Тормозная система прицепа МАЗ-5207В

  Главная       Учебники - Транспорт      Прицепы и полуприцепы МАЗ. Устройство, техническое обслуживание, ремонт (Высоцкий М. С.) - 1978

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Тормозная система прицепа МАЗ-5207В



Устройство. Прицеп оборудован двумя системами тормозов: рабочей и стояночной. Обе системы действуют на колодки колесных тормозов. Привод рабочего тормоза пневматический, действует при нажатии на тормозную педаль в кабине тягача. Привод стояночного тормоза механический.

Колесный тормозной механизм такой же, как и на прицепе МАЗ-8926.

Пневматический привод тормозов (рис. 35) прицепа выполнен по однопроводной схеме.

На прицепе устанавливается воздухораспределительный клапан 1, который при понижении давления воздуха в соединительной магистрали тягача с прицепом соединяет воздушный баллон 2 прицепа с тормозными камерами 6 и 7. При повышении давления воздуха воздухораспределительный клапан соединяет магистраль с воздушным баллоном прицепа, а тормозные камеры с атмосферой.

Воздухораспределительный клапан (рис. 36) состоит из корпуса 3, верхней 8 и нижней 13 крышек, которые крепятся посредством четырех стяжных болтов. Шток 5 может перемещаться вверх и вниз

в направляющих втулках 14, запрессованных в крышках корпуса.
 

 

 

 

 

 

Рис. 35. Схема пневматического тормозного привода (сплошной стрелкой показан путь воздуха при торможении прицепа, пунктирной — путь воздуха при оттормаживании прицепа от тягача или при оттормаживании ручным краном):
1 - воздухораспределительный клапан; 2 — воздушный баллон; 3 — спускной кран воздушного баллона; 4 — задняя соединительная головка; 5 — разобщительный кран; 6 — задние тормозные камеры; 7 — передние тормозные камеры; 8 — кран ручного управления тормозами прицепа; 9 — передняя соединительная головка

 

 

 

 

Рис. 36. Воздухораспределительный клапан

 

 

 

 

 

На штоке гайкой 6 закреплен поршень 4, состоящий из манжета, зажатого между двумя штампованными шайбами. На средней части штока 5 расположен выпускной клапан 9 со вставленной в его выточку резиновой шайбой 10. Этот клапан под действием пружины 7 прижат к седлу.

На нижнем конце штока закреплен выпускной клапан 1, который в закрытом положении прижат к резиновой диафрагме 2. Наружные края диафрагмы зажаты между корпусом 3 и нижней

крышкой 13, а внутренние края отжаты пружиной 11, упирающейся в перегородку корпуса и стальное кольцо 12.

Расположенные на штоке 5 поршень и два клапана впускной и выпускной делят внутреннюю часть корпуса на три полости А, Б и В. Полость А (над поршнем) через отверстие I в верхней крышке 8 соединена с магистралью тягача. Полость Б (под поршнем) соединена: через отверстие II в корпусе
3 с воздушным баллоном и через отверстие V — с краном, предназначенным для

оттормаживания прицепа, когда последний отсоединен от тягача. Полость В (над выпускным клапаном 1) через отверстие IV в корпусе 3 соединена с магистралью тормозных камер прицепа. Воздух в атмосферу выходит через отверстие III.

Работает пневматический привод тормозов следующим образом (рис. 37).

Когда тормозная педаль не нажата (см. рис. 37), клапан 5 тормозного крана тягача открыт и сжатый воздух от компрессора 1 тягача поступает в воздушный баллон 20 тягача, а затем через верхний цилиндр 4 крана, гибкий шланг, соединительную головку 6, воздухопровод и кран 7 ручного оттормаживания в верхнюю полость 8 воздухораспределительного клапана. При этом сжатый воздух давит на поршень 4 (см. рис. 36) со штоком, перемещает его вниз и, отжимая края манжет 9 (см. рис. 37) поршня от внутренних стенок верхней крышки, проникает в среднюю полость 11 и далее в воздушный баллон 12 прицепа.

