6.1. Общие сведения об аппаратах защиты электровоза BЛ80C
При работе электровоза может происходить нарушение нормального режима
работы его электрического оборудования, а именно: токовая перегрузка,
повышение напряжения сверх допустимого максимального значения,
перенапряжения, нарушение сцепления колес с рельсами, а также отклонения
в техническом состоянии самого электрического оборудования (понижение
сопротивления изоляции, ухудшение коммутации, нарушение уставок
срабатывания аппаратов и др.). Из-за нарушения нормальных режимов работы
электрического оборудования могут возникать аварийные явления: круговой
огонь на коллекторах ТЭД, переброс дуги с токоведущих частей на
заземленные части, пробой изоляции, короткое замыкание, а для кремниевых
вентилей — потеря вентильных свойств при пробое полупроводниковой
структуры. Аварийные явления могут вызвать значительные повреждения
электрического оборудования, а в ряде случаев и пожар на электровозе.
Для защиты электрического оборудования электровоза (тяговых двигателей,
вспомогательных машин, выпрямительных установок и др.) от опасных
режимов и ограничения последствий аварийных явлений служат аппараты
защиты.
По своему принципу действия в схеме электровоза аппараты защиты условно
разделяют на аппараты прямой защиты и аппараты косвенной защиты.
Аппараты прямой защиты — непосредственно воздействуют на защищаемую цепь
для прекращения аварийного режима, к ним относятся: главный воздушный
выключатель совместно с трансформатором тока и реле максимального тока,
разрядники и ограничители перенапряжений, автоматические выключатели и
предохранители, а также блоки конденсаторов и разрядных резисторов.
Аппараты косвенной защиты — работают как датчики, которые при
возникновении аварийного режима срабатывают и подают команду в
схему электровоза для срабатывания других аппаратов с целью прекращения
дальнейшего развития аварийного режима, к ним относятся: реле токовой
перегрузки, тепловые реле, дифференциальные реле, реле заземления и реле
контроля земли, реле боксования и защиты от юза.