Глава 8 РЕМОНТ КАБИН АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ (1987 год)

 

  Главная      Автомобили - Камаз     Ремонт автомобилей Камаз (Титунин Б.А., Старостин Н.Г.) - 1987 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

 

 

 

Глава 8 РЕМОНТ КАБИН АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ (1987 год)

8.1. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КАБИН И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

На автомобиле КамАЗ-5320 установлена цельнометаллическая трехместная кабина без спального места, а на автомобилях КамАЗ-5410, 54112, 53212 сзади сидений водителя и пассажиров имеется спальное место. На автомобилях КамАЗ-5511 установлена цельнометаллическая двухместная кабина без спального места.

Кабина установлена над двигателем на раме и удерживается от опрокидывания двумя запорными механизмами. Крепится к раме она в четырех точках с помощью шарнирных передних опор и задних опор с рессорами. Опрокидывается кабина вперед с помощью торсионного механизма.

Кабина автомобиля состоит из следующих основных частей: корпуса, дверей, остекления, сидений, термошумоизоляции, деталей интерьера, облицовочных панелей, крыльев, подножек, деталей подрессоривания и крепления кабины.

Дефектация кабины производится с целью выявления характера повреждения в корпусе, определения порядка ремонта и трудоемкости ремонтных работ.

Для удобства выполнения на корпусе кабины различных дефектовочных и ремонтных работ применяются стенды-кантователи, позволяющие поворачивать кабину в удобное для работы положение. Кабина устанавливается на стенд-кантователь при помощи грузоподъемных механизмов и специальных захватов.

Поступившие в капитальный ремонт кабины могут иметь следующие неисправности: вмятины, трещины, погнутости поверхностей кабины, затруднительное открывание и закрывание дверей, неисправности замков, стеклоочистителей, разбитые стекла.

Возможные неисправности кабин и способы их устранения приведены в табл. 50. 

50. Основные неисправности кабин, дверей, замков и стеклоочистителей, причины и способы их устранения 

 

Вмятины, погнутость, трещины поверхностей кабины Тугое закрывание и открывание дверей кабины
Заедает или не работает предохранитель замка
Плохая очистка ветрового стекла
Уменьшение числа двойных ходов стеклоочистителей
Не включается пневмодвигатель 

 

 

8.2. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ КАБИН АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ

 

Капитальный ремонт кабины производится в соответствии с технологическим процессом капитального ремонта,  заключающийся в ее разборке, снятии старой краски, дефектации, ремонте узлов и деталей или замене, сборке и окраске.

После мойки и разборки с кабины старая краска удаляется вручную при помощи стальных острых скребков и металлических щеток.

Наиболее эффективен химический метод, заключающийся в том, что кузов обрабатывается пастой. Примерный состав пасты для снятия пентафталевых, глифталевых и других синтетических красок следующий: каустической соды—18%; негашеной извести— 20%; мазута—10%; молотого мела — 20 г на 1 л воды.

Для снятия старой краски применяется также жидкая паста СП-6 следующего состава: хлористый метилен — 95%; парафин— 3,5%; резина—1,5%.

После нанесения пасты на окрашенную поверхность старое многослойное покрытие из нитроэмали набухает в течение 3 мин, а набухание лакокрасочного покрытия из синтетической эмали происходит в течение 15—25 мин (в зависимости от количества слоев краски). После набухания пленка старой краски легко снимается шпателем. После удаления старой краски кабина тщательно промывается сольвентом, уайт-спиритом или растворителем 646, а затем ополаскивается чистой водой.

Помещения, где выполняются окрасочные работы, оборудуются хорошей вентиляцией, а температура воздуха в них должна быть не ниже 18...20°С.

Эффективно удаляется старая краска с поверхностей кабины методом дробеструйной обработки. Для этого применяется металлическая дробь размером зерна 0,2—0,3 мм и твердостью HRC 52—62. После дробеструйной обработки поверхность кабины приобретает шероховатость, обеспечивающую качественную предварительную подготовку поверхности к окраске.

Ремонт кабины автомобиля начинается с правки поверхности и отдельных частей. При невозможности выправить панели ремонт производится путем замены деталей. Ремонтные детали вырезаются из выбракованных кабин и оперения или изготовляются новые. Ремонтные детали изготовляются с помощью шаблонов для раскроя стальных листов и штампов, где заготовкам придается форма элементов самой кабины или оперения.

