Для снятия остаточных напряжений после
отливки блок перед механической обработкой подвергают
искусственному старению.
Для дизеля большой мощности жесткость блока является одним из
наиболее важных факторов в отношении долговечности. Поэтому
особое внимание при разработке конструкции блока цилиндров было
уделено обеспечению максимальной жесткости блока за счет
наиболее рационального подбор, а схемы силовых связей.
Применение развитой сети ребер на поперечных стенках и
крышек коренных опор с четырьмя болтами крепления обусловило
требуемую жесткость нижней части блока.
Конструкция цилиндровой части блока
отличается от широко распространенной коробчатой схемы, где
отсутствует тесная взаимосвязь между формой стенок и положением
бобышек шпилек крепления головки. В принятой конструкции
цилиндровые отверстия опоясаны стенками, создающими вокруг гильз
сплошной силовой пояс (рис. 13). Бобышки силовых шпилек
крепления головки расположены при этом непосредственно по оси
стенок силового пояса. При данной силовой схеме цилиндровой
части сводятся к минимуму деформации гильз от затяжки силовых
шпилек, а применение искусственного старения блока
обеспечивает правильную геометрическую форму гильз при
длительной эксплуатации. Все это благоприятно сказалось на
долговечности поршневой группы.
Цилиндры двигателя расположены в два ряда под углом 90°. Правый
ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм. Это
смещение вызвано тем, что на одной шатунной шейке крепятся два
шатуна: один правого ряда, другой—левого.
Блок имеет развитую водяную рубашку 3 (см. рис. 12).
Рис. 13. Разрез блока
Охлаждающая жидкость от водяного насоса через каналы в крышке 9
шестерен распределения поступает в блок по двум Каналам (в
правую и левую части блока), а затем подводится к полостям,
охватывающим гильзы цилиндров. Из верхней части блока по каналам
вода поступает в рубашки охлаждения головок цилиндров.
В нижней части блока расположены гнезда коренных подшипников
коленчатого вала, которые вместе с крышками 2 подшипников
образуют четыре опоры коленчатого вала. Каждая крышка коренного
подшипника крепится к блоку четырьмя болтами из легированной
стали — двумя длинными и двумя короткими.
Основное требование, предъявляемое к гнездам подшипников, —
точное расположение их на одной оси и точная обработка, что
особенно важно при применении взаимозаменяемых вкладышей. В
целях получения высокой точности при обработке гнезд для
вкладышей крышки подшипников растачивают вместе с блоком,
поэтому крышки невзаимозаменяемые и устанавливаются в
определенном положении; при их установке нужно следить, чтобы
клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке.
Для установки распределительного вала в средней части блока
между рядами, цилиндров расположены четыре опоры, в которые
запрессованы втулки 12 из бронзы.
Над опорами распределительного вала размещены опоры (тоже
четыре) с запрессованными в них чугунными втулками 13 для
разрезной оси качающихся толкателей, приводящих в движение
коромысла клапанов. Выше имеется два отверстия 14 под
шарикоподшипники приводного вала топливного насоса высокого
давления.
Спереди к блоку крепится болтами крышка 9, закрывающая
распределительные шестерни, а также шестерни привода вентилятора
и топливного насоса.
К задней плоскости блока десятью болтами крепится картер 20
маховика. Задняя торцовая часть картера маховика оканчивается
фланцем, к которому крепится картер сцепления. Для точной
установки крышки распределительных шестерен и картера маховика в
блок запрессованы с передней и задней сторон по два установочных
штифта. К нижней части блока крепится масляный поддон. |