Механизм поворота крышевых динамиков и прожектора пожарного
автомобиля связи и освещения АСО-ЗИЛ-150
Механизм (рис. 49) предназначен для поворота
динамиков и прожектора, смонтированных на крыше автомобиля,
непосредственно из кабины боевого расчета
Для установки механизма части крыши и потолка кузова вырезаны, а вместо
них к брускам каркаса кузова прикреплены стальные пластины 20 и 21, В
отверстие верхней- пластины вварена ступенчатая втулка 18, а к нижней
прикреплена установочная шайба 22 с делениями, соответствующими градусам
угла поворота
Вращающаяся часть механизма состоит из наружной трубы 16
внутренней трубы 7, рукояток поворота; 8 и 28 и
вспомогательных деталей.
К трубе 16 снаружи приварены опорное кольцо 19', стальная коробка
прямоугольной формы 15 и цилиндрический колпак 17. Внутрь трубы с обоих
ее концов вставлены втулки 5 и 26.
К коробке 15 приварены две трубы 14 с фланцами 12
на обоих концах, на которых установлены динамики 1. Колпак 17 закрывает
втулку Щ препятствуя проникновению воды внутрь кузова Верхняя втулка 5
гладкая и на всю длину входит в трубу,, нижняя — ступенчатая (с
переменным наружным диаметром); значительная часть ее выступает из трубы
Верхней, цилиндрической частью втулка 26 вставлена в трубу, на средней
ее части выполнена резьба для зажимной гайки 25, на нижней
цилиндрической части установлен фиксатор.
Рис. 49 Механизм поворота крышевых динамиков и
прожектора:
Труба 16 вставлена во втулку 18 и может свободно
вращаться в ней, опираясь кольцом 19 на ступень втулки.
Для поворота трубы, а вместе с ней и динамиков на ее нижнюю часть,
выступающую в кабину, насажено кольцо 24, с рукояткой 8. Зажимная гайка
25, с тремя рукоятками 9 служит для фиксации положения динамиков. В
результате вращения ее по часовой стрелке она поднимается по резьбе
вверх и зажимает кольцо поворота динамиков 24.
Внутрь трубы 16 вставлена и может свободно вращаться во втулках 5 и 26
труба прожектора 7 С верхнего конца в трубу вставлен палец 6 с ушком и
буртиком. Внизу она при помощи шарнира 10 соединена с трубой 21, которая
является ее продолжением и имеет на нижнем конце рукоятку с буртиком и
кольцевой канавкой К ушку пальца крепится прожектор 2, буртик служит
опорой прожектору в транспортном положении и на стоянке, труба 27 — для
подъема прожектора Конструкция механизма предусматривает возможность
поворота прожектора на 360°, но этому препятствуют размещенные рядом
динамики Поэтому, прежде чем повернуть прожектор в нужном направлении,
нужно его поднять выше динамиков. Для этого трубы 7 и 27 приводятся в
положение соосности и поднимаются вверх до упора буртика рукоятки в
торец втулки 26. При этом шток фиксатора 31 должен быть оттянут. Затем,
под действием пружины 30, он войдет в кольцевую канавку рукоятки и
воспримет на себя вес прожектора и трубы. Для установки прожектора в
транспортное положение его нужно опустить, установив предварительно
рукоятку поворота 8 динамиков в положении 0° и оттянув шток фиксатора за
головку 32, затем привести трубу 27 в горизонтальное положение и ввести
ее в лиру, установленную на потолке кабины Прожекторы и динамики могут
быть повернуты независимо друг от друга При этом угол поворота
прожектора равен 360°, а динамиков — 270° — по 135° в обе стороны от
продольной оси автомобиля.
Прожектор может быть повернут и в вертикальной плоскости, но для этого
нужно подняться на крышу, ослабить затяжку ба рашка винта 4, установить
прожектор в требуемом положении и снова закрепить барашком.