Использование для загрузки автомобиля
MA3-503 экскава^ торов с ковшом емкостью свыше 1 м3 при
разработке твердых грунтов или свыше 1,5 м3 при разработке
мягких грунтов не рекомендуется.
Модификацией автомобиля-самосвала MA3-503 является
автомобиль-самосвал МАЭ-503Б (рис. 2, б), отличающийся от
предыдущей модели наличием самосвальной платформы с задним
'бортом, который открывается и закрывается автоматически.
Автомобили-самосвалы предназначены для перевозки в основном
сыпучих грузов.
3. Автомобиль МАЗ-504 (рис. 3), представляющий собой двухосный
автомобиль-тягач с приводом на заднюю ось и снабженный сцепным
седельным устройством для транспортировки различных полуприцепов
общим весом 17,5 т. Для работы с автомобилем МАЗ-504 Минский
автомобильный завод выпускает полуприцеп МАЗ-5245. Автопоезд
(рис. 4)' в составе автомобиля-тягача МАЗ-504 и полуприцепа
МАЗ-5245 предназначен для междугородних и других перевозок
различных народнохозяйственных грузов по дорогам с твердым
покрытием.
Кроме названных модификаций автомобилей Минским автомобильным
заводом разработан ряд моделей, предназначенных для различных
климатических и эксплуатационных условий.
Шасси базовых автомобилей используются на специализированных
предприятиях для установки автокранов, буровых установок,
фургонов различного назначения и т. п.
Рис. 4. Автопоезд МАЗ-504-5245
Новые автомобили МАЗ выполнены по схеме «кабина над двигателем»,
что позволило значительно повысить грузоподъемность автомобиля
вследствие его рациональной компоновки к пределах дорожных
ограничений. Принятая для этих автомобилей компоновка [дала
возможность уменьшить базу и общую
длину автомобиля, а также увеличить
грузовую платформу и грузоподъемность автомобиля.
Переднее расположение кабины обеспечивает хорошую обзорность
дороги с Meста водителя, улучшает внешний вид и маневренность
автомобиля.
Применение опрокидывающейся кабины позволило получить
максимально возможный доступ ко всем системам и механизмам
двигателя, что имеет важное значение при эксплуатации
автомобиля.
Автомобили МАЗ-500, MA3-503, MA3-503B и МАЗ-504 имеют хорошие
тягово-динамические качества, обусловленные высокой удельной
мощностью, т. е. мощностью, приходящейся на 1 т полного веса
автомобиля. Хорошие тяговые качества новых автомобилей
обеспечивают высокую среднюю эксплуатационную скорость, что
является важным фактором увеличения производительности.
Особое внимание в конструкции автомобилей семейства МАЗ-500
уделено облегчению управления, выполнению технического
обслуживания, повышению комфортабельности и улучшению условий
для работы водителя.
На автомобилях МАЗ-500, MA3-503, MA3-503B и МАЗ-504
устанавливается четырехтактный шестицилиндровый V-образный
дизель ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с.
Для облегчения выключения сцепления в конструкцию его привода
введен пневматический усилитель, включенный параллельно с
механическим приводом.
На автомобили устанавливается задний мост,
состоящий из центрального редуктора и колесных передач и
обеспечивающий возможность получения различных передаточных
чисел заднего моста в зависимости от типа применяемого
автомобиля. Это достигается путем установки сменных
цилиндрических; шестерен колесной передачи с разными числами
зубьев при сохранении межцентрового расстояния между шестернями.
Принятая схем|а конструкции заднего моста позволила вследствие
применения колесных передач значительно разгрузить дифференциал
и полуоси, уменьшить их размеры по сравнению с аналогичными
деталями заднего моста автомобиля МАЗ-200 и получить вполне
удовлетворительный дорожный просвет. На автомобилях
устанавливаются бездисковые колеса, отличающиеся более простым
креплением и высокой долговечностью.
Рессоры автомобилей МАЗ-500 по сравнению с автомобилями МАЗ-200
имеют значительно большую длину и изготовлены из листов
различной толщины, что в сочетании с современными
телескопическими амортизаторами передней подвески значительно
повышает комфортабельность ,автомобиля. Это дает возможность
увеличить скорость движения автомобиля и, кроме того, уменьшить
утомляемость водителя.
Рулевое управление автомобиля МАЗ-500 нового типа дает
возможность значительно уменьшить усилие на рулевом колесе,
необходимое для поворота колес. Это достигается путем применения
рулевого механизма с высоким к. п. д., гидравлического усилителя
рулевого механизма и телескопической рулевой колонки с удобно
расположенным рулевым колесом.
На новых автомобилях применена эффективная тормозная система,
обеспечивающая надежное торможение автомобиля вследствие
установки нового компрессора, имеющего большую
производительность, тормозных камер увеличенного объема и
уменьшения трения в колодочном механизме в результате введения
опорных роликов.
Кабина ,автомобиля МАЗ-500 закрытая, трехместная, со спальным
местом, представляет собой бескаркасную штампосварную обтекаемую
конструкцию. Новая кабина выгодно отличается от кабины
автомобиля МАЗ-200 и по технологичности. Она состоит из
цельнометаллических штампованных панелей, соединенных с помощью
точечной сварки. Кабина автомобиля МАЗ-500 имеет больший объем и
лучшую комфортабельность, чем кабина автомобиля МАЗ-200. Кабина
оборудована системой отопления и вентиляцией.
Отличительной особенностью подъемного механизма самосвала
является высокое рабочее давление в гидросистеме (свыше 100 кГ/см2),
что позволяет существенно снизить вес всех его узлов.
В гидравлическую схему подъемного механизма включен специальный
клапан, осуществляющий автоматическое ограничение угла подъема
кузова и энергичное встряхивание его в конце подъема, что
значительно облегчает разгрузку материалов, прилипающих ко дну
кузова.
Привод управления подъемным механизмом дистанционный
пневматический, обеспечивает удобство и простоту управления,
благодаря чему управление процессом подъема и опускания кузова
требует минимальной затраты времени и труда водителя.
На рис. 5 показано шасси автомобиля МАЗ-500.
Ниже приведена краткая техническая характеристика новых
автомобилей МАЗ.
|