Верхняя крышка коробки передач МАЗ-500

  Главная        Автомобили - МАЗ       Автомобиль МАЗ-500 и его модификации. Конструкция и техническое обслуживание (М. С. Высоцкий, Л. X. Гилелес)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

Устройство коробки передач МАЗ-500

 

 

Верхняя крышка коробки передач МАЗ-500

 

 

 

 

В приливах верхней крышки 1 (рис. 62) коробки передач смонтированы три штока.

На каждом штоке неподвижно закреплены вилки переключения передач. На крайнем правом (по ходу автомобиля) штоке закреплена вилка 3 переключения первой передачи и заднего хода, на среднем штоке — вилка 4 переключения второй и третьей передач и на третьем штоке — вилка 3 переключения четвертой и пятой передач.

Для обеспечения строгого положения на штоке каждая вилка крепится к нему установочным стопорным винтом, который конусным концом входит в такое же отверстие штока. Чтобы винт не отвертывался, он привязан шплинт-проволокой к вилке. Кованые стальные вилки имеют тщательно изготовленные и подвергнутые термической обработке губки, входящие в кольцевую проточку муфты переключения передач.

Штоки 5, 20 и 21 передвигаются в направляющих опорах верхней крышки с помощью рычага 22 дистанционного механизма переключения передач. На штоке первой передачи и заднего хода, а также на штоке переключения второй и третьей передач имеются головки (соответственно 11 и 17).

В головку 17 рычаг 22 входит непосредственно, а в головку 11 — через поводок 15 переключения первой передачи и заднего хода.

Для включения четвертой и пятой передач рычаг 22 может входить непосредственно в паз вилки 8 переключения этих передач. Положение штока первой передачи и заднего хода зафиксировано в крышке с помощью предохранителей 16, входящих в поводок 15 под действием пружины 12, помещенной в специальном стакане 13. Только преодолев усилие пружины этого предохранителя, можно включить первую передачу или задний ход. Кроме того, имеются фиксаторы штоков, выполненные в виде шариков 18 с пружинами.

 

 

 

 

Рис. 62. Крышка коробки передач:

1 — верхняя крышка: 2 — пробка; 3 — вилка переключения первой передачи и заднего хода; 4 — вилка переключения второй и третьей передач; 5 — шток вилки переключения четвертой и пятой передач; 6 — заглушки; 7 — шарики замка штока; 8 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 9 — стопорный болт: 11 — головка штока вилки переключения первой передачи и заднего хода; 12 — пружина предохранителя; 13 — стакан пружины: 14 — ось поводка; 15 — по. водок переключения первой передачи и заднего хода; 16 — предохранители включения заднего хода: 17 — головка штока вилки переключения второй и третьей передач; 18 — шарик фиксатора; 19 — пружина фиксатора; 20 — шток вилки переключения второй и третьей передач; 21 — шток вилки переключения первой передачи и заднего хода; 22 — рычаг дистанционного механизма переключения передач; 23 — штифт замка штока

 

 

 

 

 

На штоках имеются по три канавки под шарик. Шарики фиксаторов под действием пружин входят в эти канавки и фиксируют штоки в положении, соответствующем включению определенной передачи, а также в нейтральном положении. Чтобы исключить возможность одновременного включения двух различных передач из-за совместного передвижения двух штоков, имеется замок, который при передвижении одного из штоков запирает два других в нейтральном положении. Для этого в перегородке верхней крышки коробки передач просверлен канал, в котором между штоками вложено по два шарика 7. В штоках сделаны выемки под шарики; кроме того, в среднем штоке имеется отверстие, в которое вставлен штифт 23 замка штоков. При перемещении среднего штока шарики выходят из его углублений и входят в углубления крайних штоков, запирая последние.

Если перемещается один из крайних штоков, то шарик выходит из имеющегося в нем углубления и, нажимая на смежный шарик, передвигает штифт среднего штока таким образом, что он нажимает на два других шарика, один из которых входит в углубление второго крайнего штока, запирая его и средний шток.

На верхней крышке коробки передач смонтирован картер 36 (см. рис. 58) дистанционного механизма управления коробкой передач, в котором располагается вал 40 переключения передач с неподвижно закрепленным на нем рычагом 37, управляющим штоком переключения передач, и промежуточным рычагом 30, связанным с продольной тягой дистанционного привода.

В картере дистанционного механизма располагается также штифт 38 фиксатора выбора передач, который пружиной 39, расположенной в отверстии картера, прижимается к рычагу 37 и удерживает его в нейтральном положении. На внешнем конце консольной части картера в приливах сделаны опоры для штока 29 вилки продольной тяги. На штоке 29 неподвижно закреплена головка, в которую входит головка рычага 30.

Шток 29 вилки продольной тяги в своих опорах может совершать как продольное, так и угловое перемещения. Угловое перемещение штока 29 вызывает продольное перемещение вала 40, что приводит к соединению сидящего на нем рычага 37 с определенным ползуном в верхней крышке коробки передач. Продольное перемещение штока 29 вилки продольной тяги вызывает поворот вала 40 переключения передач и сидящего на нем рычага 37. При этом шток вилки переключения передач вместе с вилкой перемещается до включения соответствующей передачи.

Управление движением штока 6 (см. рис. 61) вилки продольной тяги осуществляется продольной тягой 11 привода дистанционного механизма, шарнирно связанной как со штоком

вилки продольной тяги, так и с валом 12 промежуточного механизма, закрепленного в картере на раме автомобиля. В промежуточном механизме 13 обеспечивается передача движения во взаимно перпендикулярных плоскостях. Для этого продольный валик картера шарнирно соединен с поперечным валом 15, связанным с рычагом 17 привода промежуточного механизма.

Промежуточный рычаг 16 шарнирно связан с основным рычагом 1 управления коробкой передач, расположенным в кабине. Этот рычаг имеет в кабине шаровую опору, позволяющую перемещать его в необходимом направлении для включения требуемой передачи.

Наличие шарнирных соединений и шаровой опоры обеспечивает возможность опрокидывания кабины без нарушения нейтрального положения рычага управления коробкой передач. В этом случае шаровая опора рычага, связанная с основанием кабины, скользит по стержню рычага.

При опущенной кабине во всем дистанционном приводе обусловливается четкая кинематическая связь между каждым элементом механизма управления передачами коробки передач.

Верхний конец рычага 1 имеет шаровую головку, на которой нанесен порядок переключения передач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..