ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО АЛЬПИНИСТА

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  ..

 

 

 

ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО АЛЬПИНИСТА ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА СЛОЖНОМ РЕЛЬЕФЕ НЕБОЛЬШОЙ (5—6 ЧЕЛОВЕК) ГРУППОЙ



Организация станции для спуска (подъема) пострадавшего. До начала работы площадка должна быть очищена от свободно лежащих камней, перегибы скал, через которые пойдет веревка, притуплены, организованы перила, постоянные петли для страховки спасателей.

Способы закрепления тормозных систем. Принимая во внимание определенную ненадежность ^кроме скальных выступов) отдельных точек закрепления, воспринимающих значительную нагрузку, производится их объединение — блокировка. Кроме широкоизвестных способов в последнее время все большее применение находит вязка компенсирующих петель. Этот способ обеспечивает постоянную нагрузку на все задействованные крючья, петли веревки. Рисунок вязки легкозапоминаем. В случае ЧП (разрушения одной из точек закрепления) петли равномерно перераспределяют нагрузку на остальные точки.

Для организации страховки вообще, а тем более для точек закрепления при спасработах самым ненадежным остается снежный рельеф Поэтому всякого рода дополнительные оттяжки на
снежных якорях, лавинных лопатах для укрепления основной точки можно только приветствовать.

Тормозные системы для спуска легкопострадавшего без сопровождения. Назовем среди них одинарный и двойной карабин-ные тормоза (рис. 281), петлю (узел) Гарда (см. рис. 244, он лучше работает на карабинах типа «ирбис»), узел УИАА (см. рис. 228), специальные тормозные приспособления — шайбу Штихта (см. рис. 191), восьмерку (см. рис. 192).

Аварийная система (рис. 282). Подстраховывающая (запасная) система, воспринимающая основную нагрузку в случае непредвиденного отказа основного тормоза, должна быть готова до начала любой работы по спуску или подъему пострадавшего. Вяжется она следующим образом:

а) рядом с подвеской основного тормоза закрепить карабин или два, если используется петля Гарда;

б) на рабочей веревке, ниже тормоза, завязать схватывающий узел, лучше узел Бахмана (см. рис. 226), на предельно короткую петлю которого пристегнуть карабин;

в) в верхний карабин закрепить узел проводника, связанный на конце основной веревки, а саму веревку провести от проводника в карабин схватывающего узла или Бахмана, снова про-щелкнуть в верхний карабин и пропустить второй раз в карабин Бахмана или схватывающего узла;

г) подстраховку свободного (тянущего) конца веревки полиспаста выполнять рифовым узлом.
 

 

 

 

 

Рис 283 Схема спуска пострадавшего с сопровождающим.
а — торможение двумя узлами УИАА, б — торможение узлом УИАА и шайбой Штихта, в — торможение узлом УИАА и восьмеркой; в — схема крепления пострадавшего и сопровождающего к спусковым веревкам (для удобства чтения схемы показана только одна вереака)
 

 

 

 

 


В случае крайней необходимости аварийной системой можно приподнять наверх пострадавшего и сопровождающего.

Спуск пострадавшего с сопровождающим. На рис. 283 приведена общая схема спуска, а для удобства ее чтения принят вариант работы с одинарной веревкой (аварийная система опущена).

Способы крепления пострадавшего и сопровождающего к концам спусковых веревок. При существующих страховочных cucie-мах, объединяющих грудную обвязку, пояс и беседку, привязывание пострадавшего к спусковой веревке упростилось до предела — через карабин и узел проводника на конце веревки (веревок); системы вязки отдельных петель подробно изложены в книгах: «Спасательные работы». Профиздат, 1975; «Инструктору альпинизма». ФиС, 1982 и 1988; «Безопасность в альпинизме». ФиС, 1983. Мы же рассмотрим случай, когда они оба имеют индивидуальную страховочную систему и их обоих следует пристегнуть к рабочим веревкам:

а) обе рабочие веревки связываются вместе неравномерно — одна длиннее на 30—40 см (для сопровождающего);

б) сопровождающий пропускает свою веревку через карабин грудной обвязки или непосредственно под нее, чтобы его не отбрасывало от веревки. Узел проводника прощелкивают в карабин, закрепленный в точке блокировки всех элементов страховочной системы;

в) аналогичная манипуляция проводится и с веревкой пострадавшего. Подстраховка осуществляется петлей схватывающего узла от своей грудной обвязки только на свою же рабочую веревку;

г) пострадавший усаживается на спину сопровождающему и обхватывает его руками за плечи;

д) под нагрузкой рабочие веревки должны равномерно воспринять вес обоих, причем пострадавший не должен своим весом давить (висеть) на сопровождающего.

Если это все же произошло, выровнять нагрузку можно простым укорачиванием петли пострадавшего.

