При проектировании тепловоза для получения необходимых тормозных путей
при одиночном следовании с конструкционной скоростью 160 км/ч было
предположено применить торможение неметаллическими колодками из
пластмассы марки 6КВ-10. Однако в процессе работы первых тепловозов с
пассажирскими и скорыми поездами при торможении неметаллическими
колодками выявилась ненормальная выработка бандажей по поверхности
катания, повышенный нагрев и провертывание бандажей, а в ряде случаев и
быстрый износ гребня бандажа.
Было принято решение спроектировать рычажную передачу тормоза с
применением стандартных чугунных колодок, а следовательно, и с
повышенным коэффициентом нажатия их на колесо. Этой передачей оборудуют
тепловозы ТЭП60, начиная с № 0018.
При чугунных тормозных колодках и при рычажной передаче со статическим
коэффициентом нажатия 0,616 максимальная скорость одиночно следующего
тепловоза установлена 115 км/ч.
Рычажная передача тормоза, применяющаяся на тепловозах ТЭП60, схема
которой показана на рис. 162, дает возможность при необходимости перейти
на торможение неметаллическими колодками без каких-либо существенных
переделок в узлах передачи»
При замене чугунных колодок неметаллическими
необходимо ось вращения вертикального рычага 1 установить в верхнее
отверстие боковины рамы тележки, на верхнее же отверстие подвешивают и
рычаг 1. При перестановке оси и вертикального рычага 1 на верхнее
отверстие передаточное число рычажной передачи изменится с 5,33 на 2,38.
В табл. 31 приведены основные характеристики рычажной передачи,
выполненной с двусторонним расположением тормозных колодок. На одной
тележке установлены четыре тормозных цилиндра диаметром 254 мм (10").
Каждый цилиндр приводит в действие три тормозные колодки, подвешенные на
кронштейнах, приваренных к боковинам и поперечным балкам тележки.
Рычажная передача, идущая от каждой пары тормозных цилиндров,
расположенных на противоположных сторонах тележки, имеет поперечную
балку, которой передается сила из плоскости тормозных цилиндров в
плоскость :круга катания бандажей. Суммарный зазор между тремя
тормозными колодками и бандажами, обслуживаемыми одним тормозным
цилиндром, 18 мм. При большом износе тормозных колодок и бандажей перед
регулировкой зазора между ними винтом и муфтами рекомендуется
переставить валики в вилках тормозных тяг.
Таблица 31
Неравномерность прилегания контура колодки к
контуру колеса регулируют подтягиванием гайки скобы, закрепленной на
башмаке. Максимальный эксплуатационный выход штока тормозного цилиндра
устанавливается инструкциями ЦТ МПС по тормозам.