Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ КамАЗ (1987 год)

 

  Главная      Автомобили - Камаз     Ремонт автомобилей Камаз (Титунин Б.А., Старостин Н.Г.) - 1987 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ КамАЗ (1987 год)

 


2.1. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ


Объем текущего ремонта автомобиля зависит от характера работ, которые определяются при возникновении неисправностей или при техническом обслуживании машин. Объем работ при текущем ремонте машин обычно не превышает 30 чел.-ч.

Содержание операций технологического процесса текущего ремонта может быть различным, так как оно зависит от количества и характера выявленных неисправностей, способов их устранения.

Выполняется текущий ремонт машины в соответствии с маршрутной схемой технологического процесса. Он начинается с уточнения неисправностей и определения способов их устранения. При необходимости автомобиль перед ремонтом очищается от загрязнений и подвергается мойке. Неисправные приборы, механизмы, узлы и агрегаты могут ремонтироваться непосредственно на машине или после снятия их с автомобиля.

 

2.1.1. Технологический процесс текущего ремонта автомобилей

Технологический процесс — это часть производственного процесса, заключающаяся в последовательном выполнении операций по изменению состояния детали или положения деталей при сборке механизмов и агрегатов. Технологические процессы могут быть следующих видов: операционный, маршрутный и маршрутно-операционный.

В операционном технологическом процессе содержание операций указывается с перечислением режимов обработки (скорости резания, подачи, машинного времени, инструмента).

В маршрутном технологическом процессе указывается последовательность операций.

 

 

 

Рис. 9. Маршрутная схема технологического процесса текущего ремонта автомобиля

 

 

В маршрутно-операционном технологическом процессе указывается и то, и другое.

Маршрутная схема технологического процесса текущего ремонта автомобиля представлена на рис 9.

2.1.2. Виды работ, выполняемых при текущем ремонте автомобилей

Распространенными видами работ по устранению дефектов при текущем ремонте автомобилей являются сварочные, жестяницкие, арматурные и кузовные. Они выполняются при восстановлении изношенных деталей, заварке трещин, отколов, наложении заплат на пробоины. Жестяницкие и сварочные, арматурные и кузовные работы включают операции по разборке, сборке, правке и сварке поврежденных деталей 

кузова, кабины, крыльев, оперения. В жестяницко-сварочных отделениях изготавливаются необходимые для ремонта дополнительные ремонтные детали (ДРД): панели, вставки, заплаты и др.

При разборочно-сборочных работах трудозатраты при текущем ремонте составляют 60—65 % от общей трудоемкости текущего ремонта автомобилей. Эти работы выполняются в ремонтных мастерских на постах, оборудованных механизированным инструментом (пневматическими или электрическими гайковертами).

Ручная слесарная обработка деталей производится после закрепления их в тисках на верстаке при помощи напильника, ножовки, шабера, дрели с набором сверл или другого специализированного инструмента или приспособлений. Примером слесарной обработки деталей может служить восстановление испорченной резьбы с помощью плашки (для наружной резьбы) или метчика (для внутренней резьбы). Повреждение внутренней резьбы в корпусных деталях устраняется путем рассверливания поврежденной резьбы и постановки резьбовых вставок.

Отремонтированные механизмы устанавливаются на автомобиль, при необходимости выполняются их подгонка и регулировка.

Кузнечные работы производятся в кузнечно-рессорном отделении автотранспортного предприятия (АТП) при ремонте или изготовлении деталей с применением нагрева. В этом же отделении ремонтируются рессоры, имеющие пониженную упругость, заменяются отдельные поломанные листы рессор и т. д.

Изгиб передней балки устраняется правкой при капитальном ремонте.

Обойные работы включают обивку спинок и подушек сидений, изготовление чехлов для сидений автомобилей и утеплительных чехлов для двигателей. Подушки и спинки сидений разбираются на специальном верстаке, оборудованном вытяжным устройством для удаления пыли. Поврежденные металлические каркасы и основы сидений направляются в арматурный участок для ремонта, а сломанные или ослабевшие пружины заменяются новыми.

При выполнении медницких работ широкое распространение получила пайка. Она применяется при ремонте радиаторов топливных баков, топливопроводов деталей приборов электрооборудования и системы питания. Под пайкой понимается процесс соединения нагретых частей металла, остающихся в твердом состоянии, путем введения в зазор между ними расплавленного припоя, металла или сплава, имеющего меньшую температуру плавления, чем основной металл. Расплавленный припой заполняет все неровности (шероховатости) соединяемых поверхностей, смачивает их и, затвердев при охлаждении, скрепляет эти поверхности.

 

Для медницких работ применяются припои, которые делятся на мягкие, или легкоплавкие, плавящиеся при температуре ниже 500 °С, и твердые, или тугоплавкие, плавящиеся при температуре выше 500 °С. К мягким припоям относятся припои марок ПОС-ЗО и Г10С-40, в состав этих припоев входят олово и свинец; к твердым — ПМЦ-36 и ПМЦ-48. В состав последних входят медь и цинк.

