ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЯХ МАЗ-500 И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОНСТРУКЦИИ

  Главная        Автомобили - МАЗ       Автомобиль МАЗ-500 и его модификации. Конструкция и техническое обслуживание (М. С. Высоцкий, Л. X. Гилелес)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЯХ МАЗ-500 И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОНСТРУКЦИИ

 


Минский автомобильный завод, специализирующийся на выпуске автомобилей большой грузоподъемности, начиная с 1966 г., перешел на выпуск новых бортовых автомобилей МАЗ-500, автомобилей-самосвалов MA3-503, МАЭ-503Б и седельных тягачей МАЗ-504 взамен широко известных автомобилей МАЗ-200, МАЗ-205, МАЗ-200В и их модификаций.

Автомобили семейства МАЗ-200, несмотря на ряд положительных качеств, к концу 50-х годов стали уступать лучшим образцам грузовых автомобилей данного класса по таким важным показателям, как мощность двигателя, максимальная скорость, топливная экономичность, комфортабельность и внешний вид.

Семейство новых грузовых автомобилей типа МАЗ-500, разработанное на Минском автомобильном заводе, обладает высокими технико-экономическими показателями и отвечает

требованиям, предъявляемым к современному грузовому автомобилю. Основными базовыми моделями нового семейства являются следующие:

1. Автомобиль МАЗ-500 (рис. 1), представляющий собой двухосный автомобиль с приводом на заднюю ось и бортовой

платформой. Автомобиль предназначен для перевозки массовых» а также больших неделимых грузов. Грузоподъемность автомобиля 7,5 т, наибольшая скорость 75 км/ч. Кроме того, он может дополнительно буксировать прицеп общим весом 12 т.

2. Автомобиль MA3-503 (рис. 2, а), представляющий собой 7-тонный двухосный автомобиль-самосвал с приводом на заднюю ось и опрокидывающейся назад металлической ковшевой

платформой. Автомобили MA3-503 можно эффективно использовать в карьерах при работе с экскаваторами, имеющими емкость ковша 0,5—1,0 м3, для разработки и перемещения грунта на расстояние свыше 1 км.

 

 

 

 

 

Рис. 1. Автомобиль МАЗ-500

 

 

 

 

Рис. 2. Автомобили-самосвалы: a -MA3-503; 6-MA3-503B

 

 

 

 

 

Рис. 3. Автомобиль-тягач МАЗ-504

 

 

 

 

Использование для загрузки автомобиля MA3-503 экскава^ торов с ковшом емкостью свыше 1 м3 при разработке твердых грунтов или свыше 1,5 м3 при разработке мягких грунтов не рекомендуется.

Модификацией автомобиля-самосвала MA3-503 является автомобиль-самосвал МАЭ-503Б (рис. 2, б), отличающийся от предыдущей модели наличием самосвальной платформы с задним 'бортом, который открывается и закрывается автоматически. Автомобили-самосвалы предназначены для перевозки в основном сыпучих грузов.

3. Автомобиль МАЗ-504 (рис. 3), представляющий собой двухосный автомобиль-тягач с приводом на заднюю ось и снабженный сцепным седельным устройством для транспортировки различных полуприцепов общим весом 17,5 т. Для работы с автомобилем МАЗ-504 Минский автомобильный завод выпускает полуприцеп МАЗ-5245. Автопоезд (рис. 4)' в составе автомобиля-тягача МАЗ-504 и полуприцепа МАЗ-5245 предназначен для междугородних и других перевозок различных народнохозяйственных грузов по дорогам с твердым покрытием.

Кроме названных модификаций автомобилей Минским автомобильным заводом разработан ряд моделей, предназначенных для различных климатических и эксплуатационных условий.
Шасси базовых автомобилей используются на специализированных предприятиях для установки автокранов, буровых установок, фургонов различного назначения и т. п.
 

 

 

 

 

Рис. 4. Автопоезд МАЗ-504-5245

 

 


Новые автомобили МАЗ выполнены по схеме «кабина над двигателем», что позволило значительно повысить грузоподъемность автомобиля вследствие его рациональной компоновки к пределах дорожных ограничений. Принятая для этих автомобилей компоновка [дала возможность уменьшить базу и общую

длину автомобиля, а также увеличить грузовую платформу и грузоподъемность автомобиля.

Переднее расположение кабины обеспечивает хорошую обзорность дороги с Meста водителя, улучшает внешний вид и маневренность автомобиля.

Применение опрокидывающейся кабины позволило получить максимально возможный доступ ко всем системам и механизмам двигателя, что имеет важное значение при эксплуатации автомобиля.

Автомобили МАЗ-500, MA3-503, MA3-503B и МАЗ-504 имеют хорошие тягово-динамические качества, обусловленные высокой удельной мощностью, т. е. мощностью, приходящейся на 1 т полного веса автомобиля. Хорошие тяговые качества новых автомобилей обеспечивают высокую среднюю эксплуатационную скорость, что является важным фактором увеличения производительности.

