Управление автопоездом в различных режимах движения

  Главная       Учебники - Транспорт      Автопоезда (Булычев Д. В., Грифф М. И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

6.2. Управление автопоездом в различных режимах движения

Квалифицированное вождение автопоезда — основное условие работы без аварий. При соблюдении правил управления автопоездом увеличивается среднетехническая скорость его движения, более экономно расходуется топливо, увеличивается срок службы и повышается эффективность использования подвижного состава.

Начало движения. Движение автопоезда необходимо начинать плавно, без рывков только после прогрева двигателя до температуры не менее 70° С. Резкое тро-гание или трогание рывками приводит к пробуксовке колес автомобиля-тягача, износу шин, перерасходу топлива, а в отдельных случаях к поломке деталей трансмиссии или тягово-сцепных устройств.

Резкое трогание с места на заснеженных, обледенелых или заболоченных участках дороги вызывает буксование колес.

Трогать с места груженый автопоезд можно только на I передаче, а по мере разгона переключать последующие передачи плавным перемещением рычага. Переключая передачи, следует немного задержать рычаг в нейтральном положении, а затем плавно увеличивать давление на рычаг до полного включения синхронизатора.

При трогании автопоезда на подъемах сцепление следует включать немного раньше полного растормаживания автопоезда.

Хотя коробки передач автомобилей-тягачей МАЗ и КамАЗ имеют синхронизаторы, для увеличения срока их службы рекомендуется переходить с высшей передачи на низшую в следующем порядке: выключить сцепление, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление и, кратковременно нажав на педаль управления подачей топлива, одновременно отпустить ее и выключить сцепление. Переместив рычаг переключения передач, включить требуемую передачу, после чего плавно включить сцепление и нажать педаль управления подачей топлива.

При переходе с II передачи на I следует дважды выключать сцепление с кратковременным нажатием на педаль управления подачей топлива. Невыполнение этого правила приводит к повышенному износу или поломке зубьев шестерен. Задний ход можно включать только после остановки автопоезда.

При трогании с места сочлененного автобуса давление масла в системе смазки двигателя должно быть равно 0,08—0,1 МПа, а давление воздуха в тормозной системе—не выше 0,5 МПа. Первую передачу и передачу заднего хода необходимо включать только при неподвижном автобусе.


Движение. Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков. Скорость должна соответствовать дорожным условиям. Движение с повышенной скоростью по неровной выбитой дороге недопустимо.

Если состояние дорожного покрытия удовлетворительное, транспортный поток разреженный, то автопоезд можно вести с максимально возможной скоростью. Однако чтобы в процессе движения обеспечить наименьший износ деталей и узлов и наибольшую экономичность, необходимо вести автопоезд на высшей передаче с равномерной скоростью 50—60 км/ч и с использованием наката.

В пути водитель должен постоянно следить за характером движения прицепа (полуприцепа). Виляние, подергивание и увод прицепа (полуприцепа) свидетельствует об износе седельно-сцепного устройства или ходовой части прицепного подвижного состава. На неравномерность движения прицепа большое влияние оказывает также неравномерное распределение груза на площади платформы. Причинами увода прицепа (полуприцепа) могут быть недостаточное давление в шинах и неравномерный их износ. Если полуприцеп имеет большую боковую поверхность, его увод может быть вызван сильным боковым ветром.

Как уже упоминалось, маневренность автопоезда значительно хуже, чем маневренность одиночного автомобиля. При повороте автопоезда колеса автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа) проходят путь с различными радиусами поворота, и прицеп смещается ближе к центру поворота. Поэтому на повороте всегда существует опасность столкновения с встречным транспортным средством или съезда в кювет при движении у внутренней обочины. Следовательно, выполняя поворот на автопоезде, водитель должен учитывать его длину и так рассчитать путь качения передних колес автомобиля-тягача, чтобы задние колеса прицепа не попали на полосу встречного движения, в кювет или на тротуар.

На поворотах (особенно на крутых) и на скользком дорожном покрытии возникает опасность заноса и опрокидывания автопоезда. Поэтому скорость автопоезда на поворотах должна быть значительно ниже, чем скорость одиночного автомобиля, и выполнять повороты следует плавно, не допуская рывков.

Движение автопоезда задним ходом довольно сложно и требует от водителя значительных практических навыков. Чтобы облегчить движение задним ходом, многие прицепы снабжены стопорными устройствами поворотной тележки. Однако в большинстве случаев разворот автопоезда следует выполнять без применения заднего хода.

