|
|
|
содержание ..
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29 30 ..
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
МАЗ-500
Устройство системы смазки дизельного двигателя ЯМЗ-236
Система смазки двигателя комбинированная: к смазываемым
поверхностям масло подается под давлением и разбрызгиванием. Под
давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, поршневые
пальцы, подшипники распределительного вала, втулки толкателей,
наконечники штанг толкателей, втулки коромысел, а также
подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса.
К остальным деталям масло подается разбрызгиванием или
самотеком. Зеркало цилиндров и кулачки распределительного вала
смазываются маслом, вытекающим из подшипников коленчатого вала.
Это масло разбивается движущимися шатунами и кривошипами на
мельчайшие капли, которые оседают на стенках цилиндров и
кулачках распределительного вала. Шестерни привода агрегатов и
подшипники качения смазываются маслом, стекающим из головки
цилиндров по каналам в головке и блоке цилиндров.
Система смазки (рис. 22) состоит из масляного насоса, имеющего
две секции —основную (нагнетательную) 13 и радиаторную 12,
фильтра 18 предварительной очистки масла, фильтра 1 тонкой
очистки масла, воздушно-масляного радиатора и масляной
магистрали, снабженной предохранительными, редукционным и
сливным клапанами.
Масло из поддона 14 засасывается через сетчатый фильтр
маслоприемника в масляный насос. Сетчатый фильтр предохраняет
насос от повреждений крупными твердыми частицами. Па масляного
насоса масло направляется двумя потоками. Радиаторная секция 12
насоса подает масло в трубчатый воздушно-масляный радиатор,
установленный внизу перед радиатором системы охлаждения.
Охлажденное в радиаторе масло сливается обратно в поддон
картера.
|
Рис. 22. Система смазки:
I — подача масла под высоким давлением;
II—засасывание масла: III
— подача масла .разбрызгиванием и самотеком; А — слив масла из радиатора
в поддон; Б — подача масла к масляному радиатору; 1 — центробежный
фильтр тонкой очистки масла; 2 —углубление для слива масла в поддон; 3—
маслозаливная горловина; 4— коромысло; 5— штанга толкателя; 6 — шатун; 7
— центральный масляный канал: 8 — коленчатый вал; 9 —
сливной клапан; 10 — предохранительный клапан; 11 — редукционный клапан;
12—радиаторная секция; 13 — основная (нагнетательная) секция: 14 —
масляный поддон; 15 —
распределительный вал; 16 — ось толкателей: 17 — перепускной клапан: 18—
фильтр
предварительной очистки масла; 19— полость в шатунной шейке
Радиаторная секция насоса подает в радиатор
для охлаждения примерно 20% масла от общего количества,
подаваемого насосом. Этого количества достаточно, чтобы
поддерживать в масляном поддоне требуемую температуру масла.
Основная секция 13 насоса подает масло к трущимся деталям
двигателя. Масло из насоса по каналам в блоке цилиндров
поступает в фильтр 18 предварительной
очистки масла^ который включен в масляную систему
последовательно, т. е. через него проходит все масло,
поступающее для смазки деталей двигателя. После фильтра основное
количество масла поступает по каналу в центральный масляный
канал 7, а оттуда по каналам в блоке к подшипникам коленчатого 8
и распределительного 15 валов.
Шатуны шейки коленчатого вала имеют внутренние полости 19,
закрытые заглушками, где масло подвергается дополнительной
центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются с
поперечными каналами в коренных подшипниках посредством
наклонных каналов. Для смазки трущихся поверхностей верхней
головки шатуна и бобышек поршня вдоль тела шатуна 6 имеется
канал, по которому масло из нижней головки шатуна под давлением
поступает к верхней головке. Масло подается через дозирующее
очко и далее по каналу шатуна поступает к поршневому пальцу.
К трущимся местам масло поступает через зазоры между
поверхностями втулки и бобышек поршня, с одной стороны, и
поршневого пальца — с другой.
От передней шейки распределительного вала 15 масло пульсирующим
потоком направляется в ось 16 толкателей. По просверленному
вдоль оси каналу масло подается к втулкам толкателей, откуда оно
по каналам толкателей поступает в их пяты. Отсюда масло по полым
штангам 5 подается к коромыслам 4 и далее по отверстиям в их
теле поступает к втулкам коромысла. Из втулок масло стекает в
углубление 2 головки цилиндров, откуда оно через два отверстия в
головке и далее по каналу в блоке сливается в поддон картера
Центробежный фильтр 1 тонкой очистки масла включен параллельно
основной масляной магистрали после фильтра предварительной
очистки и пропускает до 10% масла, проходящего через систему
смазки. Очищенное масло из фильтра непрерывно сливается в поддон
картера, вследствие чего поддерживается необходимая чистота
всего масла.
Давление масла в масляной магистрали контролируется по
манометру. Нормальное давление масла при номинальном числе
оборотов коленчатого вала 2100 в минуту находится в пределах 4—7
кГ/см2, а при минимальном числе оборотов оно должно быть не
менее 1 кПсм2.
Для обеспечения нормальной работы системы смазки в ней имеются
клапаны: предохранительный 10 радиаторной и редукционный 11
основной секций масляного насоса, сливной 9 системы смазки и
перепускной 17 фильтра предварительной очистки масла.
|
содержание ..
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29 30 ..
|
|
|