Компрессор (рис. 43) — двухцилиндровый, одноступенчатый, поршневого
типа; он установлен на блоке дизеля и получает вращение от шкива
вентилятора через ременную передачу.
Основными деталями компрессора являются картер 2, блок цилиндров 4,
головка 8 цилиндров, коленчатый вал 1, шатуны 3, поршни 6,
нагнетательные клапаны 7 и впускные клапаны 10. Блок цилиндров 4
закреплен болтами на картере. В боковой полости блока цилиндров
размещены впускные клапаны 10 и разгрузочное устройство, состоящее из
двух плунжеров 11с уплотнительными кольцами.
Головка цилиндров установлена на шпильках блока цилиндров и закреплена
гайками. В цилиндрах установлены поршни 6, снабженные двумя
компрессионными и одним маслосъемным кольцами. Поршни соединены с
шатунами 3 пальцами 5 плавающего типа. Коленчатый вал вращается на двух
шариковых подшипниках 31. Нижняя головка шатуна с регулировочными
прокладками соединяется с шейкой коленчатого вала. Шатунные подшипники
залиты баббитом. Охлаждающая жидкость подводится к каналу в блоке
цилиндров и отводится из канала в головки цилиндров. Часть очищенного в
воздухоочистителе трактора воздуха поступает в полость Е блока цилиндров
компрессора. Сжатый воздух отводится от головки цилиндров. Система
смазки компрессора — комбинированная. От главной масляной магистрали
дизеля масло поступает через угольник 29 и сверленые каналы в коленчатом
валу к шатунным подшипникам. Из последних масло по сверленым каналам в
шатунах 3 поступает для смазки поршневых пальцев 5. При вращении
коленчатого вала масло, вытесненное из шатунных подшипников,
разбрызгивается и смазывает цилиндры и шариковые подшипники 31.
Стекающее масло поступает в картер дизеля.
При движении поршня вниз в цилиндре образуется разрежение, под влиянием
которого открывается впускной клапан 10 и засасывается воздух
из полости Е. При движении поршня вверх закрывается
впускной клапан, сжимает воздух, в цилиндре открывается нагнетательный
клапан и сжатый воздух нагнетается в воздушные баллоны, При достижении в
пневмосистеме давления 0,7 МПа (7 кгс/см2) регулятор давления подает
сжатый воздух по каналу 26 под плунжеры 11. Плунжеры поднимаются и
открывают впускные клапаны 10, через которые воздух свободно проходит из
цилиндра в цилиндр. Подача воздуха в пневмосистему прекращается. При
снижении давления до 0,55 МПа (5,5 кгс/см2) клапаны 10 закрываются и
воздух снова поступает в пневмосистему.