ВАЗ-21213 (Нива). Стартер 35.3708

  Главная      Автомобили - ВАЗ     ВАЗ-21213 (Нива вседорожник) - руководство по техническому обслуживанию и ремонту

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

ВАЗ-21213 (Нива). Стартер 35.3708

 



Техническая характеристика



 


Стартер 35.3708
 

 
1 – шестерня привода; 
2 – обгонная муфта; 
3 – поводковое кольцо; 
4 – резиновая заглушка; 
5 – рычаг привода; 
6 – крышка со стороны привода; 
7 – якорь реле; 
8 – обмотка реле; 
9 – контактная пластина;
10 – крышка реле; 
11 – контактные болты; 
 
12 – коллектор; 
13 – щеткодержатель; 
14 – втулка вала якоря; 
15 – крышка со стороны коллектора;
16 – кожух; 
17 – корпус; 
18 – полюс статора; 
19 – якорь; 
20 – промежуточное кольцо; 
21 – ограничительное кольцо 
 

Стартер типа 35.3708 это электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.

В корпусе 17 закреплены четыре полюса 18 с обмотками возбуждения, три из которых последовательные и одна параллельная. Корпус вместе с крышками 6 и 15 стянуты двумя болтами. Якорь имеет торцовый коллектор. Вал якоря вращается в металлокерамических втулках 14, запрессованных в крышки 6 и 15. 

Схема соединений стартера

 

Стартер 35.3708
 

 
1 – стартер; 
2 – аккумуляторная батарея; 
3 – генератор; 
 
4 – реле включения стартера; 
5 – выключатель зажигания 
 

При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи через вспомогательное реле 4 типа 113.3747-10 подается на обмотки тягового реле стартера (втягивающую II и удерживающую I). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается. 

Техническая характеристика стартера

 
Номинальная мощность, кВт 1,3 
Потребляемая сила тока при номинальной 
мощности, А 
290 ± 10 
Потребляемая сила тока в заторможенном 
состоянии, не более, А 
550 
Потребляемая сила тока на холостом ходу без 
реле, не более, А 
60

 

 

 

 

 

 

Возможные неисправности стартера 35.3708, их причины и методы устранения

 

ПРИЧИНА  МЕТОД УСТРАНЕНИЯ

При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает

Неисправна или полностью разряжена 
аккумуляторная батарея
Зарядите батарею или замените 
Сильно окислены полюсные выводы 
аккумуляторной батареи и 
наконечники проводов; слабо 
затянуты наконечники 
Очистите полюсные выводы и наконечники 
проводов, затяните и смажьте вазелином 
Межвитковое замыкание во 
втягивающей обмотке тягового реле, 
замыкание ее на массу или обрыв 
Замените тяговое реле 
Неисправно реле включения стартера Зачистите контакты реле. Неисправное 
реле замените 
Обрыв в цепи питания обмотки реле 
включения стартера 
Проверьте провода и их соединения в цепи 
между штекером «50» выключателя 
зажигания и штекером «86» реле 
Не замыкаются контакты «30» и «50» 
выключателя зажигания 
Замените контактную часть выключателя 
зажигания
Обрыв в проводах питания тягового 
реле стартера 
Проверьте провода и их соединения в цепи: 
аккумуляторная батарея – реле включения 
стартера – штекер «50» тягового реле
Заедание якоря тягового реле Снимите реле, проверьте легкость 
перемещения якоря 

При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, 
тяговое реле срабатывает 

Неисправна или разряжена 
аккумуляторная батарея 
Зарядите батарею или замените
Окислены полюсные выводы 
аккумуляторной батареи и 
наконечники проводов; слабо 
затянуты наконечники 
Очистите полюсные выводы и наконечники 
проводов, затяните и смажьте вазелином
Ослабло крепление наконечников 
провода, соединяющего силовой 
агрегат с кузовом или с выводом 
«минус» аккумуляторной батареи 
Подтяните крепления наконечников 
провода 
Окислены контактные болты тягового 
реле или ослабли гайки крепления 
наконечников проводов на контактных 
болтах 
Зачистите контактные болты, затяните 
гайки крепления проводов 
Подгорание коллектора, зависание 
щеток или их износ 
Зачистите коллектор, замените щетки 
Обрыв или замыкание в обмотках 
статора или якоря 
Замените статор или якорь 
Замыкание щеткодержателя 
«положительной» щетки на массу 
Устраните замыкание или замените крышку 
со стороны коллектора 

При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается

Разряжена аккумуляторная батаре  Зарядите батарею 
Большое падение напряжения в цепи 
питания тягового реле из-за сильного 
окисления наконечников проводов
Проверьте провода и их соединения в цепи 
от аккумуляторной батареи до штекера 
«50» тягового реле 
Обрыв или замыкание в 
удерживающей обмотке тягового реле 
Замените тяговое реле 

