Работа схемы коммутатора пожарного автомобиля
связи и освещения АСО-ЗИЛ-150
При вызове коммутатора абонентом, при нажатии
клапана на микротелефонной трубке-аппарате на конце линии Л 1,Л2,
происходит замыкание цепи абонентского реле А.
Реле срабатывает и контактами А — 14, 15 подключает один конец линии Л2
через конденсатор С2 к шине Т\, а контакты А-31. 32—33, 34 переключают
питание от «—» 12 в и разрывают цепь посылки вызова. Контакты А-52, 53
замыкают цепь вызывной лампы-кнопки ВЛК и общевызывного реле ОВР. Реле
СВР срабатывает и замыкает своими контактами ОВР-31, 32 цепь
общевы-явной лампы и звонка-трещотки. Загораются вызывная лампа-кнопка
ВЛК, общевызывная лампа OBJI и работает трещотка.
Для опроса абонента необходимо снять микротелефонную рубку с рычага
аппарата (трещотка при этом перестает работать), нажимают вызывную
лампу-кнопку этого номера.
Рис. 44. Схема разговорной тины и рабочего места
коммутатора ЦБКХ2Х10.
При нажатии лампы-кнопки замыкается цепь
разделительного реле Р, которое своими контактами Р —14, 15 через
конденсатор С1 подключает линию Л1 к шине Т2.
Таким образом, линия абонента оказывается подключенной к рабочему месту
телефониста — микротелефонной трубке.
Вызывная лампа-кнопка изменяет свое яркое свечение на
тусклое, так как контакты Р-51, 52 включают в цепь
лампы ВЛК добавочное сопротивление R= 50 ом.
Схема рабочего места обычная —противоместная. Микротеле-фонная трубка
заряжена 4-жильным шнуром. Питание микрофона подается через контакты
рычажного переключателя РП-2,3 на телефонном аппарате.
Соединение абонентов производится путем перевода
ключей абонентов на одну из четырех разговорных шин. Вызов требуемого
абонента производится нажатием лампы-кнопки этого абонента, При этом
образуются следующие цепи: контакты ВЛК замыкают цепь реле Р, которое
срабатывает и контактами Р-33; 35 накоротко замыкает обмотку {а, б) реле
А, контактами Р-12, 13 подает вызывной ток (фонический) со вторичной
обмотки зуммера. При посылке вызова абоненту его вызывная лампа-кнопка
загорается неполным накалом.
Рис 45 Схема комплекта реле соединительной линии
(PCЛ)
При ответе второго абонента во время посылки вызова
его лампа-кнопка будет продолжать гореть неполным накалом и разговор
между абонентами может сразу состояться. Если же абонент ответит после
окончания посылки вызова, то его лампа-кнопка загорится полным накалом и
для соединения абонентов между собой необходимо еще раз нажать
лампу-кнопку второго абонента (иначе абонент не будет слышен).
Лампа занятости шины JI3III будет гореть полным накалом до окончания
разговора. Через контакты ключа Кл-23,' 24 и контакты реле А-12, 13
лампа занятости шины получает питание от батареи.
При переводе ключей обоих абонентов на одну из шин схема работает
следующим образом: линейные провода JI1 и JI2 первого абонента через
конденсаторы С1 и С2, контакты ключа (например, на 1й шине) Кл-8,'9 и
Кл-20, 21 соединяются с шиной Ш\. Линейные провода второго абонента при
переводе ключа в то же положение также подключаются на 1-ю шину. Питание
абоненты получают каждый через обмотку своего реле А.
Вызывные лампы-кнопки обоих абонентов горят неполным накалом.
Для контроля или совместного разговора телефониста с абонентами
необходимо нажать лампу-кнопку занятости этой шины. При этом срабатывает
реле шины, например, РШ\, которое своими контактами ШР1-31, 32, 33, 34
подключает разговорную шину Ш\ к рабочему месту телефониста ■ 77, Т2.
При отбое обрывается цепь питания абонентского реле А, которое своими
контактами разрывает цепи питания вызывной лампы-кнопки BJIK, реле Р,
лампы занятости шины ЛЗШ. Гаснут вызывные лампы-кнопки и Лампа-кнопка
занятости шины. Ключи абонентов ставят в среднее положение
Если два абонента уже соединены между собой,* то при соединении двух
других абонентов их ключи следует перевести в другое положение — на одну
из свободных шин.
Всего, можно осуществить четыре соединения, по числу разговорных шин.
Вызов коммутаторов по соединительным линиям (СЛ) (см. рис. 45),
соединение с абонентом и отбой происходят аналогично местным
соединениям.
При вызове с городской телефонной станции вызывной ток поступает на
линии Л1, JI2 контакты ключа Кл-8, 7, '6, 5 и Кл-20, 19, 18-^ 17,.
контакты реле В-51, 52,. контакты реле 0-53, 54, конденсатор Сз — 1 мкф
на обмотку реле В.
Реле срабатывает и блокируется второй обмоткой через контакты В-11, 12-и
0-31,-32.
Контакты реле В—32,, 33 замыкают цепь вызывной лампы-кнопки и
общевызывного реле — ОВР. Последнее срабатывает и замыкает цепь
общевызывной лампы ОВЛ и трещотки ЗВ.
Горят вызывная и общевызывная лампы и работает трещотка. При снятии
микротелефонной трубки с рычага аппарата перестает
работать трещотка. Нажимают лампу-кнопку
соединительной линии и производят опрос абонента. Лампа-кнопка изменяет
свое свечение с яркого на тусклое.
При переводе ключа СЛ на одну из разговорных шин для соединения с
местным абонентом срабатывает реле С, которое своими контактами С-51, 52
включает реактивную катушку РК и удерживает линию ЦБ или АТС в
соединении, так как местные абоненты подключаются на шины через
конденсаторы.
Для соединения СЛ с местным абонентом переводят их ключи на одну шину,
вызов производится нажатием лампы-кнопки. Во время разговора абонентов
горят неполным накалом их вызывные лампы и полным накалом — лампа
занятости шины ЛЗШ.
При отбое абонента гаснут его лампа-кнопка и ла\та занятости шины. Ключи
переводятся в среднее положение.
В случае необходимости можно осуществить групповой циркулярный разговор,
для чего ключи всех или нужных абонентов переводят на одну разговорную
шину.
Вызов абонентов и отбой происходят обычным порядком.
Линейный щит. Для присоединения внешних линий — телефонных, к динамикам,
выносному микрофону — на правом борту автомобиля в нише установлен
линейный щит.
Этот щит представляет собой плату из текстолита, на которой смонтированы
штепсельные гнезда.
Всего смонтировано
11 пар гнезд с соответствующими надписями около них (рис. 46).
На щите могут быть включены: выносной микрофон (гнезда М), две линии к
динамикам (гнезда Д), две линии к городским телефонам АТС или ЦБ (гнезда
АТС) и шесть линий с боевыми участками (гнезда местные 1 . . . .6).
В нижней части щита смонтировано пять металлических Т-образных стержней
для удержания проводов с вилками от выдергивания из гнезд.
При открывании крышки, закрывающей нишу с линейным щитом, загорается
плафон, освещающий плату щита.
Крышка имеет упорную стойку, при повороте которой она остается в
открытом положении.