Устройство генератора Г-105Б автомобилей МАЗ-500

  Главная        Автомобили - МАЗ       Автомобиль МАЗ-500 и его модификации. Конструкция и техническое обслуживание (М. С. Высоцкий, Л. X. Гилелес)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

 

 

 

Устройство генератора Г-105Б автомобилей МАЗ-500

 



Генератор Г-105Б представляет собой четырехполюсную электрическую машину постоянного тока с выводом отрицательного полюса на массу. Генератор является источником электрической энергии на автомобиле и служит для питания всех потребителей, а также для подзарядки аккумуляторных батарей.

На рис. 102 показана конструкция генератора.

В корпусе 3 помещены четыре катушки возбуждения, соединенные последовательно и прикрепленные к корпусу полюсами с помощью винтов. Один конец катушек соединен с клеммой 23 (шунт), а другой — с отрицательной щеткой. Литые чугунные крышки корпуса (задняя 11 и передняя 19) служат опорами для шарикоподшипников 9 и 17. В шарикоподшипниках вращается якорь 2 генератора, несущий на себе обмотку возбуждения. Для уплотнения шарикоподшипников установлены специальные уплотнители 12 и 13, состоящие из штампованных крышек, в которые помещены войлочные шайбы. Крышки с войлочными шайбами закреплены винтами 7 и 18. Для предотвращения осевых смещений якорь крепится гайкой 8. В задней крышке генератора смонтированы четыре щеткодержателя 5 с нажимными пружинами и щетками 6.
Пружины прижимают щетки к коллектору с усилием 0,8— 1,3 кГ. Две щетки соединены с корпусом генератора и являются отрицательными. Две другие щетки изолированы от корпуса, соединены между собой и выведены отдельным проводом на клемму 22 (якорь). Эти щетки положительные. В генераторе устанавливаются четыре щетки марки ЭГ-13П размером 22,ЗХ X 6,4X23,5 мм.

 

 

 

 

 

Рис. 102. Генератор:
1 — обмотка возбуждения; 2 — якорь; 3 — корпус; 4 — защитная лента; 5 — щеткодержатель с пружиной; 6— щетка; 7 — винт крепления крышки подшипника; 8— гайка крепления якоря; 9 и 17 — шарикоподшипники; 10 — защитная крышка; 11 —задняя крышка генератора; 12 и 13 — уплотнители шарикоподшипников; 14 — шкив: 15 — шпонка; 16 — гайка; 18 — винт крепления защитной крышки; 19 — передняя крышка генератора; 20 — винт крепления ленты; 21 — стяжная шпилька; 22—клемма Я генератора; 23— клемма Ш генератора; 24 — винт крепления провода от корпуса реле-регулятора

 

 

 

 

Обе крышки генератора стянуты на корпусе шпильками 21. На передний свободный конец вала якоря с помощью шпонки 15 насажен шкив 14, закрепленный гайкой 16.

Для обслуживания щеточно-коллекторного узла в корпусе генератора имеются специальные окна, закрытые защитной лентой 4, стянутой винтом 20. На передней крышке генератора, в верхней части, имеется специальный прилив с резьбовым отверстием, служащий для натяжения ремня генератора. В нижней части передней и задней крышек сделаны приливы с отверстиями для крепления генератора к кронштейну на двигателе. Винт 24 на корпусе генератора служит для присоединения провода от корпуса реле-регулятора. С помощью этого винта и клемм 22 и 23 генератор присоединяется к реле-регулятору.

Особенностью конструкции генератора Г-105Б является отсутствие специальных масленок для смазки подшипников. Подшипники смазываются долговечной смазкой, которая заменяется только через 50 000 км пробега автомобиля.

Описание работы генератора дано ниже в разделе «Реле-регулятор».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..