариков диаметром 1,25 дюйма, а также центрального шарика
диаметром 13/8 дюйма для
центрирования ведомой вилки относительно ведущей. На каждой вилке
выполнены по четыре беговых дорожки, по которым при повороте колес
перемещаются ведущие шарики.
Ведомая вилка шарнира выполнена заодно с кулаком 55 полуоси. Через шлицы
наружного конца кулака полуоси усилие передается фланцу 54 полуоси,
прикрепленному шпильками к крышке 7 ступицы переднего моста. Полуоси
удерживаются от радиальных и осевых перемещений опорными шайбами 48 и
26, запрессованными в протечках цапфы 11 и шаровой опоры 28. Для того
чтобы вынуть полуось, необходимо поднять домкратом мост и снять колесо,
фланец 54 полуоси, трубку подвода воздуха, крышку 7 ступицы колеса,
головку 52 подвода воздуха, ступицу 9 с тормозным барабаном, защитный
диск 44 с тормозными колодками, наружный сальник 14 ступицы и цапфу 11.
Шарнир постоянной угловой скорости разбирают при выходе из строя
шариков. До разборки шарнир промывают керосином,
отмечают мелом или краской взаимное расположение
вилок и ведущих шариков по отношению к вилкам. При разборке кулак
полуоси закрепляют в тиски и отводят полуось до отказа в плоскости хода
одного из ведущих шариков, после чего выбивают медной выколоткой шарик,
выведенный в крайнее положение на беговой дорожке.
Шарнир собирают с предварительным натягом (ведущих шариков, которые
рассортированы на девять групп. Требуемый натяг в каждом шарнире
обеспечивается подбором всех шариков только одной необходимой группы.
Для сборки шарнира кулак полуоси зажимают в тиски и, положив центральный
шарик в сферическое гнездо ведомой вилки, устанавливают полуось
сферическим гнездом вилки на центральный шарик в то же положение,
которое она занимала до разборки (по меткам). После этого устанавливают
три ведущих шарика на беговые дорожки, перегибают полуось в плоскости
хода последнего шарика и вставляют его. Сборку считают законченной после
поворота с некоторым усилием полуоси в линию с кулаком полуоси.
Правильность сборки проверяют поворотами кулака полуоси во всех
направлениях от вертикали, при этом затрачивается некоторое усилие (без
заеданий); при проверке динамометром момент для поворота кулака полуоси
на угол 10—15° должен быть 200— 850 кгс • см.