В процессе ремонта кабины могут быть использованы ее части в виде дополнительных ремонтных деталей (ДРД). Кабина, подготовленная для постановки дополнительных ремонтных деталей, представлена на рис. 121. Дополнительными ремонтными деталями могут быть:

панели пола (левая, правая); панели крыши;

боковые панели передней части кабины (левая, правая); наружная панель передней части кабины;

панели двери;

панели крыла (левого, правого).

Непригодные части кабины отрезаются газовой резкой и вместо них привариваются дополнительные ремонтные детали.

При приварке отдельных ДРД панелей целесообразно использовать полуавтоматическую сварку в среде углекислого газа. При замене деталей вначале производится операция прихватывания панелей к корпусу отдельными точками. Расстояние между отдельными точками прихватки принимается равным 80— 120 мм. Прихватку целесообразно выполнять проволокой диаметром 0,8 мм той же марки, что и для сварки основных швов, на следующем режиме: сила сварочного тока — 45 А; напряжение сварочной дуги— 18—20 В; вылет электрода — 8—10 мм. Панели привариваются внахлестку с перекрытием краев в 25 мм сплошным швом постоянным током обратной полярности силой 45 А при напряжении 17—21 В.

Дефекты в виде трещин на корпусах кабин и оперения устраняются газовой сваркой с использованием газосварочного аппарата. Сварку рекомендуется производить газовой горелкой ГС-53 с наконечником № 1 сварочной проволокой СВ-08 или СВ-15 диаметром 1,5 мм.

Все сварные швы для упрочнения места сварки и придания необходимого профиля восстановленного участка, а также для создания лучшей герметичности проковываются. Ковка выполняется пневматическим молотком при помощи комплекта поддержек. Места сварки зачищают пневматическими шлифовальными или полировальными машинами.

Для выравнивания небольших вмятин и неровностей на облицовочных поверхностях кабин применяют заполнители. Для заделки неровностей и вмятин в панелях кабин используют припои ПОС-18 или ПОС-30.

 

 

В настоящее время применяется прогрессивный способ — газопламенное напыление порошка термопластика ТПФ-37. Поверхность, подлежащая выравниванию, перед напылением должна быть тщательно очищена от всех загрязнений, обезжирена бензином или ацетоном и нагрета до температуры 170...180 °С. Термопластик напыляют аппаратом УПН-6-63 в несколько слоев до полного заполнения неровностей, затем ведут обкатку специальным роликом каждого слоя. После отверждения нанесенный слой пластмассы зачищают.

После ремонта кабина окрашивается. Технологический процесс окрашивания кабин включает следующие операции: подготовку поверхности к окрашиванию, грунтование, шпатлевку, шлифование грунтованной и шпатлеванной поверхности, нанесение антикоррозионной и противошумной мастик, нанесение первого (выявительного) слоя краски, выравнивание выявленных неровностей шпатлеванием, шлифование шпатлеванной поверхности, окрашивание поверхности и сушку кабины. 

 

 8.3. ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ КАБИН К ОКРАШИВАНИЮ


Подготовка поверхности кабины к окрашиванию заключается в очистке ее поверхности от следов коррозии, влаги, окалины, наплывов, образовавшихся при сварке, старой краски и в обезжиривании этой поверхности. Наплывы от сварки, следы коррозии и окалины удаляют при помощи переносных электрических и пневматических зачистных машинок или электромеханических щеток. Обезжиривают поверхность кабины ветошью, смоченной уайт-спиритом или бензином, и протирают насухо. Применение бензина и уайт-спирита опасно в пожарном отношении. Поэтому с целью пожарной безопасности для обезжиривания поверхностей перед окраской целесообразно применять щелочные растворы.

