63. Семы питания цепей управления и заряда батарей электропоездов переменного тока (1985 год)

 

  Главная      Книги - Электровозы     Электропоезда переменного тока. Пособие для ПТУ (Авдеев М.М., Гут В.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     47      48      49      50     ..

 

 

 

Электрические схемы электропоездов переменного тока (1985 год) - часть 2

63. Семы питания цепей управления и заряда батарей электропоездов переменного тока (1985 год)

 

 

 

 

Для питания цепей управления постоянным выпрямленным напряжением 110 В на головных вагонах установлены две параллельно работающие выпрямительно-стабилизирующие установки. Для резервного питания служат пять аккумуляторных батарей, состоящих из 90 кадмиево-никелевых элементов КН-55 емкостью 55 А * ч каждый, соединенных последовательно.

Аккумуляторные батареи (АБ) расположены на головных и прицепных вагонах. Они подключены к поездным проводам 56 (плюс) и 30 (минус) (рис. 232) и находятся в режиме постоянного подзаряда при работающих выпрямительно-стабилизирующих установках.

При отсутствии напряжения в контактной сети или выходе из строя обеих установок на головных вагонах контакторы батареи БК своими размыкающими контактами переключают все батареи на питание цепей управления. Таким образом, все резервные источники питания соединены параллельно.

Выпрямительно-стабилизирующие установки содержат разделительный трансформатор 1ТР.071, блок аппаратуры 1БА.169, дроссель фильтра 1ДР.007 и блок с датчиком температуры 1БА.174. По сравнению с системой электромагнитного регулирования, применявшейся ранее на электропоездах ЭР9 и ЭР9П,

масса каждой установки уменьшена на 70%, а потребляемая мощность снижена на 20%.

Технические данные установки:

 

 

 

 

 

 

Рис. 232. Упрощенная схема соединения источников питания цепей управления 

 

 

Рис. 233. Схема питания цепей управления и заряда аккумуляторных батарей

 

 

 

Рис. 234. Схемы выпрямления в разные полупериоды 

 

 

 

Рис. 235. Диаграммы напряжения и токов на элементах блока БУР:
Рис. 236. Форма кривых напряжений и токов на аккумуляторной батарее
Рис. 237. Функциональная схема блока управления регулятора БУР:

 

 

Рис. 238. Электрическая схема блока управления регулятора напряжения цепей управления и заряда батарей

 

 

 

 

 

При разряженных аккумуляторных батареях из-за низкого значения э. д. с. батареи среднее значение напряжения заряда может быть ниже уставки регулятора. В процессе заряда э. д. с. аккумуляторных батарей увеличивается и напряжение достигает уровня, обусловленного уставкой регулятора и температурой окружающего воздуха. При изменении температуры окружающей среды изменяется сопротивление терморезистора R23, что приводит к изменению уставки  регулятора напряжения заряда батареи и обеспечивает автоматическую сезонную регулировку режима подзаряда. Так, с повышением температуры напряжение заряда аккумуляторной батареи (рис. 239) должно быть снижено.

 

Рис. 239. Зависимости конечного напряжения заряда аккумуляторной батареи от температуры окружающей среды 

 

 



Защита от недопустимого повышения напряжения в цепях управления между проводами 15, 30 обеспечивается с помощью блока защиты БЗМН1 (рис. 240). Блок содержит измерительный делитель напряжения на резисторах R1...R6, R8, формирователь опорного напряжения на стабилитроне V4, усилитель на транзисторах V11...V13, подключенный к питающему делителю напряжения на резисторах R12, R13...R15 и стабилитронах V5, V6. Питающий делитель напряжения подключен к входной цепи через диоды V1, V2. Напряжение на резисторах R13...R15 сглажено конденсатором СЗ и стабилитронами V5, V6.

 

 

Сигнализация о работе системы осуществляется лампой «Заряд», расположенной на блоке 1.БА.169 и лампой «Зарядный агрегат», расположенной на пульте в кабине машиниста. При работающих установках после заправки электропоезда горит лампа «Заряд», а лампа «Зарядный агрегат» гаснет. При отключении одной из установок на соответствующем головном вагоне размыкающим контактом реле напряжения РН1 включается лампа «Зарядный агрегат» и гаснет  лампа «Заряд». Лампа «Заряд» гаснет также при сгорании плавких вставок предохранителей Пр45, Пр46.

Сигнальные лампы ЛC3 и ЛС4 «Контроль изоляции» позволяют оценить состояние изоляции цепей управления электропоезда. Они подключены через балластные резисторы R32, R33 и контакты выключателя ВИ соответственно к проводам 15 и 30, а общей точкой 15 ЖВ — к корпусу.

