ГЛАВА V
ПОСТРОЕННЫЕ И ПРОЕКТИРУЕМЫЕ АППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
Аппарат на воздушной подушке
Бриттен-Норман «Ку-шенкрафт» СС-2
После проведения обширной программы испытаний аппарата СС-1
фирма «Бриттен-Норман» построила более тяжелый аппарат СС-2,
предназначенный для перевозки пассажиров и грузов при отсутствии
дорог [34]. При постройке аппарата СС-2 были учтены и устранены
недостатки, выявленные при испытаниях аппарата СС-1, а именно:
подверженность вентилятора повреждениям, недостаточная
устойчивость аппарата, малая скорость полета.
Аппарат СС-2 (рис. 46 и 47) имеет два
лопаточных вентилятора с диаметром 1,5 м, расположенных в
передней и задней частях аппарата. Вентиляторы нагнетают воздух
в камеру, образуемую обшивкой аппарата и его днищем. Из камеры
воздух истекает через сопло по периметру днища, создавая под
последним воздушную подушку, а также через два продольных сопла,
обеспечивающих
аппарату устойчивость. Вентиляторы приводятся во вращение через
механическую трансмиссию от восьмицилиндрового поршневого
двигателя водяного охлаждения мощностью 240—250 л. с. Сопло по
периметру днища имеет наклон 30° к центру аппарата. В сопле
установлены лопатки, отклоняющие назад струю под фиксированным
углом 30° для создания силы тяги, обеспечивающей горизонтальное
перемещение. В продольных соплах шириной 110 мм, предназначенных
для обеспечения устойчивости, размещены подвижные лопатки,
которые могут отклонять истекающую из них струю вперед или
назад.
Управление аппаратом по углу тангажа, т. е. относительно
поперечной оси, осуществляется путем открытия или закрытия
створок, расположенных в передней и задней частях сопла по
периметру днища. Передняя из этих створок отклоняется педалью
«акселератора», и при ее открытии угол тангажа увеличивается, а
при закрытии уменьшается; задняя створка отклоняется педалью
«тормоза», вызывая обратное действие, т. е. уменьшение угла
тангажа при открытии и его увеличение при закрытии створки.
Аналогично управлеше по углу крена выполняется путем открытия и
закрытия створок, расположенных справа и слева в периферийном
сопле. В кабине летчика имеются две ручки управления— правая и
левая, от которых отходит проводка соответственно к правой и
левой створкам периферийного сопла и подвижным створкам в
продольных соплах. Отклонение этих ручек вправо или влево
вызывает крен аппарата в соответствующую сторону. Отклонение
правой или левой ручки вперед или назад вызовет отклонение
соответственно вперед или назад струи в правом или левом
продольном сопле. Таким образом, отклоняя ручки одновременно
вперед или назад, можно ускорять или замедлять движение
аппарата, а отклоняя их дифференциально — осуществлять развороты
относительно вертикальной оси.
В центральной части аппарата вокруг двигателя расположена кабина
для летчика и девяти пассажиров. Конструктивно аппарат
подразделяется эксплуатационными разъемами на центральный отсек
и две боковые части, что позволяет разбирать его и перевозить по
автомобильным дорогам. Конструкция аппарата выполнена из легких
алюминиевых сплавов. Силовой каркас состоит из продольных и
поперечных элементов, к которым крепится тонкая обшивка. Для
обеспечения устойчивости обшивки в отдельных- местах конструкции
применены стойки, а также использован заполнитель из полистерена,
обеспечивающий аппарату плавучесть.
Аппарат СС-2 имеет следующие характеристики. Общая длина
аппарата 8,4 м, ширина 5,15 ж, высота 2,45 м, ширина
центрального отсека 2,4 м, вес аппарата без нагрузки 1400 кг,
нормальный полетный вес 2500 кг. Емкость топливных баков 540 л.
Высота полета над уровнем земли при нормальном полетном весе 30
см. Максимальная скорость полета 80 км/час, дальность полета при
нормальном полетном весе — около 800 км.
|