Управление аэросанями

  Главная        Учебники - Транспорт      Юным конструкторам аэросаней (И.Н. Ювенальев)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Управление аэросанями



Любая транспортная машина для изменения направления и скорости движения, вплоть до полной остановки, снабжается специальными системами управления.

Управление лыжами. Изменение направления движения в большинстве конструкций осуществляется поворотом передних лыж. У четырехлыжных машин иногда применяется поворот всех четырех лыж. Поворот лыж производится с места водителя системой рулевого управления, конструктивное выполнение которой зависит от типа и размеров машины.

Следует помнить, что для аэросаней, двигающихся по бездорожью на сравнительно больших скоростях, надежность работы и исправность рулевого управления связана с безопасностью движения. Практика многолетней эксплуатации показала, что путевые поломки в системе рулевого управления, обрыв тяг или тросов и т. п. приводят к авариям машины с тяжелыми последствиями.

У маломощных аэросаней с одной передней управляемой лыжей ее поворот осуществляют рычагом (румпелем), надетым на вертикальную ось передней подвески. Некоторые любители ставят обычный велосипедный руль. Если передняя лыжа сдвинута значительно вперед, то управление делают дистанционным: от рычага, расположенного под рукой водителя, усилие передается на румпеле жесткой тягой или двухсторонним тросом.

У более совершенных аэросаней, с полузакрытым и закрытым корпусом, чаще всего устанавливают тросовое

управление (рис. 39). Для него используют специальный трос с мягким сердечником. Диаметр троса зависит от нагрузки (для маломощных аэросаней, например, трос берут диаметром не более 1,5—2,5 мм). Перед установкой трос подвергают предварительной вытяжке, в противном случае он будет вытягиваться в эксплуатации и приводить к появлению люфта рулевого колеса.

 

 

 

 

 

Рис. 39. Схема тросового управления аэросаней «ОСГА-4» и узел крепления троса на барабане. 1 — тандер (резьбовая муфта для натяжения троса); 2, 7 — подшипники трубы рулевого колеса; 3 — самоустанавливающийся ролик; 4 — упорное кольцо; 5 — труба рулевого колеса; 6 — барабан для намотки троса; 8 — рулевое колесо; 9 — узел крепления ролика; 10 — ось ролика; И — трос управления; 12 — передняя колонка, 13 — эксцентричный зажимной ролик, 14 — болт-ось зажимного
ролика.

 

 

 

 

При расчете управления штурвального типа исходят из нагрузки, которую водитель может приложить к ободу рулевого колеса. Она составляет не более 65 кг.

Тросовое управление, как видно из схем на рисунках 39 и 41, обычно имеет несколько крутых перегибов троса. В таких местах устанавливают ролики, по которым и проходит трос. Ролики должны соответствовать тросу по проходной канавке и диаметру. Диаметр роликов должен быть не менее 20—25 диаметров троса.

Ролики необходимо ставить так, чтобы исключался их перекос по отношению к тросу. Трос должен набегать и сбегать с ролика точно по его канавке. Недопустимо, чтобы трос терся о реборду ролика. Для уменьшения трения роликов их ставят на шарикоподшипниках.

Чтобы исключить сложную подгонку узлов установки роликов, можно применить самоустанавливающееся крепление, показанное на рисунке 39. При таком креплении ролик сам занимает нужное положение в плоскости перегиба троса. Для регулирования натяжения тросов применяют специальные свинчивающиеся муфты — тандеры. Тандеры, как и ролики, по своим размерам должны соответствовать диаметру троса.

Тандер состоит из муфты, имеющей правую и левую резьбу, и двух ушковых или вильчатых наконечников <г правой и левой резьбовыми хвостовиками. При вращении муфты наконечники будут ввинчиваться или, наоборот, вывинчиваться из нее, изменяя размер тандера по длине.

Тандеры устанавливают на прямых участках тросов так, чтобы они при крайних отклонениях рулевого колеса не доходили до роликов на 100—150 мм. После регулировки натяжения троса тандеры надо закрепить (законтрить) мягкой вязальной проволокой.

В эксплуатации необходимо следить за натяжением тросов. Их ослабление может привести к увеличению люфта рулевого колеса и даже к соскакиванию троса с

ролика и его заклиниванию. Люфт на руле не должен превышать 15°.

Если тросовое управление используется на аэросанях с двумя передними управляемыми лыжами, то в схему вводится поперечная тяга, соединяющая румпели передних поворотных цапф лыж. Для уменьшения усилия на рулевом колесе в подобные схемы вводится полиспаст. Он позволяет за счет увеличения хода рулевого колеса увеличить силу, прикладываемую к румпелю.

При тросовом управлении намотку троса на барабан-рулевого колеса надо делать так, чтобы поворот машины совпадал с направлением поворота рулевого колеса.

На некоторых аэросанях, предназначенных для выездов на охоту, устанавливают ножное управление (рис. 40). Это управление может быть непосредственным с установкой педалей управления на колонке передней лыжи или дистанционным с передачей от педалей на колонку передней лыжи тягами или тросами. Хакое управление имеет целью дать возможность охотнику стрелять, не останавливая машины.

 

 

 

 

Рис. 40. Один из вариантов установки педалей ножного управления.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..