Безопасность дорожного движения и техника безопасности при работе на автопоездах

  Главная       Учебники - Транспорт      Автопоезда (Булычев Д. В., Грифф М. И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

6.4. Безопасность дорожного движения и техника безопасности при работе на автопоездах

К основным причинам возникновения дорожно-транс-портных происшествий (ДТП) следует отнести:

недисциплинированность водителей, приводящую к нарушению Правил дорожного движения (нарушению правил обгона, превышению установленной скорости движения, управлению автопоездом в нетрезвом состоянии, нарушению порядка проезда перекрестков и переездов, неправильному выбору дистанции и интервала движения, нарушению правил перевозки грузов и пассажиров, правил пользования светом фар и др.); низкую квалификацию водителей; изменение состояния здоровья водителей, снижающее его внимательность и осмотрительность при управлении автопоездом;

неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств и особенно неисправность механизмов и узлов, непосредственно влияющих на безопасность движения (рулевого управления, тормозов, системы освещения и сигнализации, тягово-сцепных устройств и др.);

неправильное размещение груза и недостаточное его закрепление или переполнение автобуса в часы пик;

оставление спящих пассажиров в закрытом автобусе без присмотра;

плохие дорожные условия, а также неудовлетворительную организацию дорожного движения.

Большая масса и увеличенный тормозной путь автопоездов часто являются причинами дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Поэтому к управлению автопоездами должны допускаться наиболее квалифицированные и дисциплинированные водители, имеющие хорошее состояние здоровья.

Чтобы определить состояние здоровья и пригодность водителя к управлению транспортными средствами, проводят периодические медицинские переосвидетельствования.

Для водителей грузовых автомобилей, в том числе и автопоездов, переосвидетельствования проводятся 1 раз в 5 лет.

Кроме периодических медицинских переосвидетельствований, в практику автотранспортных предприятий введены ежедневные предрейсовые медицинские осмотры водителей. Эти осмотры выявляют нарушения в состоянии здоровья водителей, появление нервно-психических расстройств и способствуют также выявлению начальных стадий различных заболеваний.

Во время предрейсовых осмотров медицинские работники выслушивают жалобы водителей на состояние здоровья, измеряют температуру, артериальное давление и пульс, а также проверяют содержание алкоголя в организме. При выявлении признаков заболеваний, ограничивающих трудоспособность водителей, или при наличии в выдыхаемом ими воздухе паров алкоголя водителей отстраняют от работы на линии, о чем в путевом листе делается соответствующая отметка. При отсутствии каких-либо медицинских противопоказаний в путевом листе ставят штамп «Допущен к рейсу».

Заболевших водителей направляют к врачу в поликлинику, а на каждый случай алкогольной интоксикации составляют акт, который передают администрации автотранспортного предприятия для принятия соответствующих мер к водителю.

Большое значение для поддержания высокой работоспособности водителей имеют рациональный режим труда и отдыха. Для создания такого режима в автотранспортном предприятии должен быть разработан план социальных мероприятий, предусматривающий организацию профилакториев и баз отдыха, льготное или бесплатное питание, организацию горячего питания водителей в местах работы, удаленных от предприятий общественного питания, применение скользящих графиков работы водителей на линии и др.
В автотранспортном предприятии должны регулярно проводить занятия с водителями для привития им навыков по оказанию первой медицинской помощи при ДТП.

Большое число несчастных случаев происходит при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов. Основными их причинами являются:

нерациональная организация и отсутствие технического руководства и наблюдения за этими работами;

неправильные приемы работ в результате недостаточного инструктажа и обученности рабочих технике безопасности;

загроможденность проездов, проходов и погрузочных площадок;

нарушение правил укладки и крепления грузов.

Согласно правилам техники безопасности, грузовые склады должны отвечать следующим требованиям:

иметь подъездные пути с цементо- или асфальтобетонным покрытием, либо покрытием из железобетонных плит;

иметь кольцевые проезды для движения транспортных средств, обеспечивающих их свободное маневрирование;

быть рассчитанными на соответствующий грузооборот;

иметь достаточный погрузочно-разгрузочный фронт, оборудованный необходимыми средствами механизации.

