Цапфы осей вращаются в отверстиях,
просверленных в латунных платанах (рис. 210).
Барабанное колесо имеет длинную ось, на задней стороне которой
свободно насажена вращающаяся звездочка с семью выступами,
расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. На
выступы надеты звенья цепи. К звездочке прикреплено храповое
колесо, которое давит на собачку, расположенную на барабанном
колесе, благодаря чему барабанное колесо, само поворачиваясь,
передает движение остальному механизму.
Вместо собачки на барабанном колесе может быть укреплена
скользящая по колесу фрикционная пружинка, проделывая ту же
работу, что и собачка.
Движение стрелкам передается тремя
зубчатыми колесами, помещенными между нижней платиной и
циферблатом. Одно из них — минутный триб — туго напрессовано на
длинную наружную ось барабанного колеса; рядом с ним на стойку
надевается вексельное колесо, сцепленное с минутным трибом. На
ось барабанного колеса надето часовое колесо, сцепляющееся с
зубьями триба вексельного колеса.
Ниже 'описаны только те виды ремонта, которые являются
специфическими для ходиков.
Ремонт ходиков следует начинать с осмотра всех узлов и деталей и
с выявления дефектов. Чистка деталей механизма — последняя
операция.
Обязательно следует осмотреть все звенья цепи, сжимая каждое
разжатое кольцо плоскогубцами для того, чтобы цепь не срывалась
с блока; блок, который может срываться, вследствие неисправности
собачки; качалку, и если она стерлась, поставить новую,
изготовив ее из проволоки такой же толщины.
Если на плечиках скобки имеются глубокие царапины, риски или
скобка покрыта коррозией так, что исправить ее нельзя, в этом
случае следует изготовить новую скобку.
При изготовлении новой скобки следует плотно вбить продолговатую
стальную пластинку в пазы оси, плоскогубцами и напильником
придать требуемую форму и размеры обоим плечикам скобки,
тщательно отполировать рабочие поверхности скобки.
После окончательной установки и регулировки новой скобки можно
изгибать ее в нужном направлении, при этом между плечиками
скобки должно помещаться не больше 2,5 зубьев ходового колеса.
Заранее следует проверить ходовое колесо и, если имеются
погнутые зубья, то выправить их плоскогубцами с гладкими губками
или тупыми пинцетами, а затем отполировать рабочие плоскости
зубьев.
Если минутный триб упирается в платину вследствие малого осевого
зазора блочного колеса, необходимо отодвинуть блочное колесо
внизу легким ударом молотка по плоскогубцам, приложенным к
колесу настолько, чтобы образовался достаточный зазор между
платиной и трибом.
Во время сборки механизма ходиков необходимо проверить, нет ли
дефектов в деталях и узлах, по мере необходимости их устранить.
После сборки механизма необходимо смазать гнезда цапф, трущиеся
поверхности скобки, рабочие места качалки и вилки.
Ходики после ремонта проверяют без циферблата, чтобы легче было
определить и устранить недостатки.
После установки циферблата надо проверить, достаточен ли зазор у
часового колеса и нет ли трения его о циферблат.
|