Центробежный фильтр тонкой очистки масла дизельного двигателя ЯМЗ-236

  Главная        Автомобили - МАЗ       Автомобиль МАЗ-500 и его модификации. Конструкция и техническое обслуживание (М. С. Высоцкий, Л. X. Гилелес)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

 

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500

 

 

Центробежный фильтр тонкой очистки масла дизельного двигателя ЯМЗ-236

 

 

Центробежный фильтр тонкой очистки масла — центрифуга (рис. 25) состоит из корпуса 1 и кожуха 16, отлитых из алюминиевого сплава, и ротора, свободно установленного на оси 4. Плавность вращения ротора на оси достигается наличием двух латунных втулок 14 и 21, обработанных за один проход с высокой точностью, и упорного шарикоподшипника 6.

Ротор состоит из корпуса 7 и колпака 12, отлитых из алюминиевого сплава; между ними установлено уплотнительное кольцо 22.

Гайка 19 соединяет кожух 16 с корпусом ротора.

В корпус ротора запрессованы две стальные маслозаборные трубки 11 для подачи масла к соплам. Верхними концами трубки входят в сетку 15, зажатую между корпусом ротора и колпаком. Маслоотражатель 9 напрессован на нижнюю часть корпуса ротора.

Два сопла 5 ввернуты в резьбовые отверстия приливов нижней части корпуса ротора так, что выходными отверстиями они обращены в разные стороны. Диаметр выходных отверстий сопел равен 1,8 мм.

Работа центробежного фильтра основана на выделении из жидкости взвешенных в ней механических частиц под действием центробежных сил при вращении жидкости с некоторой минимальной угловой скоростью. Поэтому чем больше угловая скорость вращения жидкости и масса находящихся в ней частиц, тем быстрее они отделяются от жидкости. Следовательно, чтобы произвести наиболее полную очистку масла от механических частиц, маслу должна быть сообщена большая угловая скорость.

Центробежный фильтр работает следующим образом. Масло по вертикальному каналу в блоке цилиндров под давлением поступает по каналу 3 в полую ось 4 ротора. Из полости оси ротора через два боковых отверстия 10 масло поступает в кольцевую полость корпуса ротора, а из нее через два сквозных отверстия 20 в корпусе ротора попадает в полость ротора. Заполнив полость ротора и пройдя через сетку 15, масло поступает в маслозаборные трубки 11, из которых оно через сопла 5 сильными струями выбрасывается наружу и стекает в нижнюю полость корпуса фильтра. Затем самотеком масло стекает в картер двигателя, смазывая при этом распределительные шестерни.

Вращение ротора происходит за счет фонтанирующих в противоположные стороны струй выходящего из сопел масла и создающих реактивную пару сил.

Ротор фильтра при давлении масла 6 кГ/см2 вращается со скоростью 5000—7000 об/мин. При таких числах оборотов ротора частицы грязи, содержащиеся в масле, центробежной силой отбрасываются к стенкам колпака ротора, на которых и оседают плотным слоем. Очищенное масло проходит через сетку, выбрасывается через сопла и стекает в поддон картера двигателя.

Таким образом, неочищенное масло проходит через сопла только в начальный период работы центробежного фильтра, что предотвращает засорение их отверстий.

Благодаря наклону маслозаборных трубок к центру обеспечивается отвод из полости ротора более чистого масла.

Центробежный фильтр перепускает 10 л в минуту при давлении перед фильтром 5 кГ/см2.

Фильтр, подключенный параллельно основной масляной магистрали, установлен на левой стороне двигателя и крепится к блоку болтами.

Работу фильтра проверяют на слух. При остановке двигателя исправный фильтр продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 25. Центробежный фильтр тонкой очистки масла: а — конструкция фильтра; б — схема работы фильтра; 1 — корпус фильтра; 2— канал для стока очищенного масла;
3 — канал для подачи неочищенного масла; 4 — ось ротора: 5 — сопло; 6 — опорный подшипник ротора; 7 — корпус ротора; 8— колонка ротора; 9 — маслоотражатель; 10 — отверстие для выхода неочищенного масла из оси ротора; 11— маслозаборные трубки ротора; 12— колпак ротора; 13 — резьбовая втулка
ротора; 14 — верхняя втулка оси ротора; 15 — сетка: 16 — кожух фильтра;
17 — гайка крепления колпака ротора; 18 — упорная шайба ротора; 19—гайка крепления кожуха фильтра; 20 — отверстие для прохода масла внутрь колпака ротора; 21 — нижняя втулка оси ротора; 22 — уплотнительное кольцо ротора; 23 — прокладка кожуха фильтра; 24 — канал в оси ротора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..