Все контрольные приборы автомобиля объединены в комбинацию приборов. Она
включает в себя: спидометр со счетчиком пройденного пути, указатель
температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива, тахометр,
вольтметр со светодиодным индикатором и 12 контрольных ламп.
В 1996 г. вместо вольтметра стала устанавливаться контрольная лампа
заряда аккумуляторной батареи.
Комбинация приборов прикреплена к щиту передка автомобиля двумя гайками.
Соединения комбинации приборов выполнены печатным монтажом на плате из
фольгированного гетинакса.
Плата закреплена на задней стороне корпуса. Схемы соединений комбинации
приборов (выпуска до 1996 г. и после 1996 г.) показаны на рисунках.
Спидометр имеет два счетчика пройденного пути: один итоговый, а второй
«суточный». Показания второго счетчика можно устанавливать на ноль
рукояткой, выведенной сквозь стекло комбинации приборов. Сбрасывать
показания суточного счетчика можно только на стоящем автомобиле,
поворотом рукоятки по часовой стрелке.
Предупреждение
Чтобы не повредить стекло комбинации приборов, не допускается очищать
его с помощью каких-либо растворителей.
7.12.1.
ВАЗ-21213 (Нива).
Снятие и установка комбинации приборов
Снятие и установка
1. Откройте капот и отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной
батареи.
2. Снимите щиток панели приборов, для чего отверните снизу два винта его
крепления, а затем потяните на себя нижний край щитка и освободите
верхние защелки.
3. Отверните две гайки крепления и выньте комбинацию приборов из гнезда
панели приборов.
4. Отсоедините от комбинации приборов провода и гибкий вал привода
спидометра.
5. Установку комбинации приборов выполняйте в порядке, обратном снятию.
При монтаже не допускайте петель и перегибов гибкого вала, приводящих к
остаточной деформации его оболочки. После установки комбинации приборов
гибкий вал не должен иметь крутых изгибов. Радиусы изгиба оболочки вала
в смонтированном состоянии должны быть более 100 мм.
7.12.2. Разборка и сборка комбинации приборов
Снятие и установка
1. Откройте капот и отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной
батареи.
2. Снимите щиток панели приборов, для чего отверните снизу два винта его
крепления, а затем потяните на себя нижний край щитка и освободите
верхние защелки.
3. Отверните две гайки крепления и выньте комбинацию приборов из гнезда
панели приборов.
4. Отсоедините от комбинации приборов провода и гибкий вал привода
спидометра.
5. Установку комбинации приборов выполняйте в порядке, обратном снятию.
При монтаже не допускайте петель и перегибов гибкого вала, приводящих к
остаточной деформации его оболочки. После установки комбинации приборов
гибкий вал не должен иметь крутых изгибов. Радиусы изгиба оболочки вала
в смонтированном состоянии должны быть более 100 мм.
1. Если стрелка указателя находится постоянно в начале шкалы, то при
включенном зажигании отсоедините провод от датчика указателя и через
резистор 20–50 Ом соедините наконечник провода с массой.
2. Если стрелка отклонится, то, следовательно, неисправен датчик и его
необходимо заменить. Если стрелка не отклонится, то выньте комбинацию из
панели приборов, снимите красную колодку и при включенном зажигании
через резистор 20–50 Ом соедините штекер 13 (см. рис. Схема соединений
комбинации приборов выпуска до 1996 г. (вид сзади)) белой колодки
комбинации приборов с массой. Отклонение стрелки в этом случае укажет на
исправность прибора и на повреждение провода, соединяющего датчик
указателя с комбинацией приборов. Если стрелка не отклоняется, то
замените прибор или всю комбинацию приборов.
3. Если стрелка указателя постоянно находится в красной зоне, то при
включенном зажигании отсоедините провод от датчика. При неисправном
датчике стрелка должна вернуться к началу шкалы. Если стрелка остается в
красной зоне, то или провод имеет замыкание с массой или поврежден
прибор.
4. Исправность прибора можно проверить, отсоединив белую колодку от
комбинации приборов. При включенном зажигании стрелка должна находиться
в начале шкалы.
Указатель уровня топлива
Методика проверки аналогична описанной выше.
Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы и не
отклоняется после замыкания с массой наконечника розового провода,
отсоединенного от датчика, то необходимо проверить прибор. Для этого
снимите комбинацию приборов, отсоедините от нее белую колодку проводов и
при включенном зажигании через резистор 20–50 Ом соедините с массой
штекер 11 белой колодки комбинации приборов. У исправного прибора
стрелка должна отклониться.
