|
|
содержание .. 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 ..
6.3. СМАЗОЧНЫЕ РАБОТЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫХ
ПОДЪЕМНИКАХ И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Во всех механизмах, блочных узлах подъемников вращающиеся валы и оси опираются на подшипники качения или скольжения. Во время вращения при непосредственном контакте между трущимися поверхностями вала и подшипника образуются силы трения, которые приводят к повышению температуры деталей и их износу. Для уменьшения трения, нагрева и износа трущиеся поверхности смазывают. Масло прилипает к поверхности деталей, разъединяя трущиеся поверхности, заменяя сухое трение металла о металл трением внутри масляного слоя. Коэффициент трения снижается, улучшаются и облегчаются условия работы деталей машины.
Сущность гидродинамической смазки состоит в
следующем. Между вращающимся валом и неподвижным подшипником образуется
зазор, который предусмотрен допусками на изготовление. В зазор попадает
масло. При вращении вала масло затягивается в клиновидный зазор и
прилипает к движущейся поверхности вала. В нижней части зазора
образуется масляный клин, в котором масло находится под большим
давлением, достаточным для уравновешивания нагрузки от вала. Так
образуется масляная подушка, разделяющая трущиеся поверхности слоем
масла, и трение становится жидкостным. При этом вал как бы всплывает над
поверхностью подшипника и при вращении поверхности почти не
соприкасаются. Одновременно масло, находящееся в постоянном движении,
интенсивно отводит теплоту от трущихся поверхностей. Это явление было
открыто русским учены К. П. Петровым, разработавшим теорию
гидродинамической смазки. Все смазочные материалы должны отвечать
следующим требованиям: обладать хорошей вязкостью и липкостью; не
застывать при низких температурах; не образовывать смол при нормальной
работе; не содержать воды и других механических примесей; защищать
детали от коррозии даже при длительной стоянке подъемника. Для смазки узлов и механизмов строительных
подъемников применяют консистентные смазки (солидол синтетический,
солидол жировой и графитная мазь) и жидкие смазочные материалы (масло
трансмиссионное, автотракторное и индустриальное). Автотракторное
дистиллятное (автол), АС-6 (М6Б), АС-8 (М8Б), АС-10 (М-10Б), АК-15,
трансформаторное (ГОСТ 982—80*), индустриальное (веретенное-2) (ГОСТ
20799—75*) — такие масла применяют для смазки зубчатых зацеплений и
подшипников редукторов: Мазеподобные, или консистентные, смазочные
материалы применяют для смазывания всех трущихся поверхностей шарниров,
болтовых соединений и механизмов, за исключением редукторов. К
мазеподобным материалам относятся следующие виды: универсальный
среднеплавкий— солидол жировой УС-2, УС-3 (ГОСТ 1033—79*). Подшипники
электродвигателей смазывают жировым материалом 1-13. Смазку закладывают
в подшипники перед сборкой, предварительно промыв подшипники от старого
масла.
содержание .. 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 ..
|
|
|