Мягкие припои применяются для пайки радиаторов и топливных баков; твердые припои — для пайки воздухо-, масло- и топливопроводов. Для пайки деталей из алюминиевых сплавов применяются алюминиевые припои (силумины).

Радиаторы, бензобаки, топливо- и маслопровода и другие детали также ремонтируются на медницком участке.

Электротехнические работы включают текущий ремонт приборов электрооборудования, аккумуляторных батарей, генераторов и стартеров.



2.1.3. Текущий ремонт двигателей

Текущий ремонт двигателя производится путем его разборки, замены или восстановления деталей и устранения неисправностей.

При текущем ремонте двигателя допускается замена следующих деталей: поршневых колец, поршневых пальцев, тонкостенных вкладышей коренных и шатунных подшипников, прокладки головки блока. Неисправности устраняются выполнением слесарно-механических работ. Шатуны в случае изгиба или скручивания правятся после закрепления их в приспособлении с индикаторами путем деформации с помощью ломика или захвата.

Прилегание клапанов к их седлам восстанавливается путем притирки рабочих фасок клапанов к их седлам. При большом износе фасок клапанов и их гнезд производится предварительная шлифовка седел и фасок клапанов конусными абразивными кругами с использованием шлифовального приспособления. После шлифования фасок клапанных гнезд клапаны притираются при помощи ручной пневматической дрели абразивной пастой до образования фасок на рабочей поверхности гнезда и клапана шириной не менее 1,5 мм. Фаски должны иметь матовую поверхность по всей окружности и обеспечивать герметичность прилегания клапана к седлу.



2.1.4. Текущий ремонт агрегатов и узлов

Текущий ремонт агрегатов производится путем частичной их разборки, замены или ремонта неисправных узлов и приборов, восстановления деталей, кроме базовых (картеров, рам). Разборка узлов и агрегатов ведется так, чтобы можно было проверить техническое состояние деталей и при необходимости заменить негодные.
 

Особенность технологии текущего ремонта агрегатов состоит в том, чтобы в процессе разборки без необходимости не нарушалось взаимное расположение приработанных поверхностей деталей в подвижных сопряжениях, так как при естественной достигнутой приработке сопряженных поверхностей деталей в процессе эксплуатации автомобилей исключается необходимость повторной приработки этих деталей.

Снятые при разборке агрегаты, подлежащие по своему техническому состоянию капитальному ремонту, не вскрываются. Они в полной комплектности отправляются на обменные пункты или агрегатно-ремонтные заводы.

Ремонт сцепления. При текущем ремонте сцепления (в случае необходимости) меняются фрикционные накладки дисков сцепления. Новые накладки приклепываются латунными или алюминиевыми заклепками с помощью специального устройства на гидравлическом прессе. Задиры и царапины на поверхности ведущего диска устраняются шлифованием. После ремонта ведомый диск проверяется на биение плоскостей, которое должно быть не более 1 мм.

Ремонт карданного в а л а. В случае нарушения динамической балансировки карданного вала и появления вибрации он снимается с автомобиля и проверяется на специальных стендах и приспособлениях. Дисбаланс может быть вызван прогибом вала, наличием вмятин труб вала, погнутостью фланцев и другими неисправностями. При превышении биения выше допустимого (0,8 мм) вал правится при помощи пресса. Он устанавливается для этого на специальные призмы и балансируется на балансирных станках.

Ремонт радиаторов. Радиаторы могут иметь следующие дефекты: течь в паяных швах, течь трубок сердцевины, повреждения бачков (трещины, вмятины), охлаждающих пластин, засорение трубок и отложение накипи.

Поврежденные места радиаторов определяются следующим образом: отверстия патрубков закрываются пробками и радиатор погружается в ванну с водой. Через пароотводную трубку при помощи ручного насоса или из воздушной магистрали воздух нагнетается до давления 0,08 МПа. По выходящим пузырькам воздуха на поверхности радиатора определяется место повреждения, которое отмечается чертилкой. Вынутый радиатор просушивается, а места течи запаиваются мягким припоем. Пайка выполняется паяльником или погружением предварительно протравленных поврежденных мест изделия в расплавленный припой.

Деформированные охлаждающие пластины выпрямляются при помощи специальной гребенки или плоскогубцами. При текущем ремонте допускается заглушка отдельных поврежденных трубок.

Отремонтированный радиатор проверяется на герметичность

 

под давлением 0,08 МПа погружением его в воду вышеуказанным способом. Работы по текущему ремонту аккумуляторов выполняются в отделении ремонта аккумуляторов электротехнического участка. Батареи, требующие ремонта, очищаются от загрязнений, и поверхность крышек аккумуляторов нейтрализуется 10 %-м раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. После очистки батарея насухо протирается ветошью. Ремонту подвергаются батареи, имеющие механические повреждения, трещины в заливочной мастике, обломы выводов и межэлементных соединений. Все работы по ремонту выполняются в соответствии с технологическими картами и с применением соответствующего оборудования и инструмента.

