Dadi Shuttle. Инструкция - часть 12

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобиль Dadi Shuttle. Инструкция по ремонту и эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

Dadi Shuttle. Инструкция - часть 12

 

 

                                              

Электрооборудование. 

 

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме-отрицательные выводы 

источников и потребителей электроэнергии соединены с кузовом автомобиля, который 
выполняет функцию второго провода. Схема электрооборудования автомобиля 
представлена на рисунке 7-1. 

Большинство изделий электрооборудования работает при включенном 

выключателе зажигания. Независимо от выключателя зажигания работают: сигнализация 
дальним светом фар, часы, стоп сигнал, наружное освещение, плафоны освещения салона 
и индивидуальной подсветки, аварийная сигнализация, звуковой сигнал, штепсельная 
розетка для переносной лампы. 

Большинство цепей питания электрооборудования автомобиля защищено плавкими 

предохранителями.  

Прежде чем заменить перегоревший  предохранитель, выясните причину его 

сгорания и устраните ее. При поисках неисправности рекомендуется просмотреть 
указанные в таблице цепи, которые защищает данный предохранитель. 

 
Цепи, защищаемые плавкими предохранителями 

F1 

Резерв 

F2 

Резерв 

F3-15А CD-проигрыватель, прикуриватель 
F4-15А 

Задний стеклоочиститель, омыватель, обогрев 
стекла 

F5-15А 

Питание электронного блока управления 
двигателем, форсунки, датчик кислорода, 
клапан абсорбера, вентилятор испарителя 

F6  

Резерв 

F7-30А 

Стеклоподъёмники, зеркала 

F8-10А 

Стоп сигнал 

F9-15А 

Освещение салона, CD-проигрыватель 

F10-15А 

Блок управления центральным замком 

F11-15А 

Реле регулятор генератора 

F12-10А 

Передний стеклоочиститель, омыватель 

F13-10А 

Комбинация приборов, реле поворотов 

F14-15А 

Отопитель салона 

F15-15А 

Питание электронного блока управления 
двигателем, катушка зажигания 

F16-15А 

Выключатель аварийной сигнализации 

F17-15А 

Звуковой сигнал 

F18-20А 

Отопитель передний 

F19-10А 

Габаритные огни 

F20-10А 

Правая фара (ближний\дальний свет) 

F21\ F22-
15А 

Задний отопитель, д-к давления фреона 

F23-10А 

левая фара (ближний\дальний свет) 

 

 

 
В таблице 7-1 дано назначение каждого предохранителя, но конкретной модели 

автомобиля могут отсутствовать некоторые цепи (или устройства), указанные в таблице. 

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При ремонте автомобиля и системы электрооборудования автомобиля 

необходимо обязательно отсоединить провод минус аккумуляторной батареи. 

При эксплуатации автомобиля и при проверки схемы электрооборудования 

автомобиля не допускается применять предохранители, не предусмотренные 
конструкцией автомобиля, а также замыкать на массу провода (проверять 
исправность цепей на искру), так как это может привести к перегоранию проводов. 

При снятии реле и предохранителей не допускается применять металлические 

отвертки, так как это может привести к замыканию выводов реле. 

 

Монтажный блок 

Большинство предохранителей и вспомогательных реле находятся в отдельном 

монтажном блоке, установленном в моторном отсеке автомобиле справой стороны и в 
панели приборов с левой стороны. 

 

Аккумуляторная батарея 

 

Возможные неисправности их причины и методы устранения 

Причина неисправности 

Метод устранения 

Разряд батареи при эксплуатации автомобиля 

1. Проскальзывание ремня привода генератора 1. 

Отрегулируйте натяжение ремня 

2. Неисправен генератор 2. 

Проверьте генератор 

3. Повреждение изоляции в системе   
электрооборудования (ток разряда более 11 мА 
при отключенных потребителях) 

3. Найдите место утечки тока и 
устраните повреждение 

4. Подключение новых потребителей 
владельцем автомобиля сверх допустимых 
пределов 

4. Отключите новые потребители 
электроэнергии 

5. Чрезмерное загрязнение поверхности 
батареи 

5. Очистите поверхность батареи 

6. Загрязнении электролита посторонними 
примесями 

6. Зарядите батарею, слейте электролит, 
промойте, залейте свежий электролит и 
снова зарядите батарею 

7. Уровень электролита ниже уровня верхней 
кромки пластин 

7. Восстановите нормальный уровень 
электролита 

8. Короткое замыкание между пластинами 8. 