При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается

Пробуксовка муфты свободного хода  Проверьте стартер на стенде, замените 
муфту 
Поломка рычага включения муфты или 
выскакивание его оси 
Замените рычаг или установите на место 
его ось 
Поломка поводкового кольца муфты 
или буферной пружины 
Замените муфту 

Необычный шум стартера при вращении якоря 

Ослабло крепление стартера или 
поломана его крышка со стороны 
привода 
Подтяните гайки крепления или 
отремонтируйте стартер 
Стартер закреплен с перекосом  Проверьте крепление стартера 
Чрезмерный износ втулок 
подшипников или шеек вала якоря 
Замените стартер 
Ослабло крепление полюса статора 
(якорь задевает за полюс) 
Затяните винт крепления полюса 
Повреждены зубья шестерни привода 
или обода маховика 
Замените привод или маховик 
Шестерня не выходит из зацепления с 
маховиком: 
Проделайте следующее: 
– заедание рычага привода – замените рычаг 
– заедание муфты на шлицах вала 
якоря 
– очистите шлицы и смажьте их 
моторным маслом 
– соскочило стопорное кольцо со 
ступицы муфты 
– замените муфту или тяговое реле 
– заедание якоря тягового реле – замените тяговое реле или устраните 
заедание 
– неисправна контактная часть 
выключателя зажигания: не 
размыкаются контакты «30» и «50» 
– проверьте правильность замыкания 
контактов при различных положениях 
ключа; неисправную контактную часть 
замените

 

 

7.4.3. Проверка стартера на стенде

Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. 

Схема соединений для проверки стартера на стенде

 

Проверка стартера на стенде
 

 
1 – аккумуляторная батарея;
2 – амперметр с шунтом на 1000 А; 
3 – выключатель; 
 
4 – реостат на 800 А; 
5 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В;
6 – стартер 
 

Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм2. 

Температура стартера при проверках должна быть (25±5)° С, а щетки – хорошо притерты к коллектору.

Проверка работоспособности 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 

1. Замыкая выключатель 3, при напряжении источника тока 12 В три раза включите стартер с разными условиями торможения. Например, при тормозных моментах 2; 6 и 10 Н·м (0,2; 0,6 и 1 кгс·м). Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с. 
2. Если стартер не вращает зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и проверьте его детали. 

Испытание в режиме полного торможения

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Затормозите зубчатый венец стенда, включите стартер и замерьте ток, напряжение и тормозной момент, которые должны быть соответственно не более 550 А, не более 7,5 В и не менее 13,7 Н·м (1,4 кгс·м). Длительность включения стартера должна быть не более 5 с. 
2. Если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкание обмоток на массу. 
3. Если тормозной момент и потребляемая сила тока ниже указанных выше величин, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления выводов обмотки статора, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.
4. При полном торможении якорь стартера не должен проворачиваться; если это происходит, то неисправна муфта свободного хода. 
5. Для устранения неисправностей разберите стартер и замените или отремонтируйте поврежденные детали.

Испытание на режиме холостого хода

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Выведите зубчатый венец стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер и замерьте потребляемый им ток и частоту вращения якоря тартера, которые должны быть соответственно не более 60 А и (5000±1000) мин–1 при напряжении на клеммах стартера 11,5–12 В. 
2. Если сила тока и частота вращения вала якоря отличаются от указанных значений, то причины могут быть те же, что и в предыдущем испытании. 

Проверка тягового реле

Установите между ограничительным кольцом 21 (см. рис. Стартер 35.3708) и шестерней прокладку толщиной 12,8 мм и включите реле. Напряжение включения реле при упоре шестерни в прокладку должно быть не более 9 В при температуре окружающей среды (20±5)° С. Если напряжение больше, то это указывает на неисправность реле или привода. 

Реле включения стартера

Напряжение включения реле должно быть не более 8 В при температуре (23±5)° С. Если напряжение больше, то это указывает на неисправность реле или привода. 

 

 

7.4.4. Ремонт стартера

Детали стартера

 

Детали стартера
 

 
1 – крышка стартера со стороны привода с промежуточным кольцом; 
2 – резиновая заглушка; 
3 – рычаг привода; 
4 – тяговое реле; 
5 – крышка со стороны коллектора; 
6 – щетка; 
7 – пружина щетки; 
8 – защитный кожух;
 
9 – стопорная шайба;
10 – регулировочная шайба; 
11 – корпус; 
12 – стяжной болт; 
13 – якорь; 
14 – изолирующая трубка; 
15 – обгонная муфта с шестерней привода; 
16 – ограничительное кольцо 

 

 

 

 