Неплотности и трещины в кислотоупорной мастике батарей обнаруживаются по просачиванию электролита. Трещины разделываются под угол 90—120° и заливаются горячей мастикой.

Ремонт тормозов. При текущем ремонте тормозов сменяются фрикционные накладки тормозных колодок, а при наличии на внутренней поверхности тормозного барабана глубоких рисок и задиров или значительного местного износа их внутренняя поверхность растачивается на станках для расточки барабанов. На этих же станках обтачиваются накладки тормозных колодок.

Ремонт кабин, платформ. Небольшие вмятины и прогибы на кабинах, платформах устраняются правкой с применением специального набора инструментов, куда входят молотки различной формы, оправки, поддержки. Промышленность выпускает специальные наборы таких инструментов, например набор ГАРО 214-1. Глубокие вмятины восстанавливаются методом вытягивания и рихтовки металла с последующей зачисткой поверхности. Глубокие царапины устраняются плавкой припоями или синтетическими порошками и клеями путем нанесения их на деформируемую поверхность.

Трещины, пробоины, разрывы после выравнивания поверхности завариваются при помощи газовой сварки, после чего поверхность зачищается ц шлифуется.

Окрашивание машин. После окончания текущего ремонта машины производится подкрашивание отдельных мест поверхностей кабины и платформы для устранения местных повреждений лакокрасочного покрытия.

Технологический процесс окрашивания включает подготовку поверхности под окрашивание, грунтовку, шпатлевку, шлифование, нанесение промежуточных и внешних слоев покрытия, сушку. Качество выполнения текущего ремонта определяется при движении автомобиля путем прослушивания работы всех агрегатов и наружным осмотром.

Ремонт генератора. Характерными неисправностями генератора являются износ щеток, ослабление пружин, межвитковое замыкание, износ вала ротора и др. 

При текущем ремонте генераторов, стартеров, приборов электрооборудования и зажигания производится их разборка на отдельные узлы и детали, которые подвергаются контролю и дефектации. Непригодные мелкие детали (втулки, щетки, подшипники, контакты и др.) заменяются на новые. Детали, подлежащие ремонту, восстанавливаются.

 

 

 

 

2.2. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ И АГРЕГАТОВ
2.2.1. Приемка двигателей и агрегатов в ремонт


Полнокомплектный капитальный ремонт автомобилей КамАЗ, как правило, не производится. Ремонт автомобилей выполняется агрегатным методом в АТП.

К основным агрегатам относятся двигатель, рама, коробка передач, раздаточная коробка, передний, средний и задние мосты, рулевое управление, кабина.

На авторемонтном заводе капитальный ремонт двигателей и агрегатов выполняется в соответствии с маршрутной схемой технологического процесса, указанной на рис. 10. Двигатели могут отправляться в углубленный текущий ремонт на заводы, которым дано разрешение выполнять этот вид ремонта Камским объединением. Для определения технического состояния двигателей и агрегатов, подлежащих капитальному ремонту, и двигателей, требующих углубленного текущего ремонта, директором автотранспортного предприятия назначается комиссия. Комиссия устанавливает фактический срок службы двигателей и агрегатов и соответствие их установленным нормам пробега, проверяет наличие технического паспорта и комплектность двигателей и агрегатов. Комиссия после определения технического состояния двигателей и агрегатов автомобиля, проверки и изучения документов составляет акт технического состояния на двигатель и каждый агрегат в 4 экземплярах по форме, указанной в прил. 1; справку о пробеге двигателя и агрегатов на автомобиле; справку об укомплектованности двигателей и агрегатов.

Приемка в капитальный или углубленный текущий ремонт двигателей и капитальный ремонт агрегатов производится представителем авторемонтного предприятия в присутствии представителя заказчика на основании инструкции по приемке в ремонт двигателей и агрегатов КамАЗ, разработанной Камским объединением по производству большегрузных автомобилей в 1985 г.

Приемка двигателей в ремонт от АТП на ремонтные заводы Камского производственного объединения осуществляется через обменные пункты (ОП) КамАЗавтоцентра.

Сдача двигателей и агрегатов на ремонтные заводы Камского производственного объединения производится представителем обменного пункта КамАЗавтоцентра.

Все двигатели, предъявляемые для приемки в ремонт, подразделяются на категории:

требующие капитального ремонта после отработки установленного ресурса 300 тыс. км пробега автомобиля;

вышедшие из строя в период гарантийного срока службы; требующие углубленного текущего ремонта при выходе из строя за пределы гарантийного срока службы, но не отработавшие ресурс 300 тыс. км.