Замените батарею 

Электролит на поверхности батареи 

1. Повышенный уровень электролита, 
приводящий к выплескиванию 

1. Установите нормальный уровень 
электролита 

2. Просачивание электролита через трещины в 
корпусе 

2. Замените батарею 

3. Кипение электролита вследствие очень 
высокого напряжения генератора 

3. Замените регулятор напряжения 
генератора 

4. Кипени электролита и перегрев батареи из-за 
сульфатации пластин 

4. Замените батарею 

 

Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние 

На автомобилях выходящих с завода, установлены аккумуляторные батареи, 

готовые к действию, т.е. залитые электролитом и заряженные. 

В запасные части могут поступать батареи без электролита в сухозаряженном 

исполнении. Чтобы привести такую батарею в рабочее состояние, необходимо удалить 
имеющиеся технологические пробки или герметизирующую ленту. Затем небольшой 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

струей через воронку (стеклянную или из кислотоустойчивой пластмассы) залить в 
батарею электролит плотностью (приведенной к 25

0

С) 1.28 г/см

3

 для районов с умеренным 

климатом или 1,23 г/см

3

 для тропиков. Операции приведения батареи в рабочее состояние 

должны выполняться при температуре окружающей среды (25+/-10)

0

С. 

Выдержите батарею 20 минут, чтобы пластины из сепаратора пропитались 

электролитом. Затем проверьте напряжение батареи без нагрузки. 

Если напряжение батареи не менее 12,5V, то она готова для работы. При 

напряжении меньше 12,5V, но больше 10,5V, батарея должна быть подзаряжена до 
напряжения, указанного заводом-изготовителем. При напряжении меньшем или равном 
10,5V, аккумуляторная батарея бракуется. 

В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в батареи 

неизбежно понизится. Поэтому, прежде чем устанавливать батарею на автомобиль 
необходимо довести уровень до нормы. Доливая электролит той же плотности. Что и в 
начале заливки. Заряжать батарею после заливки электролита  следует обязательно, если: 

- первоначальная эксплуатация батареи будет происходить в тяжелых условиях: в 

холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т.д.; 

- батарея хранилась более 12 месяцев с даты выпуска. 
 

Проверка уровня электролита 

Уровень электролита во всех элементах батареи должен находиться между 

линиями с метками «min» и «max», нанесенными на полупрозрачный корпус 
аккумуляторной батареи. Не допускается эксплуатация батареи с уровнем электролита 
ниже линии с меткой «min».  

Если меток «min» и «max» на корпусе батареи нет, то уровень электролита должен 

быть на 10-15 мм выше верхнего края сепаратора. 

При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, т.к. 

испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня электролита доливать 
только дистиллированную воду. 

Если точно установлено, что причина низкого уровня является выплескивание, то 

доливайте электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи. Если 
уровень выше нормы, то отсосите электролит резиновой грушей с эбонитовым 
наконечником. 

 

Проверка степени разряженности батареи 

При отказе батареи в эксплуатации, а также при её обслуживании необходимо 

проверять разряженность аккумуляторной батареи измерителем плотности электролита 
(аккумуляторным ареометром). Одновременно необходимо замерять и температуру 
электролита, чтобы учесть температурную поправку к показаниям ареометра, указанную в 
таблице 7-3. 

При температуре электролита выше 30

0

 С величина поправки добавляется к 

фактическому показанию ареометра. Если температура электролита ниже 20

0

 С, то 

величина поправки соответственно вычитается. Когда температура электролита в 
пределах 20-30

0

 С, поправка на температуру не вводится. 

Температурная поправка к показаниям ареометра 

Температура электролита. 

0

С 

Поправка, г/см

3

От -40 до -26 
От -25 до -11 

От -10 до +4 

От +5 до +19 

От +20 до +30 
От +31 до +45 

-0,04 
-0,03 
-0,02 
-0,01 
-0,00 

+0,01 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

После определения плотности электролита в каждом элементе батареи 

устанавливается степень ее разряженности по таблице 7-4. Батарею, разряженную более 
чем на 25% зимой и более чем на 50% летом снимите с автомобиля и зарядите. 

 

Проверка плотности электролита 

Во время измерения плотности следите за тем, чтобы на поверхность батареи, 

кузов и другие детали с пипетки не падали капли электролита, содержащие серную 
кислоту, которая вызывает коррозию, утечки тока и т.п. Чтобы не получить неправильных 
результатов не замеряйте плотность электролита: 

- если его уровень не соответствует норме; 
- если электролит слишком горячий или холодный; оптимальная температура  
   при измерении плотности 15-27

0

 С; 

- после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока  
   электролит перемешается; 
- если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов; 
- после нескольких включений стартера. Надо подождать, чтобы  
   установилась равномерная плотность электролита в батареи; 
- при «кипящем» электролите. Следует переждать,  пока пузырьки в электролите, 
   набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность. 
 

