Подготовка незаряженной щелочной батареи электрокар к эксплуатации

       Учебники - Транспорт     Электрокары и электропогрузчики (Тройнин М.Ф., Ушаков Н.С.) 2 издание - 1967 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Эксплуатация аккумуляторных батарей электрокар

 

Подготовка незаряженной щелочной батареи электрокар к эксплуатации



Подготовка незаряженной щелочной батареи к эксплуатации предусматривает: проверку количества аккумуляторов и деталей по спецификации, которая дается в паспорте батареи, приготовление электролита, подготовку аккумуляторных элементов, монтаж батареи, проверку батареи в условиях эксплуатации.

Подготовка аккумуляторов. После проверки комплектности батареи аккумуляторные элементы осматриваются для обнаружения внешних дефектов. Поверхность их очищается от пыли и солей, а следы ржавчины оттираются ветошью, смоченной в керосине. После этого вольтметром на 3 б производится измерение напряжения незалитых элементов; если имеется много батарей, то желательно отобрать элементы с возможно большим напряжением (0,7—1,2 в) в отдельные группы, что в дальнейшем сократит время их тренировки (такие элементы приводятся в действие через 2—3 цикла, тогда как элементы с более низким начальным напряжением требуют 4—5 циклов). Для удобства наблюдения за ходом тренировки аккумуляторы с меньшим напряжением должны ставиться группой в конце цепи. После этого готовится электролит.

Приготовление электролита. Электролит приготавливают в деревянном ящике, обитом внутри резиновым мешком, или в стальных баках. Ящики и баки должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Желательно иметь у дна баков краны для слива осветленной щелочи и скопившегося внизу осадка. Запрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой и керамиковой посудой, а также посудой, служащей для приготовления электролита кислотных аккумуляторов, так как даже небольшая примесь кислоты в электролите щелочного аккумулятора приводит его к гибели.

Для приготовления электролита можно применять кроме дистиллированной дождевую чистую воду, чистый снег, конденсат (допустимо в крайнем случае применять и воду, годную для питья, за исключением минеральной).

Перед приготовлением электролита всякая вода подщелачивается растворением от 5 до 10 г/л воды твердой щелочи или 25— 50 см3/л воды электролита плотностью 1,19—1,20 г/см3.
 

После этой операции вода отстаивается в течение суток, и осветленная часть отстоя может быть использована для доливки аккумуляторов или приготовления электролита.

Электролит из твердых щелочей приготавливается в следующих соотношениях:

а) для получения раствора электролита едкого натрия плотностью 1,17—1,19 г/см3 берется 1 вес. ч. твердого едкого натрия на 5 вес. ч. приготовленной для электролита воды;

б) для получения раствора едкого калия плотностью 1,19— 1,21 г/см3 1 вес. ч. твердого едкого калия на 3 вес. ч.;

в) для получения раствора едкого калия плотностью 1,25— 1,27 г/см3 1 вес. ч. твердого едкого калия на 2 вес. ч. воды.

Требуемое для приготовления электролита количество воды наливают в приготовленный сосуд, после чего туда же небольшими кусками кладут твердую щелочь и перемешивают раствор стальным веслом для ускорения процесса. Если применяют жидкую щелочь, то ее разбавляют водой до получения необходимой плотности; плотность следует измерять отдельным ареометром (применение общего ареометра для кислотных и щелочных электролитов запрещается).

Моногидрат лития добавляется к раствору в указанном выше количестве также при тщательном перемешивании стальным веслом. Сосуды для твердых щелочей и моногидрата лития должны закрываться герметически.

Приготовленный электролит отстаивается до полного осветления в течение 6—12 ч, а плотность его проверяется ареометром, после чего он пригоден для заливки в аккумуляторы.

Электролит должен храниться в плотно закрытом сосуде во избежание поглощения углекислого газа из воздуха. Заливать аккумуляторные элементы можно электролитом, имеющим температуру не выше 30° С.

Твердая щелочь и электролит разъедают кожу, одежду и обувь, поэтому необходимо соблюдать осторожность (надо одевать защитные очки, резиновые перчатки и фартук). Если щелочь попала на одежду или кожу человека, то это место следует смыть трехпроцентным раствором борной кислоты или струей воды до полного удаления признаков щелочи. Электролит заливается в аккумуляторы с таким расчетом, чтобы его уровень находился на высоте не менее 15 мм и не более 30 мм над верхним краем пластин. Уровень измеряется с помощью стеклянной трубки диаметром 5—6 мм с метками на высоте 15 и 30 мм по способу, описанному ранее (см. рис. 54).

Плановая смена электролита производится один раз в год, перед этим батарея должна быть разряжена до минимально допустимого напряжения. После заливки-аккумуляторные элементы ставятся на сухие доски (без резиновых чехлов), покрытые бумагой, для проверки течи. Проверка производится 20—24 ч. Если

сосуды протекают, то течь можно устранить пропаикои поврежденных мест кадмием. Исправные аккумуляторы ставятся на изолирующие подставки, соединяются в батарею последовательно при помощи железных перемычек, после чего производится их тренировка.

Так как обычно монтируется несколько батарей, то необходимо подобрать в каждую батарею аккумуляторы с одинаковыми характеристиками, что и осуществляется так называемой тренировкой. Тренировка аккумуляторов заключается в зарядке и разрядке батареи на сопротивление. После нескольких циклов зарядки-разрядки измеряют напряжение на каждом отдельном аккумуляторе и собирают батарею из наиболее подходящих по напряжению элементов. Например, группа аккумуляторов с напряжением 1,1—1,2 б может комплектоваться в одну батарею; группа с напряжением 0,9—1,0 в комплектуется в другую.

Если тренировку не делать и монтировать батарею произвольно, то может получиться, что в батарее 1—2 или более аккумуляторов будут «отставать», их необходимо будет заряжать более продолжительное время, а сделать это отдельно от батареи уже невозможно. Режимы при тренировке приводятся в табл. 3.

Аккумуляторы, имеющие
после тренировки напряжение 1,0 в и выше, считаются годными.

Аккумуляторы, имеющие напряжение менее 1,0 б, ставят еще на два тренировочных цикла. После проведения тренировочных циклов батарея 24ТЖН-500 заряжается током 125 а в течение 10 ч, после чего она пригодна к работе. Батарея из элементов ТЖ.Н-250 после тренировки заряжается током 63 а в течение 10 ч.

Средний разрядный ток для батарей ТЖН-250 не должен превышать 50 а, а для батарей ТЖ.Н-500 — 100 а.

Более подробные данные о режимах зарядки и разрядки батарей приводятся в заводских инструкциях по эксплуатации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..