Система смазки двигателя комбинированная. Под давлением и
разбрызгиванием масло подводится к коренным и шатунным шейкам
коленчатого вала, к подшипникам и шестерням распределительного вала и
промежуточному валику привода распределителя зажигания. Разбрызгиванием
масло поступает к цилиндрам, поршневым пальцам, стержням клапанов,
толкателям и кулачкам распределительного вала.
Масляный радиатор 1 (рис. 8) предназначен для охлаждения масла при
длительной работе автомобиля на пониженных передачах, а также при
температуре окружающего воздуха выше 10°. Радиатор установлен перед
жалюзи системы охлаждения двигателя и соединен с системой смазки
двигателя резиновыми маслопроводами: подводящим 6 и отводящим 5. Для
включения масляного радиатора имеется кран 10.
Масло в системе фильтруется последовательно в
сетчатом фильтре плавающего маслоприемника 17 и в пластинчатом фильтре
грубой очистки. Часть масла (5—8%), кроме того, поступает для фильтрации
в фильтр тонкой очистки. Постоянная циркуляция масла в системе смазки
поддерживается и осуществляется масляным насосом, установленным в
картере двигателя. Давление смазки контролируется манометром 29,
установленным на щитке приборов.
Рабочее давление в системе смазки находится в пределах 3—4 кгс/см2. Оно
поддерживается предохранительным (редукционным) клапаном 13,
расположенным в корпусе масляного насоса.
Масло в картер двигателя заливается через маслоналивную горловину 30,
крепящуюся к блоку цилиндров болтами с левой стороны двигателя.
Маслоналивная горловина накрывается крышкой с пробковой прокладкой.
Количество масла в системе контролируется маслоизмерительным стержнем
20, вставленным в отверстие блока цилиндров рядом с маслоналивной
горловиной. Масло сливается из картера двигателя через отверстие,
закрытое пробкой 19 с магнитом для улавливания продуктов износа
(металлические частицы).
При работе двигателя масло из картера через плавающий маслоприемник 17
поступает в верхнюю секцию 14 масляного насоса и нагнетается по каналу
12 в фильтр грубой очистки.
Проходя через пластины 21 и 22 фильтра грубой очистки, масло очищается
от крупных механических примесей и поступает в разветвление двух
каналов, один из которых ведет в главную масляную магистраль 7, а другой
— в фильтрующий элемент 26 тонкой очистки. Поток масла при этом
разветвляется так, что большая часть масла поступает в главную масляную
магистраль, а меньшая часть проходит через фильтрующий элемент фильтра
тонкой очистки и дальше по сверлению в блоке цилиндров стекает обратно в
картер двигателя.
Из главной масляной магистрали .масло поступает по поперечным каналам к
коренным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного
вала и к валику привода
распределителя зажигания. В переднем конце масляной
магистрали имеется отверстие 3, через которое масло разбрызгивается на
шестерни распределения.
К шатунным подшипникам масло подводится по каналу 8, просверленному в
коленчатом вале. При совмещении радиальных отверстий нижних головок
шатунов с радиальными отверстиями шеек коленчатого вала масло
выбрасывается через эти отверстия на кулачки распределительного вала и
на правые более нагруженные при работе стенки цилиндров. При движении
поршня вниз лишнее масло снимается со стенок цилиндра маслосъемными
кольцами и через отверстия в канавке поршня отводится в картер
двигателя.
Рис. 8. Схема системы смазки двигателя:
I-—масляный радиатор; 2—канал подвода смазки к переднему подшипнику
распределительного вала; 3 — отверстие для разбрызгивания масла на
распределительные шестерни; 4 — канал подвода смазки к упорному фланцу;
5 — отводящая трубка маслопровода; 6 — подводящая трубка маслопровода;
7—главная масляная магистраль; 8—масляный канал в коленчатом валу; 9—
отверстие отводящего маслопровода; 10— кран включения масляного
радиатора; 11 — маслопровод подвода смазки к компрессору; 12—канал
подвода масла к фильтрам; 13—предохранительный (редукционный) клапан
верхней секции масляного насоса; 14 — верхняя секция масляного насоса;
15 — нижняя секция масляного насоса; 16— заборный патрубок нижней
секции; 17—плавающий маслоприемник; 18—картер двигателя; 19 — пробка
сливного отверстия; 20—маслоизмерительный стержень; 21 — очищающие
пластины фильтра грубой очистки; 22 — фильтрующие пластины фильтра; 23 —
рукоятка фильтра; 24 — корпус масляных фильтров; 25 — центральная трубка
фильтра; 26 — фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки; 27 — датчик
указателя давления масла; 28 — канал подвода смазки к заднему подшипнику
распределительного вала; 29 — манометр давления масла; 30—маслоналивная
горловина; 31— шариковый перепускной клапан масляных фильтров; 32 и 35 —
ведомые шестерни масляного насоса; 33 и 36—ведущие шестерни масляного
насоса. 34—перепускной клапан нижней секции масляного насоса