Порядок установки зажигания автомобилей ЗИЛ-130,
131
Устанавливать зажигание на вновь собранных
двигателях, а также на двигателях, с которых снимали
прерыватель-распределитель и его привод, нужно следующим образом.
1. Установить поршень первого цилиндра в положение в. м. г. (конец такта
сжатия) установочным зубчатым указателем 14 (рис. 26, в), для чего
следует повернуть коленчатый вал до совмещения метки 15 на шкиве 16
коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе 14 (в конце второго оборота
коленчатого вала). Указатель 14 закреплен болтом на центробежном датчике
13, установленном на крышке 17.
2. Расположить паз И (рис. 26, б) валика привода
прерывателя-распределителя так, чтобы он был параллелен риске 12,
нанесенной на верхнем фланце 9 корпуса привода и был смещен к передней
части двигателя.
В таком положении вставить привод прерывателя-распределителя в сборе в
гнездо блока 7 цилиндров (см. рис. 26, а), обеспечив при этом к моменту
начала зацепления шестерни привода с шестерней распределительного вала
совпадение отверстий в нижнем фланце 6 корпуса привода с отверстиями в
блоке. После того как привод прерывателя-распределителя станет на свое
место, паз 11 (см. рис. 26, б) валика привода должен расположиться
параллельно оси, соединяющей отверстия на верхнем фланце 9 корпуса
привода. В этом положении закрепить болтами 5 корпус привода
прерывателя-распределителя на блоке цилиндров.
В том случае, когда торцы зубьев шестерни привода попадают на торцы
зубьев шестерни распределительного вала или зубья туго заходят в свое
зацепление, необходимо немного повернуть коленчатый вал до совмещения
зубьев с впадинами шестерни или до полного их зацепления, слегка нажимая
на корпус привода.
При установке привода надо помнить, что шип конца валика должен войти в
паз валика масляного насоса. Если этого не произойдет, то валик привода
будет упираться в торец валика масляного насоса и привод не сядет до
конца в гнездо. В этом случае надо повернуть коленчатый вал двигателя на
два оборота, одновременно легко нажимая на корпус привода
прерывателя-распределителя.
3. Провернуть коленчатый вал двигателя на величину
установочного угла опережения зажигания так, чтобы метка 15 (см рис. 26
в) на шкиве коленчатого вала находилась против цифры 9 на установочном
указателе 14.
Коленчатый вал в заданное положение можно повернуть, используя ремни
привода агрегатов, при вывернутых свечах зажигания или пусковой
рукояткой. В том и другом случае метка на шкиве должна быть совмещена с
цифрой на указателе (в конце второго оборота коленчатого вала).
Провертывание коленчатого вала в обратном направлении на 9° (на
указателе цифра 9) позволяет установить раннее опережение зажигания, что
обеспечивает хороший пуск двигателя.
4. Вставить прерыватель-распределитель в сборе с пластинами
октан-корректора в гнездо корпуса привода распределителя так, чтобы
вакуумный регулятор был направлен вверх, а электрод ротора находился
против клеммы первого цилиндра. Закрепить пластины октан-корректора
двумя болтами 10 (см. рис. 26, а) на корпусе привода. Ослабить болт 8
крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу
прерывателя-распределителя так, чтобы можно было повернуть
распределитель рукой на некоторый угол. Если поворачивать распределитель
регулировочными гайками октан-корректора, то болт 8 крепления верхней
пластины ослаблять нельзя, в противном случае корпус
прерывателя-распределителя повернуть невозможно.
5. Включить зажигание и осторожно повернуть корпус
прерывателя-распределителя против часовой стрелки до положения начала
размыкания контактов прерывателя и появления искры между концом
центрального провода и массой двигателя при зазоре равном 2—3 мм для
стандартной системы зажигания, и 3—10 мм — для контактно-транзисторной
системы зажигания.
Начало размыкания контактов можно также проверять по загоранию лампочки,
подключенной к массе двигателя и к клемме низкого напряжения
прерывателя-распределителя (рис. 27).
В этом положении следует надежно затянуть болт 8 (см. рис. 26, а)
крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу
прерывателя-распределителя и тем самым закрепить
прерыватель-распределитель зажигания на корпусе привода.
6. Проверить правильность установки проводов высокого напряжения в
крышке распределителя в соответствии с порядком работы цилиндров
1-5-4-2-6-S-7-8 (см. рис. 1, в), учитывая что ротор распределителя
вращается по часовой стриже.
Зажигание на двигателях, с которых снимали прерыватель-распределитель
для регулировки и ремонта, ко не снимали привод
прерывателя-распределителя, надо устанавливать в соответствии с
указаниями пп. 3, 4, 5 и 6.
Зажигание на двигателях, с которых не снимали
прерыватель-распределитель и его привод, необходимо устанавливать в
соответствии с указаниями пп. 3, 5 и 6.
Установку зажигания уточняют на автомобиле при пробном пробеге в
соответствии с применяемым сортом топлива. Дополнительно установку
зажигания корректируют регулировочными гайками 2 (см. рис. 26, а) и
шкалой октан-корректора; при этом надо иметь в виду, что, поворачивая
корпус прерывателя-распределителя против часовой стрелки, опережение
зажигания увеличивают, при повороте корпуса по часовой стрелке —
уменьшают.