Расположение органов управления, размещенных в кабине, показано на рис.
2.2 (а и б).
Ручка 37 служит для управления жалюзи. При вытягивании ручки на себя
жалюзи закрываются.
Кнопка 36 крана системы аварийного растормаживания служит для выключения
стояночной тормозной системы в случае ее аварийного включения при
движении автомобиля.
Тахометр 1 показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Указатель 2 уровня топлива в баке имеет шкалу с делениями 0; 0,5 и П. В
шкалу встроена сигнальная лампа со светофильтром красного цвета, которая
включается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 полной
емкости.
Указатель 3 температуры охлаждающей жидкости показывает температуру
жидости в коробке термостатов. В шкалу встроена сигнальная лампа
перегрева охлаждающей жидкости со светофильтром красного цвета, которая
включается при повышении температуры выше 98° С.
Спидометр 4 показывает скорость автомобиля (в км/ч), а установленный в
нем суммарный счетчик — общий пробег автомобиля (в км). В шкалу встроена
сигнальная лампа со светофильтром синего цвета, которая загорается при
включении дальнего света фар.
Указатель 5 тока показывает силу зарядного («+») или разрядного («—»)
тока аккумуляторной батареи в амперах.
Указатель 6 показывает давление в системе смазки двигателя (в кгс/см2).
В шкалу встроена сигнальная лампа со светофильтром красного цвета,
которая включается при понижении давления в системе смазки до 0,4— 0,8
кгс/см2.
Манометр 8 показывает давление в контуре привода тормозных механизмов
колес переднего моста, манометр 7 — в контуре привода тор-
мозных механизмов колес промежуточного и заднего ведущих мостов.
Контрольная лампа 9 со светофильтром красного цвета служит для контроля
готовности к работе электрофа-кельного подогревателя (термостарта).
Контрольные лампы 10 и // со светофильтрами зеленого цвета и символами
служат для контроля исправности ламп указателей поворота. Загораются при
включении указателей поворота.
Контрольная лампа 12 со светофильтром зеленого цвета и символом служит
для контроля исправности ламп опознавательных фонарей автопоезда и
загорается при включении названных фонарей.
Контрольная лампа 13 со светофильтром красного цвета и символом служит
для контроля за работой ме-жосевого дифференциала и загорается при
включении механизма его блокировки.
Контрольная лампа 14 со светофильтром красного цвета и символом служит
для контроля за работой стояночной тормозной системы и горит прерывисто
при включении этой системы.
Сигнальная лампа 15 со светофильтром красного цвета и символом
включается при падении давления в контуре растормаживания стояночной
тормозной системы.
Сигнальная лампа 16 со светофильтром красного цвета и символом
включается при падении давления в контурах привода стояночной и запасной
тормозных систем.
Сигнальная лампа 17 со светофильтром красного цвета и символом
включается при падении давления в контуре привода тормозных механизмов
колес промежуточного и заднего мостов.
Сигнальная лампа 18 со светофильтром красного цвета и символом
включается при падении давления в контуре привода тормозных механизмов
колес переднего моста.
Выключатель 26 системы аварийной сигнализации служит для одно-временного
включения всех указателей поворотов в мигающий режим. Аварийная система
включается при вытягивании рукоятки выключателя. В головку рукоятки
встроена контрольная лампа со светофильтром красного цвета и символом,
которая служит для контроля работы системы аварийной сигнализации и
загорается при включении аварийной системы сигнализации, которой
пользуются на дороге при аварийном состоянии автомобиля.
Выключатель 35 служит для включения приборов электрооборудования и
стартера. При повороте ключа по часовой стрелке до фиксации включаются
приборы, при дальнейшем повороте ключа — включается стартер. Положение
ключа при включении стартера — нефиксированное.
Комбинированный переключатель 39, установленный под рулевым колесом 38,
служит для включения наружного освещения, звуковых сигналов, указателей
поворотов и сигнализации светом фар (мигания). Схема включения
переключателя показана на рис. 2.3.
Рукоятка 40 (см. рис. 2.2) управления заслонкой отопителя имеет те же
положения, что и на автомобиле ЗИЛ-133Г2 (см. «Органы управления
автомобиля ЗИЛ-133Г2»).