Автопоезда преимущественно используются в населенных пунктах и на междугородных дорогах, характеризующихся значительной интенсивностью движения и плотностью потока транспортных средств, когда автомобили движутся один за другим с уменьшенной дистанцией, что лишает водителя возможности выбирать скорость движения и резко ограничивает условия для маневрирования.

В то же время автопоезд, имеющий большие габариты, ухудшенные тормозные качества и маневренность по сравнению с одиночным автомобилем, стесняет на дороге другие транспортные средства и затрудняет выполнение ими маневров.

В результате в плотных транспортных потоках часто происходят попутные столкновения, которые чаще всего случаются из-за ошибок в выборе дистанции, невнимательности или отсутствия необходимых практических навыков у водителей.

Определение дистанции безопасности и приемов управления автопоездом зависит от степени ограниченности обзора дороги габаритами впереди идущего автомобиля— лидера. Поскольку водитель автопоезда, следующего за автомобилем-лидером, замечает препятствия позднее него, то дистанция безопасности должна быть увеличена на 20%. А общая дистанция безопасности при движении незагруженного автопоезда со скоростью 40 км/ч по сухому асфальтобетонному покрытию должна составлять не менее 40 м, по мокрому асфальтобетонному покрытию 52— 55 м, а при полной загрузке автопоезда не менее 60 м.

В плотных транспортных потоках, особенно в местах повышенной опасности, водитель автопоезда должен быть готов к немедленному торможению и применять приемы торможения, способствующие сокращению остановочного пути.

В условиях, когда автомобили движутся сплошным потоком, значительно затруднено и перестроение автопоезда. Успешно осуществлять перестроение на соседнюю полосу движения возможно в том случае, если расстояние между транспортными средствами, движущимися по этой полосе, будет в 4—5 раз больше длины автопоезда. Само перестроение должно выполняться четко, а указатели поворота должны быть включены заблаговременно при появлении возможности маневра.

Водитель автопоезда-лидера должен помнить, что от грамотности его вождения зависит в основном безопасность дорожного движения и что опасные дорожно-транспортные ситуации возникают наиболее часто именно из-за неумелого или неуверенного поведения лидера.

Наиболее сложно управление автопоездом в городе, где движение стеснено большим числом пешеходов, узких улиц, переулков, а транспортный поток имеет высокую плотность.

Все это требует от водителя осторожности и предусмотрительности: скорость должна быть снижена до безопасных пределов, интервал движения должен быть увеличен, а правую ногу при переезде наиболее напряженных участков необходимо держать на педали тормоза.

Вести автопоезд вдоль тротуара нужно на предельно возможном от него расстоянии, особенно если тротуар узкий и на нем много пешеходов.

Особенно четкие действия от водителя автопоезда требуются при проезде перекрестков. Он должен быстро оценить обстановку на перекрестке, своевременно, если это необходимо, перестроиться, не мешая при этом другим участникам движения. И, конечно, указатели поворотов должны быть включены заблаговременно. Пересекать перекресток необходимо на скорости, позволяющей немедленно остановить автопоезд в случае неожиданной опасности. Сцепление не выключать.
Если на перекрестке необходимо совершить крутой поворот направо, то расстояние между колесами одной стороны автомобиля-тягача и тротуаром должно быть не менее 1 —1,5 м. При меньшем расстоянии колеса полуприцепа выедут на тротуар, а при большем полуприцеп может оказаться на полосе встречного движения.

Наиболее сложен проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог и пересекать их необходимо, лишь убедившись в полной безопасности и при повышенном внимании, поскольку на этих перекрестках наиболее часты дорожно-транспортные происшествия, вызванные ошибками водителей транспортных средств, обязанных уступить дорогу.

В городах происходит значительное число дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. При этом особенно часты столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов.

Большая часть наездов происходит из-за невнимательности водителей, их недисциплинированности или отсутствия необходимых навыков в управлении.

Статистика выделяет в городах ряд определенных мест, на которых наиболее часто происходят наезды на пешеходов. Это зона остановки общественного транспорта, пешеходные переходы при скоплении возле них большого числа пешеходов, а также магазины, кинотеатры, табачные и газетные киоски, т. е. объекты, обладающие как бы наибольшей «притягательной» силой для пешеходов. Заборы, зеленые насаждения, стоящие транспортные средства ограничивают обзор водителя автопоезда и повышают вероятность внезапного появления пешехода на проезжей части.

