РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ ДВИГАТЕЛЯ
АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Температурный зазор между стержнем клапана и носком коромысла в процессе
эксплуатации постепенно изменяется из-за износа сопрягаемых деталей
газораспределительного механизма и ведет к нарушению регулировки.
Поэтому зазоры необходимо периодически проверять и регулировать.
Увеличенный зазор между стержнем впускного клапана и носком коромысла
уменьшает время открытия клапана. Это ухудшает наполнение цилиндра
горючей смесью, затрудняет пуск двигателя, а при его работе приводит к
падению мощности.
Увеличенный зазор выпускного клапана приводит к плохому удалению из
цилиндра отработавших газов, работа двигателя сопровождается характерным
металлическим стуком.
Уменьшенный зазор между стержнем клапана и носком коромысла приводит к
неплотной посадке клапанов в седле. При этом двигатель теряет компрессию
и перегревается, а мощность его снижается.
При маленьком зазоре впускного клапана рабочая смесь при такте сжатия
частично выталкивается во впускной трубопровод, а затем в карбюратор.
Это явление вызывает уменьшение количества рабочей смеси, понижает
давление в цилиндре и ведет к падению мощности двигателя. Другим
признаком неплотной посадки впускного клапана служат хлопки в
карбюраторе, так как часть горючих газов, попадая во время рабочего хода
во впускной трубопровод, а затем в карбюратор, вызывает воспламенение
горючей смеси, что является опасным в пожарном отношении. Когда мал
зазор у выпускного клапана, то это тоже приводит к падению мощности, так
как во время такта сжатия часть рабочей смеси удаляется в выпускной
трубопровод, а затем в глушитель. При этом, вследствие сгорания рабочей
смеси в выпускном трубопроводе и в глушителе, будут слышаться хлопки,
сопровождаемые черным дымом, выходящим из глушителя.
Работа двигателя в течение длительного времени с нарушенными зазорами
клапанов может привести к преждевременному обгоранию и износу головок
клапанов, их седел, короблению стержней клапанов, а также к износу
кулачков.
Порядок регулировки зазоров в клапанах. Зазоры в клапанах регулируют на
холодном двигателе при температуре 15—20°С двумя способами.
При первом способе клапаны регулируют отдельно для каждого цилиндра.
Поднимают капот двигателя, отвертывают ключом 14x12мм девять гаек 1
(рис. 1, а) крепления клапанных крышек 4 и снимают их, при этом
прокладки крышек можно не снимать. Затем устанавливают поршень первого
цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого
указателя 10
(см. рис. 2, б), для чего поворачивают коленчатый
вал до совмещения метки 9 на шкиве 11 коленчатого вала с меткой ВМТ на
указателе (в конце второго оборота коленчатого вала).
При установке поршня в в. м. т. облицовка радиатора препятствует
определению совмещения меток указателя и шкива коленчатого вала. Поэтому
рекомендуется вывертывать свечу 8 (рис. 1, а) зажигания первого цилиндра
и снимать крышку рас-
пределителя, что позволяет безошибочно определять
установку поршня в в. м. т. (такт сжатия). При этом поршень, подходя к
в. м. т., будет выталкивать воздух из цилиндра через свечное отверстие,
что можно легко ощутить пальцем, приложенным к отверстию; когда поршень
будет находиться в в. м. т., то электрод ротора распределителя будет
располагаться против клеммы первого цилиндра. В этом случае оба клапана,
впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем
клапана б и носком коромысла 5 образуется наибольший зазор, который
измеряют щупом и, если нужно, регулируют.
Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой
регулировочный винт 3, ослабить ключом 14 X 12 мм контргайку 2, после
чего взять одной рукой щуп (рис. 1,б), заложить его в зазор между
стержнем клапана и носком коромысла, а другой рукой взять отвертку и
вращать регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор, затем
оставить щуп в зазоре и закрепить регулировочный винт контргайкой при
помощи ключа и отвертки.
После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и
выпускного клапанов, причем щуп 0,25 мм должен проходить свободно через
зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить через него.
Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо
коленчатый вал повертывать рукояткой на 1/4 оборота, причем регулировку
зазоров вести последовательно согласно порядку работы цилиндров
1—5—4—2—6—3—7—8 (рис. I, в). Если клапаны регулируют на двигателе,
снятом с автомобиля, или при снятом радиаторе с автомобиля, то для
поворота коленчатого вала на lU оборота надо нанести мелом метки на шкив
коленчатого вала, разместив их под углом 90° при положении поршня
первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).
При второмспособе регулируют клапаны одновременно для нескольких
цилиндров.
Регулировку выполняют в такой последовательности:
устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по
методу, указанному ранее, и регулируют зазоры в следующих клапанах:
Впускного и выпускного 1-го цилиндра Выпускного......5-го »
Выпускного......2-го » Впускного......7-го »
Впускного......3-го » Впускного......8-го »
Выпускного ...... 4-го »
Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота
коленчатого вала на 360° (полный оборот).
После регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов на
место и закрепить их гайками.
Рис. 1. Регулировка клапанов: а — головка цилиндров
в. разрезе; б — регулировка зазора; в — схема блока цилиндров с
указанием порядка работы (1—8 — порядковые номера цилиндров)