Особое внимание в конструкции автомобилей семейства МАЗ-500 уделено облегчению управления, выполнению технического обслуживания, повышению комфортабельности и улучшению условий для работы водителя.

На автомобилях МАЗ-500, MA3-503, MA3-503B и МАЗ-504 устанавливается четырехтактный шестицилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с.

Для облегчения выключения сцепления в конструкцию его привода введен пневматический усилитель, включенный параллельно с механическим приводом.
 

На автомобили устанавливается задний мост, состоящий из центрального редуктора и колесных передач и обеспечивающий возможность получения различных передаточных чисел заднего моста в зависимости от типа применяемого автомобиля. Это достигается путем установки сменных цилиндрических; шестерен колесной передачи с разными числами зубьев при сохранении межцентрового расстояния между шестернями.

Принятая схем|а конструкции заднего моста позволила вследствие применения колесных передач значительно разгрузить дифференциал и полуоси, уменьшить их размеры по сравнению с аналогичными деталями заднего моста автомобиля МАЗ-200 и получить вполне удовлетворительный дорожный просвет. На автомобилях устанавливаются бездисковые колеса, отличающиеся более простым креплением и высокой долговечностью.

Рессоры автомобилей МАЗ-500 по сравнению с автомобилями МАЗ-200 имеют значительно большую длину и изготовлены из листов различной толщины, что в сочетании с современными телескопическими амортизаторами передней подвески значительно повышает комфортабельность ,автомобиля. Это дает возможность увеличить скорость движения автомобиля и, кроме того, уменьшить утомляемость водителя.

Рулевое управление автомобиля МАЗ-500 нового типа дает возможность значительно уменьшить усилие на рулевом колесе, необходимое для поворота колес. Это достигается путем применения рулевого механизма с высоким к. п. д., гидравлического усилителя рулевого механизма и телескопической рулевой колонки с удобно расположенным рулевым колесом.

На новых автомобилях применена эффективная тормозная система, обеспечивающая надежное торможение автомобиля вследствие установки нового компрессора, имеющего большую производительность, тормозных камер увеличенного объема и уменьшения трения в колодочном механизме в результате введения опорных роликов.

Кабина ,автомобиля МАЗ-500 закрытая, трехместная, со спальным местом, представляет собой бескаркасную штампосварную обтекаемую конструкцию. Новая кабина выгодно отличается от кабины автомобиля МАЗ-200 и по технологичности. Она состоит из цельнометаллических штампованных панелей, соединенных с помощью точечной сварки. Кабина автомобиля МАЗ-500 имеет больший объем и лучшую комфортабельность, чем кабина автомобиля МАЗ-200. Кабина оборудована системой отопления и вентиляцией.

Отличительной особенностью подъемного механизма самосвала является высокое рабочее давление в гидросистеме (свыше 100 кГ/см2), что позволяет существенно снизить вес всех его узлов.
В гидравлическую схему подъемного механизма включен специальный клапан, осуществляющий автоматическое ограничение угла подъема кузова и энергичное встряхивание его в конце подъема, что значительно облегчает разгрузку материалов, прилипающих ко дну кузова.

Привод управления подъемным механизмом дистанционный пневматический, обеспечивает удобство и простоту управления, благодаря чему управление процессом подъема и опускания кузова требует минимальной затраты времени и труда водителя.

На рис. 5 показано шасси автомобиля МАЗ-500.

Ниже приведена краткая техническая характеристика новых автомобилей МАЗ.

 

 

 

 

 

Рис. 5. Шасси автомобиля МАЗ-500:
1 — передняя рессора; 2 — амортизатор; 3 — двигатель;
4 — фильтр предварительна очистки масла; 5 — гидроусилитель; 6—масляный радиатор; 7—рулевой механизм;
8 — педаль сцепления; 9 — педаль тормоза; 10 — педаль управления подачей топлива; 11—рычаг управления коробкой передач; 12 — радиатор системы охлаждения двигателя; 13 — фильтр тонкой очистки масла; 14 — генератор; 15— компрессор; 16— воздухоочиститель; 17— топливный насос; 18 — сцепление; 19 — коробка передач;
20 — запасное колесо; 21 — тормозной кран; 22—воздушные баллоны; 23 — глушитель: 24— ручной тормоз;
25 — редуктор заднего моста; 26 — рама: 27 — буксирное устройство; 28 — задняя рессора с подрессорником;
29 — колесная передача заднего моста; 30 — карданный вал;31 — топливный бак; 32 — фильтр предварительной очистки топлива;
33 — механизм управления коробкой передач; 34 — аккумуляторные батареи; 35 — включатель «массы» батарей; 36 — трубы от выпускных трубопроводов двигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..