РЕГУЛИРОВКА ЗВУКОВОГО СИГНАЛА С56-Г АВТОМОБИЛЕЙ
ЗИЛ-130, 131
На автомобиле ЗИЛ-130 применяют безрупорный электрический сигнал С56-Г
(рис. 29, о), а на автомобиле ЗИЛ-131 — С44. Эти сигналы одинаковой
конструкции, но имеют разный способ крепления на автомобилях.
Сигналы в процессе эксплуатации требуют периодической регулировки силы
(звучания) и чистоты (тональности) звука.
При отсутствии звука перед регулировкой сигнала следует убедиться в
исправности проводов, контактов прерывателя, клемм 12 (рис. 29, а) и
конденсатора. Если имеется неисправность, которая может служить причиной
плохого звучания или отсутствия звука, надо устранить ее, а затем при
необходимости отрегулировать сигнал, желательно в мастерских.
Следует иметь в виду, что при коротком замыкании в цепи сигнала
срабатывает биметаллический кнопочный предохранитель, установленный в
кабине на распорке рулевой колонки. Поэтому, устранив неисправность,
надо восстановить электрическую цепь, разомкнутую предохранителем, нажав
рукой на его кнопку. Регулируют сигналы только в случае снижения
громкости звука или при появлении хрипа и нарушения тональности
звучания. Способ регулировки показан на рис. 29, б.
Звучание и тональность сигнала регулируют винтом 10, расположенным снизу
корпуса 9 (см. рис. 29, а). Вращая его
отверткой в одну или другую сторону, регулируют
прерыватель 7 и в зависимости от его регулировки автоматически
устанавливается зазор между якорем 6 и сердечником 11 катушки 8, а
следовательно, и нормальное звучание сигнала.
Если регулировка винтом 10 не дает удовлетворительных результатов,
следует снять крышку 3 и торцовым ключом слегка ослабить регулировочную
гайку 2, после чего повернуть отверткой стержень 1 на lU оборота, затем
снова затянуть гайку, при этом резонатор 4 и мембрана 5 должны быть
надежно закреплены. Подключить ток, проверить звучание сигнала и
тональность звука, при этом, одновременно вращая регулировочный винт 10,
настроить сигнал по слуху.
Согласно технической характеристике правильно отрегулированный сигнал
должен звучать нормально при напряжении 12 в и силе тока не более 2,5 а.
На автомобилях ЭИЛ-130В (тягач) и ЗИЛ-131, кроме электрического сигнала,
устанавливают пневматический двухтональный сигнал С40-Б с двумя рупорами
17 (рис. 29, в). Этот сигнал включают ножным включателем 19 ВК-40,
установленным на полу кабины. Сигнал работает от сжатого воздуха с
давлением 4—10 кГ/см2.
Пневматический сигнал, кроме периодической (через 25 тысяч включений)
чистки вибраторов 16 камеры корпуса 13 и крышки 14, требует проверки и
регулировки.
Сигнал проверяют на стенде, оборудованном пневматической установкой.
Громкость исправного сигнала должна быть 112 дб на расстоянии 1 м от
микрофона при действии на вибраторы сжатым воздухом с давлением 6 кГ/см2.
С повышением давления от 7 до 10 кГ\см2 сигнал не должен нарушать
звучания, но при этом допускается увеличение громкости с изменением
тембра.
Звучание сигнала можно регулировать одной из прокладок 15. Если звучание
не улучшается, следует заменить вибраторы.
Клапан 18 включателя сигнала должен открываться при нажатии на кнопку 20
с усилием не более 12 кГ, при давлении в воздушной магистрали
автомобиля, равном 6 кГ/сж2.
Рис. 29. Звуковой и пневматический сигналы: а —
схема звукового сигнала; б — регулировка звукового сигнала; в — схема
пневматического сигнала