Зарядка аккумуляторной батареи 

Снятую с автомобиля батарею аккуратно очистите, особенно её верхнюю часть, 

проверьте уровень электролита и при необходимости доведите его до нормы. 

Батарея заряжается силой тока 5,5 А при вывернутых пробках. Зарядка проводится 

до начала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности 
электролита в течении 3 часов. Плотность электролита заряженной батареи при 25

0

С 

должна соответствовать данным в  табл. 7-4 для каждого климатического района. 

При зарядке батареи необходимо периодически проверять температуру 

электролита и не допускать её повышения свыше 40

0

С. Если температура достигнет 40

0

С, 

то следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею 
до 27

0

С. 

Зарядка прекращается, когда начнется обильное выделение газа во всех элементах 

батареи. А напряжение и плотность электролита в течении последних трех замеров 
(производимых через 1 ч) будут оставаться постоянными. 

Если в конце зарядки плотность электролита (определенная с учетом поправки) 

отличается от указанной, то откорректируйте её. При повышенной плотности отберите 
часть электролита и долейте дистиллированной воды. Если плотность электролита ниже 
нормы, то отобрав его из элемента. Долейте электролит повышенной плотности (1,4 
г/см

3

). 

После корректировки плотности электролита продолжите зарядку батареи еще в 

течении 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин 
замерьте его уровень во всех элементах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, 
то долейте электролит с плотностью, соответствующей данному климатическому району 
(см. табл. 7-4). Если уровень электролита выше нормы, отберите его избыток резиновой 
грушей. 

Таблица 7-4 

Батарея разряжена 

Климатический район 

(средняя месячная 

температура воздуха в 

январе, 

0

С) 

Время года 

Полностью 

заряженная 

батарея 

на 25% 

на 50% 

Очень холодный (от -50 до -30) 
 
Холодный (от -30 до -15) 

Зима 

Лето 

Круглый год 

1,30 
1,28 
1,28 

1,26 
1,24 
1,24 

1,22 
1,20 
1,20 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Умеренный (от -15 до -8) 
Теплый влажный (от 0 до +4) 
Жаркий сухой (от -15 до +4) 

Круглый год 
Круглый год 
Круглый год 

1,28 
1,23 
1,23 

1,24 
1,19 
1,19 

1,20 
1,15 
1,15 

 

Генератор   

 

Технические характеристики 
Максимальная сила тока отдачи, А ……….. 90 
Пределы регулируемого напряжения, В….. 13,2-14,7 
 

1

2

3

4

6

5

7

8

9

10

11

12

13

14 15

 

1- гайка; 2 – шкив; 3 – втулка; 4 – вентилятор; 
5 – подшипник передний; 6 – крышка передняя; 7 – ротор;  
8 -  статор; 9 –винт; 10 – выпрямитель; 12 –крышка задняя; 
13 – винт; 14 –шпилька клеммы 30 генератора; 15 –изолятор;  
 
 

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА 

 

Генератор переменного тока, трёхфазный, со встроенным выпрямительным блоком и 
электронным регулятором напряжения. 
Статор и крышки стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках 
установленных в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится 
через щётки и контактные кольца. 
Трёхфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в 
постоянный выпрямительным блоком, прикреплённым к крышке. Электронный регулятор 
напряжения объединён в один блок со щёткодержателем и крепится так же к крышке. 
Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При 
включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя-гаснуть, если 
генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение лампы в полнакала говорит о 
неисправностях. 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕННИЕ 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а плюс 
подключаться  к зажиму «В+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи 
немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся. 
Не допускается работа генератора с отсоединённой аккумуляторной батареей. Это 
вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» 
генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и 
электронные устройства в бортовой сети автомобиля. 
Запрещается проверка работоспособности генератора на искру даже 
кратковременным замыканием зажима «В+» генератора с массой. При этом через 
вентили генератора протекает значительный ток, и они повреждаются. Проверять 
генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. Вентили генератора 
не допускается проверять напряжением более 12В или мегомметром, так как он 
имеет слишком высокое для вентилей напряжение, и они при проверке будут 
пробиты (произойдёт короткое замыкание). 
 Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, 
напряжением более 12В. Если такая проверка необходима, то предварительно 
следует отсоединить провода от генератора. 
Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным 
напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединёнными от вентилей 
проводами фазных обмоток. 
При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода 
от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи. 
 