На погрузочно-разгрузочной площадке не должно быть посторонних лиц. Запрещается передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при их перемещении подъемно-транспортным оборудованием или грузоподъемными машинами.

При погрузочно-разгрузочных работах большое внимание необходимо уделять установке и креплению грузов на транспортных средствах. При этом должны быть исключены смещение и падение грузов во время их транспортировки.

Все железобетонные изделия и конструкции должны иметь четкую маркировку собственной массы. При по-грузочно-разгрузочных работах расстояние между поворотной платформой крана и выступающими частями транспортных средств должно быть не менее 1 м. Запрещается выполнять погрузку и разгрузку транспортного средства, когда водитель находится в кабине. Перемещаемый краном груз должен быть поднят на 0,5 м выше верхней плоскости кабины автомобиля-тягача или самой верхней точки прицепного звена.

Панелевозы, фермовозы и другие специализированные транспортные средства, используемые для работы в сцепке с седельными автомобилями-тягачами, необходимо разгружать только при опущенных опорных устройствах.

Разгрузка панелевозов хребтового типа без использования страховочных цепей запрещается.

При погрузке и выгрузке тарно-штучных грузов следует применять их пакетирование с использованием поддонов, контейнеров и других пакетообразующих средств. В пакетах грузы должны быть скреплены.

Перед началом погрузочно-разгрузочных работ крыши контейнеров, устройства для их строповки и крепления к транспортным средствам должны быть очищены от посторонних предметов, льда и снега. Контейнеры и пакеты необходимо строповать за все строповочные узлы. Во время подъема, опускания или перемещения контейнера работающие не должны находиться ни на контейнере, ни внутри него, ни на ближайших контейнерах.

Пакеты глиняного кирпича грузят на транспортное средство и выгружают из него при помощи подхватов и подхватов-футляров, а пакеты силикатного кирпича — с применением клещевых захватов.

Пакеты кирпича, установленные на поддонах поперечными штабелями в кузовах транспортных средств, не должны выступать выше бортов автомобиля. Борта недостаточной высоты должны быть наращены.

Запрещено поднимать пакеты на поддонах к рабочим местам каменщиков грузозахватными приспособлениями без ограждающих устройств. Поднимать пакеты на строящееся здание стропами категорически запрещается. Без применения ограждающих устройств допускается разгружать пакеты кирпича на складе на расстоянии не более 10 м от транспортного средства.

Грунт, щебень и другие сыпучие материалы разрешается грузить в самосвальные транспортные средства только после получения от водителя сигнала о готовности принять груз. Во время погрузки в кабинах транспортных средств не должны находиться люди. Запрещается переносить ковш через кабину. Погрузка должна осуществляться сбоку или через задний борт транспортного средства. Людям запрещается находиться между экскаватором и транспортными средствами во время погрузки-выгрузки.

Погруженные сыпучие материалы должны быть равномерно распределены в кузове. Смещение большей части массы погруженных материалов в сторону от осевой линии транспортного средства запрещается.

Транспортные средства во время погрузки можно передвигать только по сигналам машиниста экскаватора.

На видном месте в карьерах должны быть вывешены схемы движения транспортных средств. Водители транспортных средств должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности при работе в карьере, со схемой движения и сигналами машиниста экскаватора и водителя при выполнении погрузочных работ. Прохождение соответствующего инструктажа водитель подтверждает своей подписью в специальном журнале.

Автомобили-самосвалы при разгрузке на насыпях и в отвалы необходимо устанавливать не ближе 1 м от бровки естественного откоса (границы зоны обрушения). Отвалы грунта и нерудных материалов должны иметь указатели границы зоны обрушения.

Кузова автомобилей-самосвалов от налипшего грунта необходимо очищать скребками или лопатами с удлиненными рукоятками, стоя на земле.

Лесоматериалы в транспортные средства необходимо грузить в пакетах. При погрузке и выгрузке лесоматериалов следует применять приспособления и устройства, исключающие их развал.

Высота груженого лесоматериалами транспортного средства не должна превышать 3,8 м. При транспортировании лесоматериалов верхние концы ограждающих стоек должны быть стянуты цепями.

Если длина лесоматериалов превышает длину кузова автомобиля более чем на 2 м, то их следует перевозить с использованием прицепов-роспусков.