Двигатели, вышедшие из строя за пределы гарантии, но не отработавшие ресурс, т. е. имеющие пробег менее 300 тыс. км, допускаются к сдаче в углубленный текущий ремонт на ремонтные заводы только при отсутствии необходимых запасных частей в АТП и автоцентрах.

Двигатели, как правило, принимаются в ремонт после осмотра их на автомобиле уполномоченным представителем автоцентра. При невозможности прибытия представителя автоцентра в АТП допускается приемка в ремонт двигателей, снятых с автомобилей.

Двигатели, вышедшие из строя в период гарантийного срока службы, осматривает представитель ремонтного предприятия или КамАЗавтоцентра и устанавливает причину выхода двигателей в ремонт.

Основаниями для отнесения вины на автотранспортное предприятие за выход из строя двигателей, не отработавших ресурс, и составления рекламационного акта могут быть следующие: наличие песка, земли и других материалов во впускных коллекторах, свидетельствующих о работе с разгерметизированным воздушным трактом;

наличие масла в картере и охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, не соответствующих заводской инструкции;

отсутствие фильтрующих элементов или наличие поврежденных в корпусах воздушного, масляного или топливного фильтров;

неисправности, связанные с работой двигателя при частоте вращения выше номинальной;

нарушение регулировки, отсутствие пломб или вскрытие пломбы топливной аппаратуры;

размораживание блоков цилиндров по причине использования вместо «Тосола» воды;

наличие дефектов двигателя, явившихся следствием работы без моторного масла или охлаждающей жидкости; загрязнение масла выше допускаемых пределов.

Загрязнение масла определяется отбором проб из картеров двигателей КамАЗ. Проба отработавшего масла отбирается в количестве 0,5 л при сливе масла из поддона двигателя. Емкость, в которую наливается проба, должна быть сухой и чистой.

После отбора проба масла закупоривается во избежание попадания загрязнений и воды. На емкости с отобранными пробами должны быть прикреплены этикетки, на которых указываются сведения о двигателях.

Допустимые значения параметров моторных масел представлены в табл. 2. Отклонение значений параметров моторных масел больше допустимых при анализе в лаборатории завода свидетельствует о нарушении правил эксплуатации автомобилей.
 

2. Допустимые значения параметров моторных масел

 

 

 

 

Сорт масла

 

 

М-1012к

М-812к

Показатели

Требования

гост

8581—78

Допускаемые значения пока­зателей отрабо­тавшего масла

Требования

гост

8581—78

Допускаемые значения пока­зателей отрабо­тавшего масла

Вязкость кине­матическая при 100° С, см2

11 ± 0,5

10,5-14,0

8 + 0,5

7,5 + 10,0

Щелочность, мг КОН/г масла

6,0

6,0 + 3,0

6,0

6,0+3,0

Содержание ме­ханических приме­сей, %, не более

0,015

1,4*

0,015

1,4 *

Температура вспышки в откры­том тигле, °С

210

200

200

190

Содержание во­ды, %, не более

Следы, 0,03

0,08

Следы, 0,03

0,08

Содержание ба­рия, %, не более

0,04

0,04

0,04

0,04

* Абразивные механические примеси не допускаются » .....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При приемке в углубленный текущий ремонт двигателей в случае обнаружения несоответствия технического состояния двигателя или агрегата акту технического состояния представитель ремонтного предприятия оформляет рекламационный акт в 3 экземплярах. Форма рекламационного акта приведена в прил. 2.

В рекламационном акте указываются дефекты (замечания), не отмеченные в акте технического состояния. Рекламационный акт направляется в автотранспортное предприятие КамАЗавто-центра.

Все двигатели, принимаемые в ремонт в автоцентре и на ремонтном предприятии, должны быть без сцепления, компрессора, насоса гидроусилителя руля, кронштейна рычага переключения передач, генератора, стартера, индикатора засоренности воздушного фильтра, датчика указателя давления масла, датчика аварийного давления масла, кранов сливных, крана фильтра центробежной очистки масла, вентилятора, воздушного фильтра, датчи-

 

ков температуры воды, датчика тахометра, без ремней привода агрегатов.

Транспортировка двигателей в ремонт может осуществляться всеми видами транспорта на специальных подставках. Крепление двигателей на транспортных средствах должно обеспечивать их сохранность.

Двигатели и агрегаты автомобилей КамАЗ принимаются в ремонт при наличии наряда, выданного вышестоящей организацией по представлении следующих документов: справки о пробеге автомобиля, акта о его техническом состоянии, технического паспорта автомобиля, паспорта и карточки на баллоны для газобаллонных автомобилей. С двигателями и агрегатами, помимо наряда на ремонт, сдается справка об их техническом состоянии.

Двигатели и агрегаты, сдаваемые в углубленный текущий и капитальный ремонт, должны быть комплектными. Для двигателей, сдаваемых в капитальный ремонт и получаемых из него, установлена первая и вторая комплектности.