 

 

Рис. 122. Дверца кабины, подготовленная к окрашиванию

 

 

После обезжиривания щелочным раствором поверхность кабин промывают водой для удаления остатков солей, просушивают продувкой горячим воздухом и после этого наносят слой грунта. Грунт — первый слой лакокрасочного покрытия, наносимый непосредственно на металл, обеспечивающий хорошую сцепляемость с поверхностью детали. Для устранения неровностей на поверхности загрунтованных кабин применяется шпатлевка. Шпатлевка существенно снижает прочность лакокрасочного покрытия, поэтому ее наносят в минимальном количестве толщиной, не превышающей 0,5 мм. Шпатлевку МС-00-6 (продолжительность сушки 30 мин при температуре 18...23°С) применяют для выравнивания поверхности под меламиноалкидные эмали. Для шпатлевания  поверхности под нитроэмали применяют нитроцеллюлозные шпатлевки НЦ-00-7 и НЦ-00-8, высыхающие при температуре 18...23 °С в течение 25 ч. Для выравнивания незначительных дефектов поверхности (царапины, риски) применяют глифталевые грунт-шпатлевки № 178 и 188 или ГФ-018, которые наносят методом распыления в один-два слоя. Продолжительность сушки их составляет 40 мин при температуре 100...110 °С. Для заполнения существенных дефектов в металлической поверхности применяют эпоксидные шпатлевки Э-4020, Э-4022 или ЭП-00-10. Эти шпатлевки можно нанести слоем толщиной до 20 мм, поскольку они не имеют усадки и не растрескиваются. Дверца кабины с нанесенным на ее поверхность грунтом и зашпатлеванными неровностями представлена на рис. 122.

 

 

8.4. ОКРАШИВАНИЕ И СУШКА КАБИН
Для окраски кабин автомобилей применяют следующие виды краски: нитроцеллюлозные, пентафталевые, глифта-левые и меламиноалкидные.

Кабины окрашивают методами воздушного и безвоздушного распыления, а также распылением в электрическом поле.

Безвоздушное распыление лакокрасочных материалов заключается в том, что краска подается в распылитель под большим давлением.

Окрашивание кабин в электрическом поле основано на физическом явлении переноса заряженных частиц (в данном случае лакокрасочных материалов) из распылителя на поверхность кабины, находящейся под положительным напряжением.

Лакокрасочное покрытие, нанесенное на поверхность кабины, показано на рис. 123.

Сушку лакокрасочного покрытия можно осуществлять естественным и искусственным способами.

Естественная сушка происходит в помещении малярного цеха при температуре 18...23°С и относительной влажности не более 70 %. Естественная сушка длится довольно долго, непроизводительно увеличивая общий цикл ремонта кабины. Поэтому такой способ невыгоден. Чтобы создать условия, при которых окрашенные поверхности кабины подвергались бы постоянному воздействию повышенных температур при интенсивном движении воздуха, применяют искусственную сушку в специальных камерах или установках. Предельные температуры сушки для масляных красок и лаков равны 110...120 °С, для глифталевых лаков и эмалей 170... 180 °С. Существуют следующие способы искусственной сушки: конвекционный, терморадиационный и индукционный.

Конвекционный способ сушки окрашенной поверхности осуществляется обдуванием ее горячим воздухом в сушильных камерах, оснащенных тепловентиляционными приборами.

Терморадиационная сушка основана на поглощении окрашенной поверхностью кабины инфракрасных лучей. Проникая через слой лакокрасочного покрытия, инфракрасные лучи с длиной волны от 3,5 до 5,0 мкм достигают металлической поверхности кабины и нагревают ее вследствие перехода лучистой энергии в тепловую.

При индукционном способе деталь помещается в индуктор и нагревается за счет вихревых токов, которые нагревают ее. При последних двух способах сушка производится от нижних слоев к верхним, что способствует лучшему улетучиванию растворителя. Кроме того, действие термического эффекта вызывает ускоренный процесс окисления, который протекает по всей толщине покрытия равномерно, а также процесс полимеризации, начинающийся с нижележащих слоев.

 

 

 

 

Рис. 123. Лакокрасочное покрытие, нанесенное на поверхность кабины:
1 — металл кабины, 2 слой грунта; 3 — зашпатле-ванные неровные места; 4 слой краски

 

 


Контрольные вопросы

1. Какие конструктивные особенности имеют кабины автомобилей КамАЗ? Назовите основные части кабины.

2. Какие неисправности могут иметь кабины?

3. Какие основные операции технологического процесса выполняются при ремонте кабин?

4. Какие ремонтные детали используются при ремонте кабин и каким способом они устанавливаются?

5. Как устраняются трещины на корпусе кабины?

6. Как производится выравнивание вмятин на кабине?

7. Из каких основных операции состоит технологический процесс окраски кабины?

8. Какие применяются способы окраски кабин?

9. Какие способы сушки лакокрасочного покрытия применяются при окрашивании кабины? 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..