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАЕНИЯ 
 

Причина неисправности 

Метод устранения 

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания. Контрольные 

приборы не работают 

1.  перегорел предохранитель в 

монтажном блоке 

2.  обрыв в цепи питания 

комбинации приборов: 

       -   не подаётся напряжение от 
монтажного блока к комбинации 
приборов; 
 
        - не  подаётся напряжение от 
выключателя зажигания к монтажному 
блоку 
 
        3. не срабатывает выключатель 
зажигания 

 1. замените предохранитель 
 
 2. проделайте следующее: 
   
  - проверьте провод и его соединения от 
монтажного блока до комбинации 
приборов; 
   
  - проверьте провод и его соединения от 
выключателя зажигания до монтажного 
блока 
 
3. проверьте, замените неисправную 
контактную часть выключателя 
зажигания 
 

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания и не горит при 

работе двигателя. Контрольные приборы работают. 

Аккумуляторная батарея разряжена   

 1. 

перегорела контрольная 

лампа или недостаточный прижим 
патрона лампы к печатной плате 
        
        2. обрыв в цепи между 
комбинацией приборов и штекером 

1.  замените перегоревшую 

контрольную лампу, подогните 
контакты патрона лампы или 
замените его 

2.  проверьте провод и его 

соединения от генератора до 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

генератора 
       3. износ или зависание щёток, 
окисление контактных колец 
     
       4. повреждён регулятор 
напряжения  
       5. короткое замыкание в 
положительных вентилях 
       6. отпайка выводов обмотки 
возбуждения от контактных колец 

комбинации приборов 

3.  замените щёткодержатель со 

щётками, протрите кольца 
салфеткой, смоченной в 
бензине 

4.  замените регулятор 

напряжения 

 

5.  замените выпрямительный 

блок 

 

6.    припаяйте выводы или 

замените ротор генератора  

Контрольная лампа ярко горит или светится в полнакала при работе 

двигателя. Аккумуляторная батарея разряжена 

 

1.  проскальзывание ремня 

привода генератора 

2.  повреждён регулятор 

напряжения 

3.  повреждены вентили 

выпрямительного блока 

4.  повреждены вентили 

питания обмотки 
возбуждения 

5.  отпайка выводов обмотки 

возбуждения от контактных 
колец 

6.  обрыв или замыкание в 

обмотке статора, замыкание 
её на массу  

         

1.  отрегулируйте натяжение ремня 
 
2.  замените регулятор напряжения 

 

3.  замените выпрямительный блок 

 

4.  замените вентили или 

выпрямительный блок 

 

5.  припаяйте выводы или замените 

ротор генератора 

 

6.  замените статор генератора 

 
   

Контрольная лампа светится при работе двигателя. Аккумуляторная батарея 

перезаряжается 

 

        Повреждён регулятор 
напряжения 

  Замените регулятор напряжения 

Повышенная шумность генератора 

     1.   Повреждены подшипники 
генератора 
     2.  межвитковое замыкание или 
замыкание на массу обмотки 
статора (вой генератора) 
     3.  короткое замыкание в одном 
из вентилей генератора 

1.  замените задний подшипник или 
переднюю крышку с подшипником 
2.  замените статор 
 
 
3.  замените выпрямительный блок 
 

 
 
 
 
 

СТАРТЕР 

 

Техническая характеристика 

Номинальная мощность, кВт: ………………………………………………1,2 
Потребляемая сила тока при максимальной мощности, не более, А: …. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, не более, А:…… 
Потребляемая сила тока на холостом ходу, не более, А:………………… 

 

 

14000А. Стартер в сборе; 14002. Якорь; 14004. Втулка передняя;  
14005. Втулка задняя; 14016.Крышка стартера передняя; 
 14017. крышка стартера задняя; 14020Р. Щётки «+»;  
14024. Муфта стартера с редуктором в сборе; 14025.муфта;  
14034. прокладка; 14037. вал редуктора в сборе; 
14038. шестерня; 14039. Зубчатое колесо; 14044А. Щеткодержатель 
 с массовыми щетками в сборе; 
14046.Болт крышки; 14061. Болт крышки; 14076Р. Пружина; 
14076Q. Пружина; 14077. Кольцо стопорное.  
14082. Соленоид стартера в сборе 14086. Статор 14183. Болт  
14198. подшипник  14199. болт 
 

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА 

Стартер это электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с 

планетарным редуктором и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле. 
Крышки и корпус статора стянуты двумя болтами. Вал якоря вращается в двух 
металлокерамических вкладышах, установленных в крышке и опоре. В корпусе статора 
закреплены четыре постоянных магнита. Вращение от вала якоря передаётся валу привода 
через планетарный редуктор, который состоит из центральной шестерни, трёх планетарных 
шестерён, водила и шестерни с внутренним зацеплением. Планетарные шестерни вращаются 
на игольчатых подшипниках. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..