Любое из этих мест должно служить для водителя сигналом опасности, требующим повышенного внимания и осторожности.

Обгон. Наиболее сложный и опасный маневр для водителя любого транспортного средства, а автопоезда особенно, поскольку автопоезд имеет большую массу и габариты, неудовлетворительную маневренность, что в условиях высокой скорости движения, наличия попутных и встречных транспортных средств требует от водителя высокого мастерства.

При подготовке к обгону водитель автопоезда должен хорошо оценить обстановку на дороге и идти на обгон только тогда, когда дорожная обстановка складывается благоприятно. Необходимо, чтобы был наилучший обзор дороги из автопоезда, для обгона не требовалось бы значительно увеличивать скорость движения, участок дороги не имел бы выбоин, выступающих люков колодцев и т. п. препятствий, затрудняющих проезд на высокой скорости.

Кроме того, автопоезд при обгоне должен иметь достаточный запас скорости. Чтобы завершить обгон на минимальном расстоянии, скорость обгоняющего автопоезда должна быть в населенных пунктах на 10—15 км/ч, а на загородных дорогах на 15—25 км/ч больше, чем у обгоняемого транспортного средства.

В зависимости от интенсивности движения обгон может выполняться с небольшой скоростью, «с ходу», что возможно при интенсивности движения менее 60 транспортных средств в час. И с «выжиданием» при интенсивности до 160 транспортных средств в час, когда необходимо догнать более медленно движущееся транспортное средство, снизить скорость, а когда дорога впереди освободится, разогнаться и совершить обгон.

Для обгона «с хода» и «с выжиданием» при скорости 60 км/ч требуется примерно пространство 350 и 470 м.

Более сложен обгон автопоездом нескольких транспортных средств одновременно, поскольку в случае вынужденного прекращения обгона (появление неожиданных препятствий) водителю автопоезда очень сложно вновь встроиться в поток попутных транспортных средств.

От водителя автопоезда требуются высокая дисциплина и дорожная культура: он обязан заблаговременно предупредить о своих намерениях подачей светового или звукового сигнала, не должен дезориентировать других водителей небрежным пользованием указателями поворотов, а в темное время суток не допускать ослепления водителя обгоняемого транспортного средства.

Торможение. Поскольку автопоезд имеет большие габариты и значительную массу, затормозить его сложнее, чем одиночный автомобиль. Перед торможением необходимо заранее снизить скорость движения. Тормозить необходимо плавно и преимущественно на прямолинейных участках движения автопоезда.

Тормозной путь автопоезда значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, поэтому водитель автопоезда должен уметь рассчитать момент начала торможения и его интенсивность. Резкое торможение недопустимо, поскольку оно сопровождается сильными толчками прицепного подвижного состава, которые могут вызвать не только занос автопоезда, но и привести к поломке автомобиля-тягача и прицепа.

В том случае, когда при торможении происходит занос прицепа, необходмо плавно увеличить скорость, выровнять автопоезд, а затем снова начать торможение. Резкое торможение автопоезда допустимо только в самых исключительных случаях для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

На неровных участках дороги тормозить не рекомендуется. Их следует преодолевать накатом или при выключенном сцеплении. Особенно велика опасность заноса прицепа и складывания автопоезда на повороте. Чтобы этого не произошло, при прохождении поворота скорость автопоезда должна быть постоянной: уменьшать частоту вращения коленчатого вала и тормозить нельзя.

Для повышения устойчивости автопоезда при торможении тормоза прицепа регулируют таким образом, чтобы его колеса затормаживались несколько раньше, чем колеса автомобиля-тягача. Такая регулировка исключает «подталкивание» автомобиля-тягача прицепом и способствует уменьшению тормозного пути автопоезда.

Остановка. Правила остановки автопоезда те же, что и остановки одиночного автомобиля. Однако торможение автопоезда должно быть более плавным. При остановке автопоезда на подъеме (или уклоне) незначительной крутизны автомобиль-тягач и прицеп необходимо затормозить стояночным тормозом, а при остановке на крутом подъеме под колеса установить упоры.

 


Контрольные вопросы

1. Как надо начинать движение автопоезда?

2. Расскажите об особенностях движения автопоезда?

3. Каковы особенности обгона, совершаемого автопоездом?

4. Какие приемы торможения вы знаете?

5. При каких условиях возможен обгон транспортных средств?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..