Протекание воздуха будет происходить до тех пор, пока давление в воздушном баллоне прицепа не станет одинаковым с давлением в соединительной магистрали. Таким образом происходит зарядка воздушного баллона прицепа. При нижнем положении, поршня впускной клапан 10 закрыт, а выпускной клапан 15 открыт, и тормозные камеры 13 прицепа через воздухораспределительный клапан соединены с атмосферой.

При нажатии на тормозную педаль рычаг 2 перемещается и клапан 5 тормозного крана тягача закрывается, а клапан 18 открывается и сжатый воздух от компрессора поступает через нижний цилиндр 19 крана в тормозные камеры колес тягача. Верхняя полость 8 через тормозной кран сообщается с атмосферой, и, следовательно, давление в этой полости падает. При этом сжатый воздух из воздушного баллона прицепа давит на поршень со стороны полости 11 и разжимает края манжет поршня, заставляя их плотно

прилегать к внутренним стенкам крышки. Вследствие того что давление воздуха в полости 11 больше, чем в полости 8, поршень вместе со штоком поднимается вверх, открывая при этом впускной клапан 10 и закрывая выпускной клапан 15. В результате этого перемещения клапанов сжатый воздух из воздушного баллона прицепа через кольцевой канал 14 поступает в нижнюю полость 16 клапана и далее к тормозным камерам 13 прицепа, где отжимает диафрагму и перемещает шток, который через рычаг поворачивает разжимный кулак, раздвигающий колодки тормоза, прижимая их
к тормозным барабанам.

При снятии усилия с тормозной педали открывается клапан 5 крана и давление воздуха в верхней полости 8 воздухораспределительного клапана возрастает до нормального. Но так как воздух из баллона прицепа к этому времени уже частично израсходован, то давление в средней полости 11 оказывается более низким, чем в верхней, вследствие чего поршень клапана перемещается вниз, закрывая впускной клапан 10, соединяющий среднюю и нижнюю полости, и открывая выпускной клапан 15, соединяющий нижнюю полость с атмосферой.
 

 

 

 

 

Рис. 37. Схема работы пневматического тормозного привода

 

 

 

 

После опускания поршня клапана воздух из верхней полости, отжимая края манжета, проходит в среднюю полость, уравнивая давление между полостями и создавая в воздушном баллоне прицепа

нормальное рабочее давление.

После открытия выпускного клапана 15 воздух из тормозных камер 13 выходит в атмосферу и диафрагма со штоком камеры под давлением пружины возвращается в начальное положение. При этом разжимный кулак под действием стяжных пружин колодок

также возвращается в начальное положение, освобождая колодки от соприкосновения с тормозными барабанами.

При торможении тягача стояночным тормозом посредством рычага 3 клапан 5 закрывается. Верхняя полость 8 сообщается с атмосферой, а средняя 11 через кольцевой канал 14 и нижнюю полость 16 с тормозными камерами колес прицепа, таким образом открывается путь сжатому воздуху из воздушного баллона 12 к тормозным камерам 13 и происходит торможение прицепа.

При обрыве магистрали, соединяющей тягач с прицепом, давление в верхней полости падает и прицеп автоматически затормаживается. Для оттормаживания прицепа в этом случае рычаг крана 7 ручного управления следует повернуть на 90°. При этом входная магистраль закрывается, а верхняя полость через трубку 17 соединяется со средней полостью клапана; поршень опускается вниз, открывая выпускной клапан, соединяющий тормозные камеры с атмосферой. Происходит оттормаживание прицепа.

С помощью крана 7 ручного управления можно оттормаживать и затормаживать прицеп, пока не будет израсходован весь воздух из воздушного баллона прицепа.

Тормозные камеры, соединительные головки, разобщительный

кран и кран ручного управления тормозами прицепа такие же, как и на прицепе МАЗ-8926.

Стояночный тормоз обеспечивает затормаживание прицепа с полной нагрузкой в отцепленном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не более 16 %о- Рычаг привода стояночного тормоза расположен на лонжероне рамы с правой стороны по ходу прицепа. Привод стояночного тормоза действует только на колодки колесных тормозных механизмов задней оси.

По принципу действия и устройству стояночный тормоз аналогичен тормозу полуприцепа МАЗ-5245.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..