Работа двигателя внутреннего сгорания невозможна без
вспомогательных систем, обеспечивающих во время его эксплуатации
смазку, подачу топлива, охлаждение и т, п.
В начале раздела «Винтомоторная установка» мы уже говорили о
некоторых требованиях, предъявляемых к работе отдельных систем.
Здесь же мы познакомим вас с их конкретным конструктивным
оформлением для любительских аэросаней.
Система
охлаждения двигателя аэросаней
Эта система предназначена для обеспечения нормальных
температурных режимов двигателя при постоянно меняющихся режимах
и наружных температурах воздуха.
Большинство двигателей, используемых на аэросанях, имеет
воздушное охлаждение. Съем тепла осуществляется с оребрения
цилиндров и в значительно меньшей степени с других поверхностей
двигателя — картера, масляного поддона и др. Наиболее
теплонапряженным местом в двигателях являются головки цилиндров
и цилиндры в зоне их оребрения.
Естественно, чем интенсивнее обдув цилиндров воздухом и чем ниже
его температура, тем охлаждение цилиндров будет лучше.
В то же время при очень низких температурах и больших скоростях
движения возможно переохлаждение двигателя, оказывающее на него
не менее вредное влияние, чем перегрев.
Рис. 74. Подача воздуха к цилиндру двигателя,
установленному внутри корпуса аэросаней: 1 — направляющий щиток, 2 —
неподвижный воздушный патрубок; 3 — отверстие в стенке корпуса; 4 —
подвижный регулируемый патрубок.
Поэтому для поддержания нормальных
температурных режимов и возможности их регулирования на
двигатели устанавливают капоты, а на цилиндры — дефлекторы.
В капоте делают специальные створки-жалюзи, с помощью которых
увеличивают или уменьшают количество воздуха, поступающего на
охлаждение двигателя.
При верхнем расположении двигателя обеспечение обдува цилиндров
не представляет трудностей, наоборот, здесь его надо помещать в
капот для защиты от переохлаждения.
При установке двигателя внутри корпуса аэросаней (рис. 74)
обычно на бортах машины делают воздухозаборники с регулируемыми
заслонками. Внутри же корпуса монтируют щитки, направляющие
поступающий воздух на головки цилиндров. При этом надо, конечно,
позаботиться и об отводе воздуха из корпуса.
Во всех случаях на оребрение цилиндров нужно ставить дефлекторы
(рис. 75). Они обеспечивают равномерность охлаждения цилиндра.
На аэросанях с автомобильными двигателями, имеющими водяное
охлаждение, система выполняется аналогично автомобильной, с
установкой водяного радиатора. Радиатор на аэросанях может быть
установлен значительно меньшей площади, но должен иметь хорошо
пригнанные жалюзи, обеспечивающие невозможность его
замораживания.
Рис. 75. Установка дефлектора на цилиндр
двигателя