1. Все
детали следует хорошо проверить. Если на деталях
видны следы борозд, выемок или износа, их
необходимо заменить. Следует произвести
следующую проверку поршней: |
|
2. Измерьте
зазоры поршневых колец в канавках по высоте,
устанавливая кольца по очереди в соответствующие
канавки. Зазор между поверхностью кольца и
поверхностью канавки поршня определяется с
помощью плоского щупа. Если зазор кольца
превышает 0.12 мм, значит изношены кольца или
поршни. Номинальная величина составляет
0.02–0.07 мм. |
|
3. Вставьте
по порядку все поршневые кольца с нижней стороны
блока цилиндров в цилиндры. С помощью
перевернутого поршня кольца следует вдавить
примерно на 15 мм вниз. При этом оба края кольца
следует сдвинуть, чтобы измерить зазор в замке
кольца. |
4. Номинальные
значения указаны в Спецификациях. Граница износа
также различна для различных поршневых колец. |
|
5. При
слишком малом зазоре (например, если кольцо
новое), края кольца следует сточить, для этого
нужно зажать напильник в тиски. При слишком
большом зазоре в замке кольца соответствующее
кольцо следует заменить. |
6. Поршневые
пальцы и втулки шатунов следует проверить на
износ и наличие стертых мест. Если хотя бы один
шатун непригоден, следует заменить весь
комплект. |
7. Гайки
шатунных подшипников должны быть заменены. |
8. Шатуны
следует проверить на изгиб и скручивание в
специальном приспособлении. |
9. Проверьте
болты шатунов на наличие повреждений и при
необходимости замените. В данном случае
применяются растяжные болты, и их следует
заменить такими же. |
Сборка шатунно–поршневой
группы |
|
10. Если
снималось масляное сопло для охлаждения поршня,
его следует завернуть вместе с предохранительным
клапаном (27 Н м). Сопла расположены в нижней
части цилиндров. |
11. Если
заменяются поршни, следует проверить, чтобы все
поршни были одного типа. |
12. Нагрейте
поршни до температуры 60°С (положите в горячую
воду). Следует позаботиться о наличии
подходящего инструмента, который можно
приставить к внутренней стороне поршневого
пальца. |
13. Вдавите
пальцы от руки в нагретые поршни и в шатуны. |
14. При
сборке поршней и шатунов следует выполнить
следующее требование:
– Стрелка на днище поршня (или нарисованная или
выбитая на новом поршне) должна быть обращена к
передней стороне двигателя.
– Литые выступы на шатуне и крышке подшипника
должны быть обращены к шкиву.
– Обозначения номеров цилиндров на шатунах и
крышках подшипников должны совпадать. |
|
15. Проверьте,
чтобы после сборки поршень мог свободно качаться
на шатуне, если перемещать его в направлении
стрелки. |
16. С
помощью плоскогубцев для поршневых колец
установите кольца в канавки по очереди. Оба
компрессионных кольца можно перепутать, а
поэтому необходимо проверить их сечение перед
установкой. Кроме того, оба компрессионных
кольца помечены с одной стороны словом “Тор” или
“Oben” и это обозначение после установки кольца
должно читаться сверху. |
17. Установите
маслосъемное кольцо, состоящее из трех частей,
распределив равномерно замки. |
Установка
шатунно–поршневой группы |
18. Хорошо
смажьте цилиндры. |
19. Разложите
все шатуны согласно номерам цилиндров. Литые
выступы на шатунах и крышках подшипников должны
быть обращены к шкиву коленчатого вала. |
20. Стрелки
на днище поршней должны указывать на переднюю
сторону двигателя. |
21. Расположите
замки поршневых колец на одинаковом расстоянии
по окружности поршня, т.е. через 120°. |
|
22. Расположите
стяжную ленту для поршневых колец, как
изображено на иллюстрации и вдавите поршневые
кольца в канавки. Проверьте, чтобы они были
хорошо вдавлены. |
23. Наденьте
короткие отрезки резиновых или пластмассовых
трубок на шпильки шатуна, чтобы не поцарапать
цилиндры. |
24. Проверните
коленчатый вал, чтобы две шейки вала находились
в положении НМТ. |
25. Вдвиньте
шатун в цилиндр сверху. Двигатель для этого
нужно положить набок, чтобы можно было подвести
шатуны к шейкам подшипников и не поцарапать при
этом цилиндры или шатунные шейки. Вкладыш
шатунного подшипника уже должен при этом
находиться в шатуне, выступом в выемке. |
26. Вдвиньте
поршень, пока кольца одно за другим не вдвинутся
в цилиндр, а основание шатуна сядет на шейку
коленчатого вала. При этом не поцарапайте шейку
подшипника. |
27. Уложите
вкладыш второго подшипника в крышку, хорошо
смажьте вкладыш, оденьте крышку на шпильки
шатуна и слегка забейте. Отрезки резиновых
трубок нужно предварительно снимите. Обязательно
следует обратить внимание на то, чтобы литые
выступы на шатуне и крышке шатунного подшипника
совпадали, иначе в последний момент можно
сделать ошибку. |
28. Смажьте
поверхности прилегания гаек на крышках шатунных
подшипников маслом. |
29. Затяните
гайки крышек шатунных подшипников попеременно
моментом 30 Нм и из этого положения дотяните еще
на 90°, т.е. на четверть оборота. |
|
30. После
затягивания шатунных подшипников следует еще раз
осмотреть каждый подшипник. Из опыта известно,
что дефекты шатунных подшипников иногда
проявляются после окончания ремонта, когда
крышка подшипника и шатун не стянуты безупречно.