Двигатель первой комплектности — это двигатель в сборе со всеми составными частями, установленными на нем, включая компрессор, вентилятор, насос гидроусилителя рулевого управления, сцепление, топливную аппаратуру, приборы систем охлаждения и смазки, приборы системы выпуска газов (без глушителя и приемной трубы).

Двигатель второй комплектности — двигатель без вентилятора, водяного насоса, компрессора, насоса гидравлического усилителя рулевого привода, воздухоочистителя масляных фильтров, водяных патрубков, генератора, стартера, датчиков контрольных приборов, системы вентиляции картера, топливных насосов и топливопроводов, но в сборе со сцеплением.

Все остальные агрегаты и узлы должны поступать в ремонт и выдаваться из ремонта в комплектности, установленной предприятием-изготовителем. На сданные в ремонт двигатели и агрегаты составляется приемо-сдаточный акт по форме, указанной в прил. 3.

Приемо-сдаточный акт подписывается представителями авторемонтного предприятия или КамАЗавтоцентра и заказчиком и заверяется печатью. Первый и третий экземпляры актов передаются в отдел сбыта. В дальнейшем третий экземпляр приемо-сдаточного акта вместе с объектом ремонта передается в производственное подразделение. Второй экземпляр акта выдается заказчику.

Двигатели и агрегаты в ремонт не принимаются в том случае, когда они не укомплектованы или когда у них были заменены детали.

Сохранность ремонтного фонда на всех стадиях капитального ремонта, начиная от приемки двигателей и агрегатов в ремонт и хранения перед разборкой, оказывает большое влияние на экономику ремонтного предприятия.

 

 

 

Рис. 10. Маршрутная схема технологического процесса капитального ремонта двигателей (агрегатов) 

 

Для хорошей организации приемки и хранения ремонтного фонда на авторемонтном предприятии имеется склад ремонтного фонда. Этот склад обычно состоит из площадок для приемки и хранения ремонтного фонда, площадки для двигателей и агрегатов, принятых на хранение, площадки для хранения списанных агрегатов. Склад ремонтного фонда должен быть оборудован эстакадами для слива смазки из агрегатов и иметь средства механизиции погрузочно-разгрузочных работ.

Опыт ряда авторемонтных предприятий -показывает, что для рационального использования площадей склада ремонтного фонда целесообразным является многоярусное хранение агрегатов.

Двигатели и агрегаты, сдаваемые в капитальный ремонт, должны быть тщательно вымыты и очищены от загрязнений, не иметь жидкую смазку, герметизированы, а неокрашенные поверхности покрыты консервирующей смазкой. 

 

2.2.2. Разборка двигателей и агрегатов

Перед разборкой при капитальном ремонте двигатели и агрегаты подвергаются очистке и мойке. Наружная мойка двигателей и агрегатов осуществляется механизированными пароструйными и струйными установками высокого давления. В процессе предварительной очистки ремонтного фонда удаляется до 40—60 % массы загрязнений.

Механизированные установки струйного типа нашли широкое применение, но в настоящее время в связи с использованием новых мощных средств на ремонтных предприятиях внедряются моечные машины роторного типа. Принцип их работы основан на очистке двигателей (агрегатов) в сборе, а отдельные детали помещаются в корзины и периодически погружаются в резервуар с раствором синтетических моющих средств. Автором этого способа и конструкции роторных моечно-очистных машин является канд. технических наук Ю. И. Афанасиков. Применение моечноочистных машин роторного типа позволяет повысить качество очистки на 30—35 %.

Новая машина роторного типа с погружением деталей, показанная на рис. 11, имеет устройства для непрерывной очистки самого моющего раствора от твердых и маслянистых загрязнений. Принцип работы этих устройств основан на разделении эмульсий отстаиванием в многоходовых отстойниках.

Разборка агрегатов на узлы и детали в зависимости от организации ремонтного производства производится на конвейерах или стендах. При разборке агрегатов принимаются меры, обеспечивающие максимальную сохранность деталей для повторного использования и комплектности сопряженных пар с ограниченной взаимозаменяемостью (крышки шатунов — шатуны, крышки коренных подшипников — блок цилиндров, ведущая и ведомая шестерни главной передачи, плунжерные пары). 

 

Рис. 11. Схема роторной машины мойки агрегатов и деталей погружением: 1 — ванна с раствором «Лабомид-203»; 2 — люлька для размещения двигателей или деталей; 3 — роторное колесо; 4 — шнековое устройство для очистки ванны от механических загрязнений (осадка, грязи); 5 — отстойник; 6 — резервуар для сбора маслянистых загрязнений; 7 — устройство для очистки раствора от маслянистых загрязнений; 8 — электроподогреватель раствора «Лабомид-203»


Подача агрегатов на разборку производится с помощью подвесного конвейера, электрокар и т. д.

