9.4. РЕМОНТ И ПРОВЕРКА ГЕНЕРАТОРОВ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ (1987 год)

 

  Главная      Автомобили - Камаз     Ремонт автомобилей Камаз (Титунин Б.А., Старостин Н.Г.) - 1987 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

 

9.4. РЕМОНТ И ПРОВЕРКА ГЕНЕРАТОРОВ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ (1987 год)

9.4.1. Техническая характеристика генераторов

На автомобилях КамАЗ установлен трехфазный синхронный генератор переменного тока Г272 с независимым электромагнитным возбуждением и встроенным в крышку со стороны контактных колец кремниевым выпрямителем. С 1980 г. на автомобилях КамАЗ всех моделей устанавливается генераторная установка Г273А, показанная на рис. 130, а. Она состоит из трехфазного синхронного генератора с прямоточной вентиляцией, встроенного в генератор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения. Генератор двумя лапами крепится к кронштейну верхней передней части двигателя, а третьей лапой — к натяжной планке и приводится во вращение двумя клиновидными ремнями.

 

 

 

Рис. 130. Генераторная установка Г273А:
1 — шкив генератора; 2 — вентилятор; 3 — передняя крышка корпуса генератора; 4 — статор генератора; 5 — ротор; 6 — вал ротора; 7 — выпрямительный блок; 8 — задняя крышка корпуса; 9 — контактные кольца якоря; 10 — крышка выпрямительного блока;
II — подпилочное сопротивление; 12 — регулятор напряжения Я-120М

 

 

 

Генератор типа Г273А с правым направлением вращения со стороны привода имеет номинальное напряжение 28 В и максимальную силу тока 28 А. Частота вращения ротора при токе нагрузки 10 А не более 1550 мин-1 и при токе нагрузки 20 А — 2100 мин-1. Сила тока возбуждения не более 3,4 А.

В выпрямительном блоке установлены медно-графитовые щетки M1.

Регулятор напряжения Я120АТ — изделие неразборное и при выходе из строя ремонту не подлежит.

 

 

9.4.2. Неисправности генераторов и способы их устранения

При поступлении в ремонт генератор может иметь различные неисправности. Возможные неисправности генераторов показаны в табл. 53.

 

53. Возможные неисправности генераторов, их причины и способы устранения 

 

Амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала
Колебание тока нагрузки
Чрезмерно большой зарядный ток
Повышенный шум при работе генератора
Перегрев подшипника



Перед снятием генератора с двигателя или перед его установкой на двигатель обязательно отключается аккумуляторная батарея, так как положительная клемма (+) генератора находится под напряжением.

Для снятия генератора ослабляется стяжной болт опоры кронштейна генератора, отвинчивается гайка шпильки крепления генератора к кронштейну, выворачивается болт крепления генератора к натяжной планке.

При ремонте генераторов неисправные и поврежденные детали заменяются новыми. 

 

9.4.3. Разборка и ремонт генераторов

В технологический процесс разборки генератора включаются следующие операции:

выворачиваются болты крепления щеткодержателя и снимается щеткодержатель;

выворачиваются винты крепления крышки шарикоподшипника; снимается крышка со стороны контактных колец вместе со статором;

отсоединяются фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделяется статор;

отворачивается гайка крепления шкива для его снятия; снимаются шкив, вентилятор, сегментная шпонка и втулка; с помощью специального съемника снимается крышка со стороны привода вместе с шарикоподшипником и вентилятором; для этого используются резьбовые отверстия в крышке.

Детали и узлы генератора после разборки делятся на две группы: детали, не имеющие обмоток, и детали с обмотками.

Детали, не имеющие обмоток, подвергаются мойке раствором «Лабомид-203».

Детали, имеющие обмотки, подвергаются очистке ветошью,

 

смоченной в бензине, продуваются сжатым воздухом и сушатся в сушильном шкафу при температуре 90...100 °С в течение 45— 90 мин.

Очищенные детали и узлы подвергаются дефектации. Детали, имеющие механические повреждения, заменяются. Погнутые лопасти вентилятора правятся и рихтуются. Износ канавок шкива проверяется установкой в шкив роликов диаметром 14 мм и контролем размера по выступам роликов. Размер между выступами роликов должен быть не менее 83,5 мм. Изношенные посадочные отверстия под подшипник в крышке со стороны привода растачиваются и затем в них запрессовываются ремонтные кольца с внутренним диаметром, равным номинальному.

Исправность обмотки возбуждения ротора проверяется омметром или тестером. Значение сопротивления должно соответствовать указанному в технической характеристике, если в обмотке нет короткозамкнутых витков. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется.

Исправность обмоток и надежность прилегания щеток в контактных кольцах проверяется на стенде по схеме, показанной на рис. 131.

При напряжении источника питания постоянного тока 28 В, подсоединенного к выводным концам обмотки, величина потребляемого тока не должна превышать значений, указанных в технической характеристике генератора.

Замыкание обмотки возбуждения на «массу» определяется контрольной лампой под напряжением 220—550 В. Если в течение минуты лампочка не загорится, то изоляция обмотки исправна.

 

 

 

 

 

 

Рис. 131. Схема проверки исправности обмоток ротора и надежности прилегания щеток к контактным кольцам на стенде:
1,2 — контрольные приборы стенда; 3 — реостат; 4 — выпрямительный блок генераторной установки, 5 — обмотка ротора; 6 — обмотка статора

 

Обмотка статора проверяется отдельно после разборки генератора с отсоединенными от выпрямительного блока выводами обмотки. Обрыв в фазной обмотке статора обнаруживается поочередным соединением по две фазы к омметру или тестеру или через контрольную лампу к источнику тока напряжением 12—30 В. При исправной обмотке показания омметра должны соответствовать значениям, указанным в технической характеристике.

В случае обрыва какой-нибудь из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка омметра или тестера не отклоняется (контрольная лампа не загорается).

Межвитковое замыкание обмотки статора проверяется дефектоскопом модели ПДО-1.

 

 

 

9.4.4. Сборка и проверка генераторов

Сборка генератора производится в последовательности, обратной разборке.

После ремонта генератор устанавливается на двигатель, при этом регулируется натяжение ремня вентилятора.

Регулировка натяжения ремня привода генератора производится в следующей последовательности:

середина ветви приводного ремня нажимается с усилием 40 Н, как показано на рис. 130, б;

мерной линейкой замеряется величина прогиба; он должен быть не больше 15—22 мм при усилии 40 Н;

затягиваются болты крепления передней лапы генератора к кронштейну и болт крепления генератора к натяжной планке.

При отклонении величины прогиба от указанной натяжение ремня регулируется следующим образом: ослабляются болты крепления передней лапы генератора к кронштейну, болты крепления генератора к натяжной планке; нажатием руки или с помощью рычага отклоняется генератор в сторону натяжения ремня до требуемой величины.

Исправный генератор при работе двигателя со средней частотой вращения коленчатого вала должен давать зарядный ток, сила которого уменьшается по мере восстановления зарядки аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока не свидетельствует о неисправности генератора. 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..