Если стрелка указателя постоянно находится в конце шкалы, то прибор
можно проверить, отсоединив от комбинации приборов белую колодку
проводов. При этом у исправного прибора при включенном зажигании стрелка
должна вернуться в начало шкалы.
7.12.4. Проверка приборов
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
УКАЗАТЕЛЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Прибор действует совместно с датчиком, установленным в головке
цилиндров. При сопротивлении датчика 700 Ом стрелка должна находиться в
начале шкалы, а при сопротивлении 77–89 Ом – в начале красного участка
шкалы.
УКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ТОПЛИВА
Прибор работает в паре с датчиком, установленным в топливном баке. Этим
же датчиком включается контрольная лампа резерва топлива, если в баке
осталось 4–6 л бензина. При сопротивлении датчика 238–262 Ом стрелка
должна находиться в начале шкалы, при сопротивлении 59–71 Ом – в
середине шкалы, а при сопротивлении датчика 17–23 Ом – должна
отклоняться в конец шкалы (отметка 1).
СПИДОМЕТР
Спидометр проверяйте, вращая его ведущий валик с различными частотами
вращения. Данные для проверки приведены в таблице.
Данные для проверки спидометра
Частота вращения вала привода, мин–1
Показания спидометра, км/ч
500
31 – 35
1000
62 – 66,5
1500
93 – 98
2000
124 – 130
2500
155 – 161,5
ТАХОМЕТР
Принцип действия тахометра основан на измерении частоты следования
импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания двигателя.
Тахометр проверяется на стенде, имитирующем систему зажигания
автомобиля. Присоединив тахометр к схеме стенда так же, как на
автомобиле, установите напряжение в первичной цепи 14 В и зазор в
разряднике стенда – 7 мм. Вращайте валик датчика-распределителя
зажигания с такой скоростью, чтобы стрелка тахометра дошла до одного из
основных делений шкалы. В этот момент проверьте, чтобы отклонение
частоты вращения валика датчика-распределителя находилось в пределах
+250 мин–1 и –70 мин–1.
ВОЛЬТМЕТР
Вольтметр применялся в комбинации приборов до 1996 г., а затем был
заменен контрольной лампой заряда аккумуляторной батареи, схему
включения которой смотрите на рис. Схема соединений генератора.
Для проверки на вольтметр подается напряжение от регулируемого источника
питания. При напряжении менее (11,3±0,35) В светодиод вольтметра должен
гореть постоянно. Когда напряжение находится в пределах от (11,3±0,35) В
до (16±0,35) В светодиод гореть не должен.
При напряжении более (16±0,35) В светодиод должен мигать. Временная
задержка вольтметра составляет примерно 5 сек.
В датчике установлен терморезистор, изменяющий свое сопротивление в
зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Данные для проверки
датчика приведены в таблице.
Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Температура, °С
Напряжение, подводимое к
датчику, В
Заданное сопротивление
датчика, Ом
30
8
1350 – 1880
50
7,6
585 – 820
70
6,85
280 – 390
90
5,8
155 – 196
110
4,7
87 – 109
ДАТЧИК КОНТРОЛЬНОЙ ЛАМПЫ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА
Датчик устанавливается на блоке цилиндров. Контакты датчика должны
замыкаться и размыкаться при давлении 20–60 кПа (0,2–0,6 кгс/см2).
ДАТЧИК УРОВНЯ ТОПЛИВА
Датчик устанавливается в топливном баке и крепится к нему гайками.
Датчик имеет переменный резистор из нихромовой проволоки. Подвижный
контакт резистора перемещается рычагом с поплавком. На коротком конце
этого рычага находится также подвижный контакт, включающий контрольную
лампу резерва топлива, если в баке остается 4–6 л бензина.
При пустом баке сопротивление датчика должно быть (250±12) Ом, с баком,
наполненным наполовину, – (66±6) Ом, а при полном баке – (20±3) Ом.
Реле-прерыватель РС-492 предназначен для получения прерывистого горения
контрольной лампы стояночного тормоза. Он подвешен на проводах с левой
стороны под панелью приборов.
Количество циклов в минуту включения и выключения реле-прерывателя при
напряжении от 10,8 до 15 В и температуре от –40 до +40° С должно быть в
пределах 60–120. Сопротивление обмотки прерывателя 26 Ом.
С 1995 г. реле-прерыватель РС-492 на автомобилях не применяется. Поэтому
при торможении автомобиля стояночным тормозом контрольная лампа
стояночного тормоза горит постоянным светом.