При разборке агрегатов трудоемкость работ по разборке резьбовых соединений составляет 40—50 % от трудоемкости раз-борочных работ, по снятию подшипников — до 10%, прессовых работ — до 20 %.

Разборка резьбовых соединений осуществляется механизированным инструментом (гайковертами, шуруповертами). Применение механизированного инструмента позволяет повысить производительность труда в 3,5—4,5 раза.

Разборка прессовых соединений производится с помощью многопостовых гидравлических установок со сменными захватами и съемниками.

После разборки агрегатов детали вновь подвергаются мойке и обезжириванию.

 

 

 

2.2.3. Мойка и обезжиривание деталей

Мойка — это очистка поверхностей водными растворами. Под очисткой понимается отделение загрязнений и жировой пленки от поверхности детали.

Вещества, водные растворы которых обладают моющей способностью, т. е. способностью удалять загрязнения с поверхностей, принято называть моющими средствами.

Среди загрязнений, подлежащих удалению-с металлических поверхностей деталей машин, наиболее распространенными являются маслянистые и жировые; углеродистые отложения, к которым относятся нагар, лаки, осадки, пленки старых лакокрасочных покрытий, накипь, дорожная грязь.

Эффективность удаления загрязнений, выбор моющих средств и способов очистки поверхностей определяются многими факторами: организационными, технологическими, экономическими, а также эксплуатационными и конструктивными особенностями деталей.

Удаление загрязнений можно осуществлять механическими, физико-химическими, термохимическими методами или их сочетанием.

Качественное проведение всех подготовительных моечно-очистных операций возможно при многостадийной мойке, заключающейся в последовательной мойке двигателей (агрегатов), узлов и деталей и специальной очистке отдельных деталей.

В настоящее время для мойки деталей применяются синтетические моющие средства (СМС). Для моющих препаратов МЛ-51
3.-Состав щелочных синтетических моющих средств (СМС) и режимы использования

 

 

 

Моющий препарат

 

Состав препарата и режим использования

МЛ-51

«Лабомид-

101»

МЛ-52

«Лабомид-

203»

Состав, % от общей массы: сода кальцинированная

44

50

50

50

тринатрии и Триполи- фосфаты

34,5

30

30

30

метасиликат и силикат натрия

20

16,5

10

10

смачиватель ДБ суль-

1,5

               

8.2

               

фонол

               

1,8

       

синтанол ДС-10 или ДТ-7

,

3.5

-

8

алкилсульфаты

       

       

2 .

Режим использования:

концентрация СМС в водном растворе, г/л

15—20

10—15

25—35

25—35

температура раствора, К

343...353

343...353

363...373

363...373

 

 

и «Лабомид-101» применяются струйные установки, для МЛ-52 и «Лабомид-203» — ванны и установки очистки погружением.

Составы синтетических моющих средств со щелочными добавками приведены в табл. 3.

Оборудование для моечно-очистных работ условно подразделяется на две группы: для очистки и мойки двигателей (агрегатов) в сборе и для очистки и мойки деталей.

На последней стадии моечно-очистных работ широко используются различные специальные способы очистки: от нагара, накипи, продуктов коррозии, асфальтосмолистых отложений, старых лакокрасочных покрытий, очистка деталей и приборов систем питания и электрооборудования, масляных каналов блоков двигателей и коленчатых валов. Вымытые агрегаты поступают на разборку, а обезжиренные детали — на контроль и сортировку в де-фектовочное отделение.

2.2.4. Контроль и сортировка деталей

Контроль и сортировка деталей производятся в процессе выполнения дефектовочных работ. На дефектацию детали поступают в специальных ящиках (сортовиках) или корзинах. Де-фектовочные работы выполняются на основе типовой инструкции по их организации в дефектовочных отделениях, расположенных вблизи от участков производства разборочно-сборочных работ или на специально выделенных для этой цели производственных участках. Дефектации (т. е. обнаружению неисправностей) подвергаются все очищенные и обезжиренные детали агрегатов, проходящих капитальный ремонт, кроме тех деталей, которые по техническим условиям подвергаются обязательной замене. Дефекты головок блоков и блоков двигателей водяных масляных насосов, топливной аппаратуры выявляются непосредственно на рабочих местах их ремонта.

Для выявления дефектов поверхности в деталях выбираются способы, инструмент и приспособления, соответствующие характеру деформации, износов и форме контролируемой поверхности.

Отделения дефектации деталей оснащаются стендами и стеллажами-параллелями для контроля крупных деталей, дефектоскопами для обнаружения трещин, столами с ячейками и комплектом контрольного инструмента, который делится на три группы:

к первой группе относится инструмент для визуального выявления дефектов (лупы);

ко второй группе относится жесткий мерительный инструмент для проверки размеров деталей, показанный на рис. 12 — скобы, калибры, шаблоны, пробки;

к третьей группе относится универсальный мерительный инструмент, показанный на рис. 13 — индикаторы, микрометры, нутромеры, штангенциркули, наборы щупов, призмы, плиты поверочные, линейки измерительные и поверочные.

