НАЗНАЧЕНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ ХРОНОМЕТРОВ

  Главная       Книги - Часы      Ремонт часов (И.С. Беляков, С.Е. Крепс)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    .. 

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ ХРОНОМЕТРОВ

 

Приборы времени с хронометровым (или с пружинным) ходом условно делятся на следующие категории:

1. Настольные хронометры, применяющиеся в лабораториях, в геодезии, для береговой службы военно-морских сил и в гражданском морском флоте.

2. Морские или судовые хронометры, применяющиеся на море и имеющие в корпусе карданный подвес, который обеспечивает горизонтальное положение механизма.

3. Карманные хронометры (в корпусах типа карманных часов), предназначающиеся для работ, связанных с невозможностью использовать первые два.

В настольных и морских хронометрах наиболее распространен в настоящее время хронометровый ход с пружиной покоя (рис. 212). Импульсный ролик, камень которого слегка выступает своей вершиной за образующую окружность ролика, колеблется с небольшим зазором между двумя зубьями спускового колеса. Второй ролик, насаженный на ось баланса под импульсным роликом, несет на себе спусковой камень, который при движении баланса против часовой стрелки воздействует на тонкую спусковую золотую пружинку пружины покоя, приподнимая последнюю настолько, что камень покоя освобождает опиравшийся на его зуб спускового колеса. В этот момент импульсный камень находится между зубьями спускового колеса так, что находящийся перед импульсным камнем зуб падает на него, сообщая балансу импульс. В точке, где импульсный камень своим выступом выходит за пределы окружности вершин зубьев спускового колеса, зуб выходит из соприкосновения с импульсным камнем, и спусковое колеса поворачивается на небольшой угол, причем один из зубьев ложится на опустившийся тем временем камень покоя. Баланс заканчивает колебание в этом направлении свободно, вне связи с механизмом хронометра.

 

 

 

 

Рис. 212. Хронометровый ход с пружиной покоя:
1 — спусковое (ходовое) колесо; 2 — импульсный камень; 3 — спусковой ролик;
4 — импульсный ролик; 5 — спусковой камень; 6 — спусковая пружина;
7 — пружина покоя; 8 — колодка

 

 

 



Достигнув крайнего положения баланс начинает обратное движение; при этом спусковой камень вновь входит в соприкосновение со спусковой золотой пружинкой, но на этот раз он только слегка отводит ее от пружины покоя, не изменяя положения последней. Баланс заканчивает свое обратное колебание свободно, не будучи загружен спуском, достигает второго крайнего положения и вновь меняет направление движения.

Механизм хронометра состоит из двигателя, колесной передачи» спуска, регулятора и стрелочного механизма. Пружинный двигатель хронометра имеет следующую специфическую особенность: пружина, заключенная в барабане, действует на колесную передачу через улитку, соединенную плоскозвенной цепью Галля с барабаном. Улитка представляет собой конус, на образующей поверхности которого имеется спиральная канавка, куда и ложится при вращении улитки цепь. При максимальном заводе пружины цепь действует на малом радиусе улитки, а при минимальном — наоборот. Улитка служит для сохранения стабильности передачи крутящего момента от заводной пружины.

Хронометровый ход не обладает свойством самопуска под действием крутящего момента заводной пружины. Чтобы пустить хронометр в ход, нужно качнуть баланс, навернув хронометр вокруг его вертикальной оси.

Импульс, сообщаемый балансу в момент прохождения его через положение равновесия, оказывает минимальное влияние на период колебания баланса. Поэтому при регулировке относительного положения баланса и ходового колеса стремятся к тому, чтобы импульс баланса сообщался в момент его прохождения возможно ближе к положению равновесия, распределяя угол импульса равномерно по обе стороны от положения равновесия.

В современных хронометрах угол подъема баланса составляет 45°. Величина покоя выбирается в пределах от 1,5 до 2,5 толщин острия зуба. Длина пружины покоя обычно равна 1,5—2 диаметрам спускового колеса. Диаметр камня покоя равен 0,25—0,35 шага спускового колеса.

Плоскость покоя хронометрового спуска устанавливается так, чтобы создавался угол притяжки в пределах 8—16°. Угол освобождения обычно берут на 20—40° больше угла покоя. Толщина спусковой пружинки и пружины покоя в месте их изгиба составляет

0,03—0,05 мм. Длина пружинящей части пружины покоя составляет обычно от 0,25 до 0,35 длины плеча покоя.
 

Существует еще одна разновидность хронометрового хода — ход с рычагом покоя, отличающаяся от описанной тем, что рычаг покоя закреплен не на пружине , а на оси и в исходное положение возвращается с помощью спиральной пружины, конструкция которой подобна волоску обычных часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    ..