Работа пневматического контактора ПК электровоза
BЛ80C
Работа контактора. Для включения контактора
подается питание на катушку его электропневматического вентиля, который
пропускает воздух давлением 5 кгс/см2 в пневматический цилиндр
контактора, что приводит к перемещению поршня вместе со штоком и
изоляционной тягой вверх. При этом латунный рычаг поворачивается вверх
вместе с двумя подвижными силовыми контактами и происходит замыкание
вначале верхних дугогасительных контактов, а затем нижних главных
контактов. Одновременно через тягу от штока поворачивается подвижная
колодка с медными пластинами, и все блокировочные контакты
переключаются.
Для отключения контактора необходимо снять питание с катушки его
электропневматического вентиля, который своим выпускным клапаном откроет
сжатому воздуху выход в атмосферу из пневматического цилиндра. Тогда за
счет сжатой отключающей пружины поршень вместе со штоком и изоляционной
тягой опустится вниз. При этом латунный рычаг вместе с подвижными
главным и дугогасительным силовыми контактами также будет поворачиваться
вниз. Вначале без дуги размыкаются нижние главные контакты на 7+10 мм, а
затем под током и с дугой происходит размыкание верхних дугогасительных
контактов.
Одновременно через тягу от штока поворачивается
подвижная колодка с медными пластинами, и все блокировочные контакты
переключаются в исходное положение.
Включение контакторов ПК в схему электровоза
BЛ80C
Контакторы пониженной скорости 31—34 (4 шт.) — включаются только в
режиме реостатного торможения при скорости ниже 35 км/ч и выводят из
работы часть тормозного резистора (R11—R14), понижая их сопротивление, с
целью расширения тормозной области в зоне низких скоростей. У таких
контакторов отсутствуют блокировочные контакты, и один
электропневматический вентиль включает фазу два аппарата. Катушки
электропневматических вентилей 31, 33 получают питание от общего для них
провода Э67, при этом вентиль 31 подает питание в пневматический цилиндр
своего контактора, а также по медной трубке в пневматический цилиндр
контактора 32, который находится рядом. Аналогично вентиль 33 включает
контакторы 33 и 34.
Контакторы возбуждения 46, 47 — включаются только в режиме реостатного
торможения для подключения плеч выпрямительной установки возбуждения
(60) и включенных последовательно обмоток возбуждения ТЭД к секциям
тягового трансформатора. Эти контакторы располагаются только на первой
секции электровоза. Их электропневматические вентили 46, 47 получают
питание от общего для них провода Н364, при постановке тормозной
рукоятки в положение «П». Каждый контактор имеет в цепях управления по
два замыкающих блокировочных контакта.
Линейные контакторы 51—54 (4 шт.) — служат для оперативных включений или
отключений тяговых двигателей под током. Контакторы 51 и 53 имеют по три
блокировочных контакта (два размыкающих и один замыкающий), а контакторы
52 и 54 имеют по два блокировочных контакта замыкающий и размыкающий.
Контакторы ОП1 (65, 71, 66, 72) типа ПК-360—служат для включения первой
ступени ослабления возбуждения ТЭД. После их включения значение тока,
протекающего по обмоткам возбуждения ТЭД, составит 70 % от тока якоря.
Катушки их электропневматических вентилей получают питание (в режиме
тяги) от общего для них провода Э4, при постановке реверсивной рукоятки
контроллера машиниста в положение «ОП1». У этих контакторов отсутствуют
верхние дугогасительные контакты и нет блокировочных контактов в схеме,
в остальном их конструкция аналогична конструкции ПК-356.
Контакторы ОП2 (67, 73, 68, 74) типа ПК-358
(рис. 5.12, б) — служат для включения второй ступени ослабления
возбуждения ТЭД. После их включения совместно с контакторами ОП1
значения тока, протекающего по обмоткам возбуждения ТЭД, составит 52 %
от тока якоря. Катушки электропневматических вентилей 73, 74 этих
контакторов получают питание от общего для них провода Э5 при постановке
реверсивной рукоятки в положение «ОП2». Вентиль 73 включает контакторы
73 и 65 для ТЭД первой тележки (пример рис. 5.12, б), а вентиль 74
включает контакторы 74 и 68 для ТЭД второй тележки. Эти контакторы не
имеют блокировочных контактов в схеме, а также не имеют дугогашения, так
как разрываемые ими цепи работают с невысоким пульсирующим напряжением и
дуга в них гаснет достаточно быстро и без дугогасительных камер.
Контакторы ОПЗ (69, 75, 70, 76) типа ПК-358 — служат для включения
третьей ступени ослабления возбуждения ТЭД. После их включения значение
тока в обмотках возбуждения ТЭД составит 43 % от тока якоря. Катушки
вентилей 75 и 76 получают питание от общего для них провода Э6 при
постановке реверсивной рукоятки в положение «ОПЗ». Вентиль 75 включает
контакторы 75 и 69 для ТЭД первой тележки, а вентиль 76 — соответственно
76 и 70 для ТЭД второй тележки.