 

Рис. 12. Жесткий мерительный инструмент:
1 — калибры для валов: а — скобы регулируемые односторонние с пределами измерений до 330 мм; б — скобы листовые односторонние для измерения цилиндрических поверхностей с пределами измерений 1—70 мм; в — скобы листовые односторонние для измерения цилиндрических поверхностей с пределами измерений 1 —180 мм; г — скобы листовые двухсторонние для измерения цилиндрических поверхностей с пределами измерений I—50 мм; 11 — калибры для отверстий: а — пробки со вставками проходные с пределами измерений от I до 50 мм, б — пробки со вставками непроходные с пределами измерений от 1 до 50 мм; в — нутромеры сферические проходные для контроля отверстий с пределами измерении 75—100 мм; г—нутромеры сферические непроходные для контроля отверстий с пределами измерений 75—100 мм

 

 

Рис. 13. Универсальный мерительный инструмент:
а— микрометры для наружных измерений поверхностей деталей с погрешностью 0,01 мм и для точных микрометров — 0,008 мм; б — микрометры для внутренних измерении отверстий; в — нутромеры микрометрические; г — индикаторы-нутромеры со сменными наконечниками для измерения диаметров глубоких отверстий; д — штангенциркуль для измерения наружных и внутренних поверхностей деталей; е—штангенглубиномер для измерения высот и глубин в деталях

 

 

К специальным приборам и стендам для выявления скрытых дефектов относятся приборы для проверки упругости пружин, стенды для гидравлических испытаний, электромагнитный и люминесцентные дефектоскопы.

Особое внимание уделяется контролю деталей, от технического состояния которых зависит безопасность движения. Наличие изломов, трещин, надломов, забоин и других дефектов, которые могут быть обнаружены невооруженным глазом и с помощью лупы, проверяются при -наружном осмотре. -

При контроле деталей измерительным инструментом и с помощью приборов проверяется соответствие геометрической формы и размеров деталей требованиям технических условий. Дефектация деталей производится по предельным и допустимым показателям.

Износ рабочих поверхностей цилиндрических деталей определяется универсальным мерительным инструментом, пневматическими микроэлементами, индикаторными скобами, предельными калибрами и шаблонами.

Износы фасонных рабочих поверхностей (резьбы, зубьев, шестерен, кулачков) и деформации в деталях определяются калибрами, шаблонами, индикаторными и другими механическими приспособлениями.

Скрытые дефекты выявляются гидравлическим, электромагнитным методом (магнитной порошковой дефектоскопией), ультразвуковым и люминесцентным методом.

Гидравлический метод испытания производится опрессовкой деталей и сборочных единиц под давлением воды 0,3— 0,4 МПа с выдержкой в течение 5 мин. Применяется он для выявления трещин в блоках и головках блока цилиндров в выпускных и впускных коллекторах. При этом используются универсальные и специализированные стенды.

Электромагнитный метод основан на создании магнитного поля в детали, изготовленной из металла. При прохождении электрического тока по обмоткам катушки деталь намагничивается. Намагниченная деталь обливается маслом, смешанным с железным порошком. Группировка магнитного порошка показывает на наличие, форму и месторасположение мелких трещин в детали.

Для выявления скрытых дефектов в деталях применяются следующие способы их намагничивания: полюсные (продольное, полюсное) с помощью электромагнита или соленоида; циркулярное— путем пропускания тока через деталь или проводник, расположенный внутри детали; тороидное, осуществляемое путем намотки проводника вокруг стенки полой детали.

Способ намагничивания деталей, показанный на рис. 14, выбирается исходя из вероятного направления расположения дефекта (трещины) и формы детали. Намагничивание в соленоиде применяется для выявления поперечных трещин. Циркулярное намагни-

чивание позволяет выявлять трещины, расположенные вдоль направления движения тока.

Для создания магнитного поля применяется постоянный и переменный ток. Для питания обмоток соленоидов и электромагнитов может применяться ток напряжением 127 и 220 В, для циркулярного намагничивания — 6 или 12 В большой силы — 3000—6000 А.

В качестве суспензии применяется магнитный порошок в количестве 50 г на литр жидкости, состоящей из 40—50 % трансформаторного масла и 50—60 % керосина. Вязкость жидкости должна быть 15—20 см2/с.

После контроля детали размагничиваются. Для этого они помещаются в переменное магнитное поле, напряжение которого постепенно уменьшается реостатом (постепенным снижением силы тока) или медленным удалением детали от магнитного поля. 