Приемы спуска легкопострадавшего без сопровождения. Порядок организации станции тот же, что и для подъема, но и здесь есть специфические особенности, без знания которых можно допустить возникновение аварийной ситуации:

а) персональная самостраховка пострадавшего может быть снята только после полной его готовности к спуску: страхующий подаст команду: «К спуску готов!», т. е. выдаче рабочей веревки через тормоз;

б) для оказания помощи пострадавшему при переходе через перегиб полки там должен находиться один из спасателей. Его самостраховка должна быть внатяг к краю площадки;

в) пострадавший, перейдя через край площадки, вначале выбирает удобные точки опоры для ног и только после этого командует страхующему: «Спуск можно проводить!»;

г) страхующий обязан внимательно следить за ходом веревки через тормоз, а команды пострадавшего выполнять незамедлительно.

Приемы спуска пострадавшего с сопровождением. Для данной ситуации характерен ряд дополнительных требований к только что изложенным:

а) самостраховки пострадавшего и сопровождающего могут быть сняты только после команды страхующего: «К спуску готов!»;

б) сопровождающий при подходе к перегибу площадки должен полностью нагрузить спусковые веревки, а страхующий удерживать их внатяг. Переход через перегиб производить ровно, без рывков;

в) сопровождающий идет вниз, опираясь о скалы чуть согнутыми и разведенными ногами и руками, контролируя характер рельефа, выбирая место для необходимых остановок.
При спуске пострадавшего и сопровождающего необходимо выполнять следующие требования:

а) работать с веревками, находящимися под нагрузкой, только в рукавицах;

б) пользоваться едиными сигналами (голосом), обязательными для всех работающих на станции;

в) при спуске не допускать ударов пострадавшего о скалы;

г) строго соблюдать меры безопасности, в том числе и от случайного схода камней сверху или сбрасывания работающими наверху спасателями;

д) по окончании спуска пострадавший и сопровождающий обязаны встать па автономные самостраховки, после чего могут подать наверх сигнал: «Спуск закончен» — и отстегнуться от спусковых веревок.

Полиспастные системы для подъема пострадавшего, в том числе с петлей (узлом) Гарда. В практике спасательных работ чаще всего применяются два типа полиспаста — одинарный и двойной (рис. 284). Для облегчения работы на перегибах веревки подвешиваются вращающиеся ролики (рис. 285).

 

 

 

 

 

Рис. 284. Система полиспаста:
а — варианты одинарного полиспаста; б — двойной полиспаст

 

 

 

 

Рис. 285 Вращающийся ролик

 

 


Одинарный полиспаст вяжется следующим образом:

а) на рабочей ^еревке вяжутся два схватывающих узла или узла Бахмана: один — страхующий, второй — тянущий. Может быть применена следующая схема; тянущий— жумар, страхующий — узел Бахмана;

б) система крепится на сблокированных крючьях, ледорубах и т. д.;

в) страхующая петля может быть достаточно длинной, но не выходить за пределы рабочей площадки;

г) надежнее система работает, если в верхней части полиспаста

подвешивается петля (узел) Гарда: это дает дополнительное торможение и исключает проскальзывание веревки в полиспасте при остановках.

При подъемах пострадавшего с сопровождающим на значительную глубину с целью уменьшения трудоемкости процесса работы для спасателей применяется двойной полиспаст. Для предотвращения скручивания тянущих веревок и петель в один жгут (отрицательная особенность двойного полиспаста) все точки закрепления должны быть разнесены максимально широко, не ближе 30—40 см друг от друга.

В ходе организации и проверки готовности полиспастных систем надо обратить внимание на соблюдение следующих требований:

длина тянущих петель не должна превышать глубины рабочей площадки;

самостраховка пострадавшего и всех работающих на станции, особенно тех, кто в ходе работы может оказаться на перегибе площадки, должна быть внатяг к краю площадки.

Приемы подъема легкопострадавшего без сопровождения. Для данного раздела работ характерны следующие требования:

а) из числа участников спасательной группы назначается (определяется) лицо, руководящее всеми действиями на площадке;

б) до начала работ устанавливается единая система подачи (голосом) команд. Например: при подходе тянущего карабина к системе нужна команда: «Держать!», после нее самый близкий к краю площадки участник, протягивая страхующий карабин вниз по рабочей веревке, должен затянуть узел и подать команду: «Готово!»; лишь затем может быть подана команда: «Тяни!»— и продолжен подъем;

в) должна быть четкая организация работы на площадке:

2—3 тянущих человека не должны мешать друг другу, причем один из них постоянно закрепляет систему па остановках. Ближний к перегибу площадки передвигает узлы по веревке и помогает при выходе на перегиб пострадавшему и сопровождающему;

г) перед очередной остановкой подать пострадавшему (сопровождающему) команду: «Стоп!» — это позволит последнему вовремя сориентироваться на рельефе;

д) при выходе на перегиб площадки не делать резких рывков тянущими веревками;

е) для удобства перехода через перегиб площадки пострадавший (сопровождающий) может встать на колени, опираясь на руки, а один из участников спасгруппы поможет ему вста1ь. Веревка в этот момент должна быть только внатяг;

ж) после выхода на площадку пострадавшему и сопровождающему должна быть организована самостраховка; только после этого можно от них отстегивать веревки и разбирать систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  ..