|
|
|
содержание ..
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79 80
..
Устройство
коробки передач МАЗ-500
Коробка передач трехходовая, пятиступенчатая (с пятой повышающей
передачей), с синхронизаторами на второй—третьей и четвертой —
пятой передачах.
Устройство коробки передач показано на рис. 58.
Картер 13 коробки передач крепится к картеру 4 сцепления, и
таким образом двигатель, сцепление и коробка передач составляют
единый силовой агрегат.
Первичный вал 2 установлен на двух подшипниках: вперед в
расточке торца коленчатого вала двигателя и сзади — в передней
стенке картера коробки передач и крышке 3 подшипника.
Н|а переднем конце первичного вала нарезаны шлицы для установки
ведомого диска сцепления. Задний конец вала откован так, что на
входящей в картер коробке части вала нарезан зубчатый венец
шестерни постоянного зацепления. Вал Зафиксирован от осевого
перемещения в подшипнике, который относительно картера закреплен
стопорным кольцом, входящим в выточку наружного кольца
подшипника, и, кроме того, внутреннее кольцо подшипника поджато
шлицевой гайкой. Внутренная расточка зубчатого венца первичного
вала является передней опорой для вторичного вала 16,
установленного в ней на цилиндрическом роликоподшипнике, задний
конец вторичного вала опирается на шарикоподшипник, закрепленный
стопорным кольцом в стенке картера и крышке 14. Внутреннее
кольцо этого подшипника зажато между буртом вторичного вала и
шестерней привода спидометра, поджимаемой фланцем
15 карданного вала. Фланец насажен на шлицы и закреплен на конце
вторичного вала гайкой с шайбой.
Вторичный вал является шлицованным валом переменного сечения. На
нем установлены последовательно (начиная с переднего конца)
синхронизатор 5 пятой и четвертой передач, шестерня 8 пятой
передачи, шестерня 9 третьей передачи, синхронизатор 10 третьей
и второй передач, шестерня 11 второй передачи и шестерня 12
первой передачи и заднего хода.
|
Рис. 58. Коробка передач:
1 — муфта выключения сцепления; 2 — первичный вал; 3 — крышка подшипника
первичного вала; 4 — картер сцепления; 5 — синхронизатор четвертой и
пятой передач; € — верхняя крышка коробки передач со штоками и вилками;
7 — пружина с шариком фиксатора; 8 — шестерня пятой передачи вторичного
вала; 9 — шестерня третьей передачи вторичного вала; 10 — синхронизатор
второй и третьей передач; 11 — шестерня второй передачи вторичного вала;
12 — шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала; 13 —
картер коробки передач; 14 — крышка подшипника вторичного вала; 15 —
фланец карданного вала; 16 — вторичный вал; 17 — крышка подшипника
промежуточного вала; 18 — промежуточный вал с шестерней первой передачи;
19 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 20 — заборник
масляного насоса с магнитом;
21 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 22 — шестерня пятой
передачи промежуточного вала; 23 — шестерня отбора мощности; 24 —
шестерня постоянного зацепления (демпферная); 25—масляный насос: 26 —
ось блока заднего хода; 27—блок
шестерен заднего хода; 28 — пробка отверстия для слива масла; 29 — шток
вилки продольной тяги; 30 — промежуточный рычаг переключения передач; 31
— пробка заливного отверстия; 32 — головка штока вилки; 33 —пружина
предохранителя: 34 — предохранитель включения заднего хода; 35 — поводок
переключения первой передачи и заднего хода; 36—картер механизма
переключения передач: 37 — рычаг механизма переключения передач; 38 —
штифт фиксатора выбора передач; 39 — пружина фиксатора выбора передач;
40 — вал переключения передач
Каретка синхронизатора пятой и четвертой
передач насажена на шлицы вала, а третьей и второй передач — на
втулку со шлицевой наружной поверхностью, зафиксированную
относительно вала шпонками. Шестерни второй, третьей и пятой
передач вторичного вала установлены на подшипниках скольжения,
выполненных в виде стальных втулок, имеющих специальное покрытие
и пропитку. Шестерня первой передачи и заднего хода может
перемещаться по шлицованной части вторичного вала. Осевое
перемещение остальных шестерен ограничено упорными шайбами и
распорными втулками.
Передний конец промежуточного вала 18 опирается на
роликоподшипник, смонтированный в передней стенке картера
коробки передач, а задний — на шарикоподшипник, закрепленный
стопорным кольцом в стенке картера и крышке 17. Кроме того,
задний конец промежуточного вала притянут к внутреннему кольцу
подшипника шайбой и двумя болтами, ввернутыми в торец вала.
Промежуточный вал, кроме задней шлицевой части, представляющей
собой зубчатый венец шестерни первой передачи и заднего хода,
имеет гладкую ступенчатую поверхность с рядом пазов под шпонки
для фиксации шестерен. На промежуточном валу расположены
последовательно: демпферная
шестерня 24 постоянного зацепления, шестерня 23 отбора мощности
через боковой люк, шестерня пятой 22 и третьей 21 передач,
распорная втулка и шестерня 19 второй передачи.
В переднем торце промежуточного вала сделан паз для привода
валика масляного насоса 25.
В приливах картера коробки передач установлена дополнительная
ось 26, на которой на двух роликоподшипниках сидит блок 27
промежуточных шестерен заднего хода. Одна из шестерен блока
находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом первой
передачи, нарезанным на промежуточном валу; другая шестерня
входит в зацепление с шестерней первой передачи, скользящей по
шлицам вторичного вала при перемещении ее назад, когда
включается задний ход.
Все шестерни коробки передач, кроме шестерен первой передачи,
заднего хода и отбора мощности, находятся в постоянном
зацеплении с соответствующими шестернями первичного и вторичного
валов, имеют спиральные зубья для уменьшения шума при работе
шестерен и увеличения их долговечности. Кроме того, шестерня 24
промежуточного вала имеет зубчатый венец, в котором смонтирован
демпфер пружинного типа для гашения шума в коробке передач при
работе двигателя на холостом ходу.
|
содержание ..
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79 80
..
|
|
|