Как мы уже говорили, воздушный винт крепят на валу винта или
хвостовике коленчатого вала двигателя при помощи промежуточной
детали—втулки воздушного винта. Конструктивно она зависит от
самого винта, его материала, типа, количества лопастей. С
устройством втулки для крепления блочных воздушных винтов
фиксированного шага можно познакомиться по рисунку 60. Корпус 18
втулки имеет фланец и конусную выточку для посадки на хвостовик
вала. В конусной выточке сделана шпоночная канавка под стальную
шпонку 14, предотвращающую проворачивание корпуса втулки на
конусе. Посаженную на корпус втулку ступицы воздушного винта 21
закрепляют между данцем корпуса и ответным фланцем 20 стяжными
болтами 19. Гайкой 16 и шайбой 15 втулку затягивают на
хвостовике вала, предотвращая ее соскакивание. Гайку 16, чтобы
она случайно не отвинтилась, шплинтуют. Резьбу хвостовика и
гайки желательно делать левую при правом вращении винта и правую
при левом вращении. Гайки крепления ответного фланца также
контрят по кругу вязальной проволокой.
Любители, строящие аэросани с двигателем «ПД-10» и «ПД-10М»,
часто затрудняются в решении вопроса о креплении винта.
Очень просто, без сложных переделок,
выполнил эту конструкцию тов. Рейхерт из Целиноградской области
(рис. 71). Он закрепил винт непосредственно на маховик. Ступицу
винта 7 затянул между фланцами 6, посаженными на три приваренные
к маховику 1 шпильки 4. Кроме того, винт центрируется
специальной насадкой на валу 8 винта, которая одновременно
является и креплением маховика. Вал 8 наворачивается на
резьбовой хвостовик
коленчатого вала 2 и заменяет снятую оттуда
гайку крепления маховика.
Сам вал 8 винта также крепит втулку винта навинченными на его
резьбовой хвостовик гайками 9. После установки винта гайку
крепления шплинтуют, а гайки на шпильках контрят между собой, по
кругу, мягкой вязальной проволокой.
На аэросанях «ГГАТ-3», снабженных стальным винтом из
8-миллиметровой полосовой стали, втулка винта представляла собой
конструкцию, показанную на рисунке 49.
Втулка двухлопастного винта (рис. 72) сделана из круглого
дюралюминия. Она имеет резьбовые отверстия для ввертывания
хвостовиков лопастей. Такая конструкция позволяет при небольшом
ее изменении сделать втулку пригодной для крепления на ней трех
и четырех лопастей.
Для воздушных винтов с поворотом лопастей на месте,
предназначенных для двигателей мощностью до 100—150 л. c. делают
металлические разрезные втулки с зажимом в них лопастей сгяжными
болтами или хомутами на болтовой стяжке.
При установке винта на вал необходимо проверить винт на
отсутствие биения лопастей. Проверку производят замером зазора
между лопастями и каким-либо предметом при проворачивании винта.
Биение винта не допускается, так как оно вызывает тряску,
вибрации и вредно влияет на всю конструкцию машины.