Цифрой 1 на иллюстрации обозначены оба
вышеупомянутых литых выступа, а цифрой 2 –
обозначения крышки шатунного подшипника и
шатуна, в данном случае для второго цилиндра.
Указанные метки должны располагаться на всех
шатунах друг напротив друга. Такую проверку
следует обязательно произвести перед закрыванием
картера двигателя. |
31. После
установки шатунов коленчатый вал нужно несколько
раз провернуть, чтобы определить, нет ли
заеданий. Если есть, нужно еще раз проверить,
находятся ли поршни в правильном положении, т.е.
стрелки на днищах должны быть направлены вперед
(в сторону шкива). |
|
32. С
помощью измерительного щупа проверьте боковой
зазор шатуна к щеке коленчатого вала. При этом
следует надавить шатунный подшипник вправо,
чтобы измерить зазор измерительным щупом. Это
осевой зазор подшипника шатуна, и он не должен
превышать 0.37 мм. Установите поддон картера.
Момент затяжки болтов крепления для них
различный. |
33. С
передней стороны двигателя ослабьте болты шкива
коленчатого вала (демпфера крутильных
колебаний), удерживая маховик. |
34. На
автомобилях с автоматической трансмиссией отверните
приводной диск описанным выше способом. |
35. Снимите
головку цилиндров вместе с впускным
трубопроводом и выпускным коллектором. Некоторые
детали снимаются уже при снятии двигателя (в
зависимости от его типа). |
36. Отверните
шкив от насоса охлаждающей жидкости и нижнюю
крышку зубчатого ремня. |
37. Пометьте
направление вращения зубчатого ремня краской с
внешней стороны. |
38. После
ослабления гайки натяжения ремня снимите
зубчатый ремень с шестерен привода и натяжителя.
Распределительный вал (валы) после этого нельзя
проворачивать. |
39. Отверните
поддон картера. |
40. Снимите
масляный насос. |
41. Если
необходимо, снимите только коленчатый вал,
поршни и шатуны можно оставить в блоке
цилиндров. В противном случае нужно снимите
поршни и шатуны. Если поршни и шатуны остаются в
блоке, следует пометить по порядку крышки
шатунных подшипников, снимите их и храните
вместе с вкладышами подшипников. Не забывать,
что поврежденные растяжные болты следует
обязательно заменить. |
|
42. Установите
стрелочный измеритель (индикатор) на штативе к
передней стороне блока цилиндров или закрепите
его с помощью магнитного крепления на блоке
цилиндров, приставив измерительный щуп к
коленчатому валу. С помощью отвертки надавите
коленчатый вал в одну сторону, установите
стрелочный измеритель на ноль и надавите вал в
другую сторону. Стрелочный измеритель покажет
осевой зазор коленчатого вала и эту величину
следует записать. Если она превышает 0.25 мм,
это должно быть учтено при сборке. Вкладыши
средних подшипников снабжены регулировочными
полукольцами, определяющими осевой зазор. |
|
43. Если
нет в наличии стрелочного измерителя, зазор
можно измерить на среднем подшипнике между
фланцем подшипника и поверхностью коленчатого
вала при помощи измерительного щупа лезвийного
типа. Для проверки измерительным щупом (толщиной
не более 0.25 мм), вал необходимо отжать в одну
сторону. |
44. Отверните
болты крепления уплотнительного фланца на
передней стороне двигателя и снимите фланец с
прокладкой. |
45. Снимите
промежуточную пластину двигателя, отверните
болты фланца сальника и снимите фланец с
сальником. Промежуточная пластина направляется с
помощью направляющих втулок. |
46. Ослабьте
постепенно крест–накрест болты крышек
подшипников коленчатого вала и снимите их по
порядку. Проверьте, чтобы номера крышек были
хорошо видны. Крышка №1 расположена со стороны
шкива. |
47. Снимите
вкладыши подшипников и коренных шеек и храните
их вместе с соответствующими крышками
подшипников. Следует иметь ввиду, что одни
вкладыши снабжены смазочными канавками, а другие
– нет. |
48. Осторожно
извлечь коленчатый вал из картера двигателя. |
49. Выньте
оставшиеся вкладыши из картера двигателя и
храните их вместе с другими вкладышами и
крышками подшипников. Эти вкладыши снабжены
смазочными каналами и при сборке должны быть
снова установлены в картер двигателя. |
50. Снимите
нижние полукольца на среднем подшипнике. Их
следует пометить на боковой стороне. |