При транспортировании грузов должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность пешеходов на пути следования транспортных средств и работающих на строительной площадке от падения грузов, опрокидывания и заноса транспортных средств, воздействия радиоактивных, токсичных и пылящих веществ.

 

Подъездные пути и проезды в организациях-грузо-отправителях и грузополучателях должны содержаться в исправном состоянии и регулярно очищаться от строительного мусора, грязи, снега и льда. В зимнее время проезды и проходы должны быть посыпаны песком, шлаком или золой, а в сухое летнее время политы водой.

У въездов в пункты погрузки и выгрузки должны быть установлены четкие схемы движения транспортных средств, а на обочинах дорог и проездов хорошо видимые дорожные знаки, надписи или иные указатели, регламентирующие порядок движения транспортных средств.

Дорожные знаки и указатели должны быть выполнены по ГОСТ 10807—78 и освещены в темное время суток.

Движением транспортных средств по насыпи (плотина) и в выемках должен управлять регулировщик. Движение транспортных средств по строительной площадке вне обустроенных дорог и проездов не допускается.

При возникновении неисправности транспортное средство должно быть разгружено и отбуксировано на специально оборудованную площадку.

При длительном простое на строительном объекте специализированных транспортных средств с опиранием их на гидравлические опорные устройства необходима страховка этих устройств металлическими подставками.

Для обеспечения быстрой и безопасной эвакуации пассажиров из салона сочлененный автобус снабжен аварийными выходами. Сочлененные автобусы Икарус в зависимости от их исполнения имеют следующие аварийные выходы: аварийный вентиляционный люк на

крыше; аварийное окно и аварийное открытие пассажирских дверей.

Аварийные выходы обозначены табличками и надцисью красной краской. Аварийный вентиляционный люк на крыше автобуса управляется рукоятками, находящимися с нижней стороны крышки люка. Для открытия вентиляционного люка рукоятки необходимо повернуть или потянуть вниз.

Резиновая обойма стекла аварийного окна снабжена специальной вставкой. Для открытия аварийного окна необходимо потянуть за ручку, к которой прикреплены концы вставки, выдернуть вставки, после чего вытолкнуть стекло.
 

Для аварийного открытия пассажирские двери имеют наружные и внутренние устройства. Двери типа «гармошка» могут быть открыты вручную после нажатия скрытых наружных кнопок, расположенных над бампером, или поворотом рычага клапана, размещенного на коробке пневматического цилиндра над дверью или же на облицовке передней панели.

Меры безопасности при перевозке строительных машин на большегрузных полуприцепах (трейлерах). Осуществлять погрузку на трейлер экскаваторов, бульдозеров или других машин имеют право только рабочие, получившие инструктаж на рабочем месте.

При погрузке экскаватор устанавливают по продолжению продольной оси трейлера и поднимают ковш на 0,5 м от поверхности пола. У погруженного экскаватора должны быть заторможены ходовые части, поворотная платформа и стреловая лебедка. Переворачивать кабину экскаватора на трейлере запрещено.

Под гусеницы экскаватора спереди и сзади подкла-дывают башмаки и закрепляют их.

Во время движения категорически запрещено людям находиться на трейлере и в кабине экскаватора, а также входить на трейлер или сходить с него на ходу.

Скорость движения автомобиля-тягача с трейлером должна быть выбрана в зависимости от состояния и профиля дороги и обеспечивать безопасность движения.

На крутых подъемах и спусках буксирование трейлера должно осуществляться двумя тягачами. В гололедицу движение автопоезда с трейлером запрещается.

При разгрузке под колеса трейлера необходимо подложить деревянные бруски и надежно закрепить трапы. Места разгрузки (погрузки) машин должны быть ограждены. Лицам, не участвующим в разгрузке, находиться в огражденной зоне запрещено.

Не разрешается выполнять погрузку или разгрузку экскаваторов вблизи действующих электрических установок, воздушных электрических сетей и т. п.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий?

2. Какие вы знаете правила техники безопасности при погру зочно-разгрузочных работах?

3. Какне вы знаете правила безопасности при перевозках пассажиров в автобусах?
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..