 

 

 

Рис. 14. Электромагнитный способ обнаружения скрытых дефектов в деталях с помощью магнитного дефектоскопа: а — продольное намагничивание детали в соленоиде; б — полюсное продольное намагничивание детали; в — поперечное намагничивание детали; 1 — деталь; 2 — магнитные силовые линии; 3 — скрытый дефект детали; 4 — витки кабеля; 5 — рубильник включения электрического тока 

 

Для выявления дефектов электромагнитным методом используются дефектоскопы УМД-9000.

Ультразвуковой метод контроля основан на способности ультразвуковых колебаний распространяться в металле на большие расстояния в виде направленных пучков и отражаться от дефектного участка детали. Ультразвуковые колебания отражаются из-за резкого изменения плотности металла.

Люминесцентный способ выявления дефектов применяется для обнаружения трещин в деталях, изготовленных яз неметаллических материалов (например, пластмасс, капрона и др.) Люминесцентный способ основан на способности некоторых веществ поглощать световую энергию, а затем отдавать ее в виде светового излучения.

Используется этот способ следующим образом. Деталь обливается жидкостью, содержащей люминесцирующие вещества; жидкость проникает в имеющиеся трещины, после этого поверхность детали протирается насухо ветошью. Деталь помещается на стол люминесцентного дефектоскопа в зону света газоразрядной лампы, обеспечивающей получение ультрафиолетовых излучений 380—300 мкм. Жидкость, попавшая в трещины, под действием ультрафиолетовых лучей светится в результате эффекта флюоресценции.

Таким образом, визуально, по наличию линий свечения жидкости на поверхности детали, обнаруживаются трещины и другие дефекты в деталях.

Продефектованные детали маркируются краской: годные — белой или голубой; подлежащие восстановлению — желтой или зеленой; негодные — красной. Ответственные детали подвергаются клеймению. Допускается нанесение знаков, указывающих маршрут восстановления деталей.

После контроля детали небольшой массы передаются: годные — в комплектовочные кладовые; требующие восстановления— на склад деталей, ожидающих ремонта; негодные — на склад металлолома. Крупные детали и сборочные единицы, блоки цилиндров, головки блоков после контроля и сортировки направляются: годные— на места сборки; требующие восстановления — на соответствующие участки; негодные — в металлолом под строгим контролем во избежание случаев попадания их на сборочные посты сопряжений и агрегатов.

При передаче проверенных деталей в кладовые производится учет наиболее важных из них. Отдельно учитываются подшипники качения, шестерни, контрольные приборы.

В зависимости от технического состояния все детали при капитальном ремонте двигателей и агрегатов делятся на три качественные группы: годных деталей, негодных деталей и деталей, требующих восстановления. 

 

Годные без восстановления детали оцениваются коэффициентом годности Кг, который определяется по формуле

 

 

Операции дефектации выполняются высококвалифицированными контролерами-дефектовщиками, которые подчиняются начальнику ОТК- Рабочие места дефектовщиков специализируются, как правило, по однотипным деталям и узлам.

От правильной организации дефектовочных работ зависит эффективность технологического процесса ремонта двигателей и агрегатов. Вопрос о возможности восстановления той или иной детали, определение ее в группу годных или негодных решается в процессе дефектации. При дефектации деталей информация собирается о количественном соотношении годных, негодных и требующих восстановления деталей, которая в дальнейшем используется при планировании всех других видов ремонтных работ. На основе данных о количестве негодных деталей устанавливается потребность в запасных частях и количестве деталей, которое необходимо изготовить, а на основе данных о деталях, нуждающихся в восстановлении, составляется план работы для соответствующих участков цеха по восстановлению и изготовлению деталей.

 

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность текущего ремонта автомобиля?

2. Изложить схему технологического процесса текущего ремонта автомобиля.

3. В чем заключается сущность текущего ремонта двигателя и агрегатов автомобилей КамАЗ?

4. Какие виды ремонтных работ выполняются при текущем ремонте автомобиля?

5. В чем заключается сущность углубленного текущего ремонта двигателя КамАЗ?

6. Какие существуют особенности приемки двигателей в капитальный ремонт и агрегатов автомобилей КамАЗ?

7. Какие оформляются документы при сдаче двигателей и агрегатов в капитальный ремонт?

8. В каких случаях составляется рекламационный акт?

9. Какие существуют виды загрязнений?

10. Как осуществляются мойка и обезжиривание деталей?

11. Какие моющие растворы применяются для мойки деталей и агрегатов?

12. Какие машины применяются для мойки двигателей, агрегатов и деталей?

13. Как осуществляются контроль и сортировка деталей?

14. Какие технические группы деталей образуются в результате их контроля и сортировки?

15. Какой мерительный инструмент применяется для определения диаметров валов и внутренних диаметров цилиндров?

16. Перечислить жесткий мерительный инструмент.

17. Перечислить универсальный мерительный инструмент.

18. Какие способы намагничивания деталей известны?

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..