Кулачковые контроллеры электрокар

       Учебники - Транспорт     Электрокары и электропогрузчики (Тройнин М.Ф., Ушаков Н.С.) 2 издание - 1967 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Кулачковые контроллеры электрокар



Кулачковые контроллеры применяются на всех машинах отечественного производства.

Они отличаются от барабанных тем, что у них на вал контроллера насаживаются профилированные кулачки, которые при вращении вала замыкают или размыкают в определенной последовательности расположенные против них контакты, одни из которых являются подвижными, а другие — неподвижными. Их преимуществом является то, что замена контактов не требует снятия вала.

На рис. 70 показан общий вид кулачкового контроллера электропогрузчиков 02 и 04, а на рис. 71 — схема электрических соединений электропогрузчика. Этот контроллер имеет два вала с кулачками — главный и реверсивный. Главный вал приводится в движение от рукоятки и управляет включением и выключением пяти кулачковых контакторов. Рукоятка имеет пять позиций.

Контактор 15 имеет дугогасительное устройство, состоящее из асбестоцементной плиты с постоянным магнитом, северный полюс которого для правильного направления выдувания электрической дуги обращен в сторону рукоятки.

Контакторы 16 и 17 также имеют для дугогашения постоянные магниты, но в сторону рукоятки обращены их южные полюса (южные полюса всех магнитов окрашены в красный цвет). Рукоятка реверса переключает двухполюсный контактор Р, изменяющий направление тока в якоре, за счет чего и получается изменение направления движения. Главный и реверсивный валы механически сблокированы между собой таким образом, что изменение направления тока в якоре (реверсирование) можно производить только при нулевом положении главного барабана, чем исключается возможность реверсирования под током, на что контактор не рассчитан.

Работа контроллера состоит в следующем. В позиции 1 замыкается контактор 15, вследствие чего ток, пройдя от батареи через пусковые сопротивления и R2, направится по цепи: обмотка статора I — обмотка статора II — якорь Яде — батарея. Якорь начнет вращаться в ту или иную сторону, определяемую положе-нием контактора реверсирования Р. В позиции 2 будут замкнуты контакторы 16 и 15, при этом сопротивление R2 закорачивается и двигатель развивает большую мощность.

В позиции 3 дополнительно замыкается контактор 17, вследствие чего закорачивается и сопротивление R1, и двигатель разовьет еще большую мощность.

 

В позиции 4 при замкнутых контакторах 16 и 17 замыкается контактор Пи а контактор 15 размыкается. При этом обмотки 1 и II статора включаются параллельно и двигатель развивает наибольшую мощность.

На электрокаре ЭК-2 установлен контроллер кулачкового типа, у которого контакты замыкаются механически при помощи кулачков, насаженных на вал контроллера.

Во время вращения вала контроллера кулачки также вращаются. При атом кулачок, нажимая на хвостовую часть подвижного контакта, прижимает его к неподвижному или, наоборот, отжимает его. Рабочие поверхности контактов всегда должны быть чистыми и гладкими, иначе они будут обгорать и выйдут из строя.

Контроллер имеет всего 7 позиций: одна нейтральная (когда электродвигатель не включен), три позиции для движения вперед и три — для движения назад.

Контроллер состоит из следующих основных частей: девяти включателей, смонтированных на панели из текстолита или

 

 

 

 

 

Рис. 71. Схема электрических соединений электропогрузчиков 02 и 04
 

 

 

дельта-древесины; десяти кулачков (девяти переключающих и одного фиксирующего), собранных на одном валу, связанном тягой с рычагом управления контроллером; рычага управления контроллером (при повороте которого в одно из семи возможных положений поворачивается вал с кулачками; последние, упираясь в ролики

включателей, устанавливают их в положение, при котором включается или отключается двигатель и электрокар приходит в движение или останавливается; удерживающего электромагнита, предназначенного для удержания шестого включателя во включенном состоянии при движении электрокара (работа шестого включателя поясняется в описании блокировок п. 18).

Полная электрическая схема электрокара ЭК-2 представлена на рис. 72.

Рассмотрим работу схемы при движении электрокара вперед (при движении назад работа схемы аналогична).

При переводе рукоятки управления в позицию 1 будут замкнуты контакты контроллера 3, 5, 6 и 8. Контакт 6 сблокирован с тормозной педалью. При этом ток от плюса батареи пройдет через контакт контроллера 6, пусковое сопротивление 19, обмотку возбуждения двигателя I, контакт контроллера 3, обмотку возбуждения двигателя II (таким образом, обе обмотки возбуждения будут соединены последовательно), контакт контроллера 8, якорь двигателя
18, контакт контроллера 5, минус батареи. Двигатель начнет вращаться.
В позиции рукоятки 2 (вперед) будут замкнуты контакты контроллера 1, 3, 5, 6 и 8. Ток пойдет по цепи: плюс батареи — контакт контроллера 6 — контакт контроллера 1 (который замкнет накоротко пусковое сопротивление 19) — обмотка I возбуждения — контакт контроллера 3 — обмотка возбуждения II — контакт контроллера 8 — якорь двигателя — контакт контроллера 5 — минус батареи. Двигатель при этом разовьет большую скорость и тяговое усилие.
 

В позиции 3 (вперед) рукоятки контроллера будут замкнуты его контакты 1, 2, 4, 5, 6, 8. При этом ток пойдет по цепи: плюс батареи — контакт контроллера 6 — контакт контроллера 1 — обмотка 1 возбуждения — контакт контроллера 4 — контакт контроллера 8 — якорь двигателя — контакт контроллера 5 — минус батареи. Обмотка возбуждения II в этом случае контактами контроллера 2 и 4 соединяется параллельно с 1. При этом двигатель разовьет максимальную мощность.

 

 

 

Рис. 72. Схема электрических соединений электрокара ЭК-2:
1—9—контакты контроллера; 10—выключатель с замком; 11 — выключающий контакт электромагнита, сблокированный с контактором 6; 12—обмотка Электромагнита; 13—кнопка включения сигнала; 14 — сигнал; 15 — выключатель фары; 16 — фара; 17 — аккумуляторная батарея; 18—электродвигатель; 19—пусковое сопротивление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..