Рукоятка 45 крана стояночной тормозной системы имеет 2 фиксированных
положения: переднее - стояночный тормоз выключен. При этом сжатый воздух
из воздушных баллонов подается в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов
и сжимает силовые пружины, благодаря чему растормаживаются тормозные
механизмы колес промежуточного и заднего мостов: заднее — стояночный
тормоз включен. При этом сжатый воздух выпускается из цилиндров
пружинных энергоаккумуляторов, силовые пружины разжимаются и приводят в
действие тормозные механизмы колес промежуточного и заднего мостов. Для
вывода рукоятки из крайнего заднего положения при выключении тормоза ее
вытягивают, чтобы снять с фикса-тора, после чего она свободно
возвращается в крайнее переднее положение. Промежуточные нефиксированные
положения рукоятки используются при движении автомобиля для его
притормаживания, интенсивность которого зависит от угла ее поворота.
Схема управления коробкой передач и делителем показана на рис. 2.2. в.
Рис. 2.2. Органы управления и указатели
контрольно-измерительных приборов автомобилей ЭИЛ-133ГЯ, -133ВЯ:
1 — тахометр; 2 — указатель уровня топлива в баке; 3 — указатель
температуры охлаждающей Жидлос/и; 4 - спидометр; 5 — указатель тока; 6 —
указатель давления масла; 7, 8 — манометры си стемы пневматического
привода тормозов; 9 — контролньая лампа электрофакельного подогревателя;
10 и 11— контрольные лампы указателей поворота; 12 — контрольная лампа
включения опознавательных фонарей автопоезда; 13 — контрольная лампа
включения блокировки межосевого дифференциала; 14 — контрольная лампа
стояночной тормозной системы, /5 — сигнальная лампа падения давления в
контуре растормаживав ия стояночной тормозной системы; 16 — сигнальная
лампа падения давления в контурах привода стояночной и запасной
тормозных систем; /7, 18 — сигнальные лампы падения давления в контурах
привода тормозных механизмов соответственно колес задней юлежмя и колес
переднего моста; 19 — блок предохранителей; 20 — переключатель
противотуманных фар и фар ближнего света; 21 -- переключатель датчиков
указателя уровня топлива в баках (для ЗИЛ-ШВЯ); Э2 - выключатель
опознавательных фонарей автопоезда; 23 — выключатель освещения
седельно-сцепного устройства при сцепке с полуприцепом (для ЭИЛ-133ВЯ);
24— выключатель плафона; 25 переключатель режимов работы отопителя
кабины; 26 - выключатель системы аварийной сигнализации; 57 —
выключатель для проверки контрольных ламп; 28 — рукоятка управления
заслонкой канала отопителя; 29 • - рукоятка управления подачей топлива,
30 — рукоятка останова двигателя; 31 головка крана упранлечня
стеклоочистителем; 32 — реостатный регулятор степени освещенности
приборов; 33 выключатель электрофакельного подогревателя; 34 — кнопка
дистанционного управления выключателем аккумуляторных батарей; 35 —
выключатель приборов электрооборудования и стартера; 36 - - кнопка крана
системы аварийного растормаживания; 37 — ручка управления жалюзи
радиатора; 38 - рулевое колесо, 39 — комбинированный переключатель; #0 —
рычаг заслонки отопителя; 41 ограничитель хода педали; 42 ~ педаль
управления подачей топлива; 43 — педаль крана рабочей тормозной системы;
44 педаль выключения сцепления; 45 рукоятка крана стояночной тормозной
системы; -46 - рычаг переключения передач коробки; 47 — переключатель
передач делителя: 48 кнопка крана вспомогательной тормозной системы; 49
- ручка крана блокировки межосевого дифференциала; SO кнопка насоса
омывателя ветрового стекла
Рис. 2.3. Схема включения комбинированного
переключателя:
1 — правый указатель поворота; 2 — левый указатель поворота: 3 —
электрический звуковой сигнал; 4 — габаритные фонари и фары ближнего и
дальнего света; 5 — сигнализация светом фар, 6 пневматический звуковой
сигнал