При хорошем состоянии изоляции цепей управления лампы имеют одинаковый накал (правый и левый контакты ВИ включены). Слабое свечение лампы ЛС4 свидетельствует о пониженном сопротивлении изоляции провода 30 или подключенных к нему проводов с отрицательным потенциалом. А слабое свечение лампы ЛСЗ свидетельствует о пониженном сопротивлении провода 15 или подключенных к нему проводов с положительным потенциалом. Полное погасание одной из ламп свидетельствует о наличии замыкания на корпус в цепях управления.

В процессе заправки электропоезда при включении рубильников батареи БР питание цепей управления осуществляется от аккумуляторных батарей через размыкающий контакт 15-15И (56-15 на прицепных вагонах) контактора БК. При наличии напряжения на проводе 15ЕА через размыкающий контакт реле РМН включается контактор КТ, который подключает первичную обмотку трансформатора к источнику переменного напряжения 220 В. Если напряжение питания выше 185 В, срабатывает реле РН1 и своим замыкающим контактом 15ЕА-15ЕЛ через резистор R31 подает питание на поездной провод 20, к которому подключены параллельно все катушки контакторов БК. Если работает хотя бы одна установка, все контакторы БК включены и все аккумуляторные батареи работают в режиме заряда от одной установки.

После снятия переменного напряжения на обоих головных вагонах реле РН1 отключаются, провод 20 теряет питание, контакторы БК отключаются и переводят питание цепей управления от аккумуляторных батарей.

 

Рис. 240. Электрическая схема блока зашиты максимального напряжения БЗМН1 

 

 

 

При недопустимом повышении напряжения в цепях управления срабатывает блок БЗМН1, который включает реле РМН. Оно своим размыкающим контактом 15ЕК-15ЕН отключает контактор КТ, в результате чего трансформатор ТрР и реле РН1 теряют питание. Для восстановления защиты необходимо возвратить реле РМН в исходное положение, после чего включится контактор КТ.

В рассмотренной схеме величину напряжения на батарее и в цепях управления контролируют с помощью вольтметра V и переключателя вольтметра ПВ. В положении переключателя «Выпрямитель» вольтметр показывает напряжение цепей управления поезда (напряжение между проводами 15ЕА-30), а в положении «Батарея» — напряжение заряда батареи (при включенном рубильнике БР) или ее э. д. с. (при отключенном БР). При неработающих выпрямительных установках и включенном рубильнике БР вольтметр в положении переключателя «Батарея» показывает напряжение батареи во время ее разряда на цепи управления. Ток батареи контролируется амперметром Аб, а ток нагрузки выпрямителя — амперметром Ас.

Питание устройств AЛC при наличии переменного напряжения осуществляется от преобразователя 50 В. При этом отсутствует гальваническая связь цепей AЛC с потребителями постоянного напряжения электропоезда 110 В.

Преобразователь 50 В содержит (см. рис. 233): понижающий разделительный трансформатор ТрП, выпрямитель Д4...Д7, переключатель резервного питания и фильтр, состоящий из дросселя ДЛС и конденсатора С2. Трансформатор ТрП через предохранитель Пр47 подключен к проводам 61 и 62 на напряжение 220 В. 

 

К вторичной обмотке трансформатора через балластный резистор R35 подключена сигнальная лампа ЛС2 «Напряжение 50 В-». От этой же обмотки через балластный резистор R34, катодную группу выпрямителя Д6—Д7 и анодную группу дополнительного выпрямителя запитывается реле РН2.

При подаче переменного напряжения реле РН2 включается и своими размыкающими контактами 78Д-78Х, 30Я-30 разрывает цепь питания АЛС от аккумуляторной батареи. Питание устройств АЛС при этом осуществляется от выпрямителя через контакты ПрП и сглаживающий дроссель. При этом горит сигнальная лампа «Выпрямитель 50 В».

При снятии переменного напряжения реле РН2 отключается и своими контактами подключает устройства АЛС к выводу 50 В (провод 78Г) аккумуляторной батареи.

При выходе из строя стабилизатора переменного напряжения 220 В, трансформатора ТрП или выпрямителя Д4-Д7 переключатель ПРП необходимо поставить в положение «Резерв». При этом устройства АЛС получают питание от аккумуляторной батареи от провода 78Г, диод Д2, размыкающий контакт реле РН2. Для отключения питания устройств АЛС на головном вагоне в хвосте поезда переключатель ПРП необходимо установить в нулевое положение.

Другие потребители напряжением 50 В в режиме заряда аккумуляторной батареи питаются от вывода 78Б батареи через предохранитель Пр31, замыкающий контакт 78В-78Г контактора батареи БК. При работе аккумуляторной батареи в режиме разряда питание потребителей осуществляется от вывода 78А через предохранитель Пр39 и контакт 78Ж-78Г контактора БК. Диод Д1 служит для беспрерывного питания потребителей в момент переключения контактов контактора БК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     47      48      49      50     ..