7.4.4.1. Разборка стартера

1. Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоедините от него вывод обмоток статора. Отверните гайки крепления тягового реле и снимите его. Выньте заглушку 2 (см. рис. Детали стартера) из передней крышки. 
2. Отверните винты и снимите защитный кожух 8. Снимите стопорную шайбу 9, выверните стяжные болты 12 и отсоедините корпус 11 с крышкой 5 от крышки 1 с якорем 13. 
3. Отверните винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора и отсоедините корпус от крышки со стороны коллектора. Снимите пружины 7 и щетки 6. 
4. Расшплинтуйте и выньте из крышки рычаг и якорь с приводом, а затем отсоедините рычаг от привода. 
5. Чтобы снять с якоря привод, удалите стопорное кольцо из-под ограничительного кольца 16. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы. 
6. Для разборки тягового реле отверните гайки стяжных болтов и отпаяйте выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.
7. После разборки продуйте детали сжатым воздухом и протрите. 

 

 

7.4.4.2. Проверка технического состояния деталей редуктора

Якорь

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Проверьте мегомметром или с помощью лампы, питаемой напряжением 220 В, нет ли замыкания обмотки якоря на массу. Напряжение через лампу подводится к пластинам коллектора и к сердечнику якоря. Горение лампы указывает на замыкание пластин коллектора с массой. При проверке мегомметр должен показывать сопротивление не менее 10 кОм. Якорь, имеющий замыкание с массой, замените.
2. Специальным прибором проверьте, нет ли замыканий между секциями обмотки якоря и пластинами коллектора, а также нет ли обрывов в месте припайки выводов секций обмотки к пластинам коллектора. 
3. Осмотрите рабочую поверхность коллектора. Если она загрязнена или пригорела, то зачистите ее мелкозернистой шлифовальной шкуркой. 
4. Проверьте биение сердечника относительно цапф вала. Если оно больше 0,08 мм – замените якорь. 
5. Проверьте состояние поверхностей шлицев и цапф вала якоря. На них не должно быть задиров, забоин и износа. Если на поверхности вала появились следы желтого цвета от втулки шестерни, удалите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой, так как они могут стать причиной заедания шестерни на валу. 

Привод

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Привод стартера должен свободно, без заметных заеданий перемещаться на валу якоря. Шестерня должна проворачиваться относительно вала якоря в направлении вращения якоря под действием момента не более 0,27 Н·м (2,8 кгс·см). В обратном направлении шестерня проворачиваться не должна. Если на заходной части зубьев шестерни имеются забоины, то подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра. 
2. Если детали привода повреждены или значительно изношены, замените привод новым. 

Статор

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Проверьте мегомметром или с помощью лампы, питаемой напряжением 220 В, нет ли замыкания обмотки статора на массу. Напряжение через лампу подводится к общему выводу обмотки и к корпусу стартера. Если лампа горит или мегомметр показывает сопротивление меньше 10 кОм, а также если обмотки имеют следы перегрева (почернение изоляции), замените корпус с обмотками. 

Крышки

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Проверьте, нет ли на крышках трещин. Если они имеются – замените крышки новыми. Проверьте состояние втулок крышек. Если они изношены, то замените крышки в сборе или только втулки. Новые втулки после запрессовки разверните до 12,015+0, 03 мм. 
2. Проверьте надежность крепления щеткодержателей на крышке со стороны коллектора. Щеткодержатели положительных щеток не должны иметь замыкания с массой. Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Щетки, изношенные по высоте до 12 мм, замените новыми, предварительно притерев их к коллектору.
3. Проверьте динамометром усилие пружин на щетках, которое для новых щеток должно составлять 9,8±0,98 Н (1±0,1 кгс) и, при необходимости, замените пружины новыми. 

Тяговое реле

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 

1. Проверьте легкость перемещения якоря реле. Проверьте омметром замыкаются ли контактные болты реле контактной пластиной. 
2. Если контактные болты не замыкаются, то разберите реле и зачистите контактные болты и пластину мелкозернистой шкуркой или плоским бархатным напильником. 
3. При значительном повреждении контактных болтов в месте соприкосновения с контактной пластиной можно повернуть болты на 180°. 

 

 

 

 

7.4.4.3. Сборка стартера

Сборка стартера производится в порядке, обратном разборке. 

Перед сборкой смажьте моторным маслом винтовые шлицы вала якоря и ступицы обгонной муфты, шестерню и втулки крышек. Поводковое кольцо привода смажьте консистентной смазкой Литол-24. 

На стяжной болт, проходящий под шиной последовательных катушек статора, наденьте изолирующую пластмассовую трубку. 

Подбором толщины регулировочной шайбы 10 (см. рис. Детали стартера) обеспечьте осевой свободный ход якоря не более 0,5 мм. После сборки проверьте стартер на стенде. 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..