ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРАХОВКИ АЛЬПИНИСТОВ НА УЧЕБНОМ СТРАХОВОЧНОМ СТЕНДЕ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

 

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРАХОВКИ АЛЬПИНИСТОВ НА УЧЕБНОМ СТРАХОВОЧНОМ СТЕНДЕ. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПАРТНЕРУ ПО СВЯЗКЕ ПРИ ЕГО СРЫВЕ



Рассмотренные нами основные положения страховки не затрагивают еще одного не менее важного аспекта обеспечения безопасности горовосхождений — процесса обучения страховке, особенно в ее критической части — удержании партнера при его срыве.

Бытует мнение, что альпиниста надо тренировать и готовить к восхождениям так, чтобы он мог ходить в горах не срываясь. Но всегда ли все зависит от человека и его способностей? В этой связи возникает вопрос: многим ли альпинистам, отдавшим годы жизни горам, приходилось падать или держать сорвавшегося партнера? Ответ здесь будет отрицательным. А раз так, то надо ли учить тому, что никогда (теоретически) не понадобится в практике горовосхождений?! Надо! Но делать это только потому, что в горах есть объективная опасность падения человека, даже не связанная с его превосходной подготовленностью, и нужно знать, как вести себя в момент возникновения критической ситуации, как решать ее последствия.

Существовавшая до недавних пор практика обучения страховке сводилась к элементарным упражнениям с веревкой, на конце которой была привязана деревянная чурка весом 40—50 кг. Эти занятия без всякой дифференциации проводились для альпинистов всех этапов обучения. В ходе их альпинист был лишен возможности лично участвовать в оценке возникающих нагрузок, не мог выбрать лучший способ удержания при срыве партнера, принять необходимые меры для оказания ему помощи.

Поиск альтернативы привел к созданию учебных страховочных стендов, а введенные в учебную практику занятия на них получили новое направление — изучение и отработку приемов динамической страховки. Эти приемы позволяют создать практически

 

«чистую» картину срыва (падения груза) и возникновения ситуации, при которой обучаемый становится обязанным остановить своими действиями срыв и принять меры по оказанию помощи партнеру.

Ныне появилось несколько разновидностей учебных стендов. Наиболее широкими возможностями по обучению располагают стенды, оборудованные на естественном рельефе — скальном полигоне. Как показала практика, такой стенд предпочтительнее любых тренажеров из металлоконструкций, хотя бы тем, что позволяет отрабатывать любые схемы взаимодействия альпинистов, включая и их движение по маршруту.

Инструктор, используя личный опыт восхождений, может на стенде моделировать любые ситуации, отрабатывая не только один узкий прием, но и нарабатывая схемы движения связок, контролируя работу лидера по организации страховочной цепи, а его напарника — по организации страховки и Самостраховки, и, конечно, действия последнего при срыве партнера. Характерная особенность: «срыв» партнера тренер может запланировать в любой точке маршрута, тем самым создавая для страхующего ситуацию постоянной готовности к активным действиям. На таком стенде можно создавать условия для контроля взаимодействия связок практически в любых (кроме погодных) экстремальных условиях.

Основная задача обучения альпинистов на страховочном стенде — приобретение понятий и практических навыков в приемах динамической страховки, понимания зависимости величины протравливания веревки от надежности отдельных звеньев страховочной цепи и, конечно, от силы рывка при падении груза.

Практическим занятиям должна предшествовать беседа, в ходе которой даются сведения о принципах динамической страховки, особенностях взаимодействия партнеров по связке и между связками на маршруте восхождения. Приводятся понятия о факторе рывка, надежности забиваемых скальных крючьев и других элементах страховочной цепи, работе связочной веревки. Для этой цели можно пользоваться таблицами, приведенными на рис. 30, 31 и заранее выполненными в виде планшетов удобных размеров для демонстрации большой аудитории.

Подробному рассмотрению подлежит коэффициент падения (фактор рывка). Прежде всего должны быть разобраны ситуации его изменения в зависимости от условий страховки. Так, для обеспечения страховки лидера, вышедшего по отвесу на 5 м над последним крюком (в случае его срыва), надо протравливать 2— 2,5 м веревки. Усилие торможения на сорвавшегося в этом случае равняется 200—380 кг, а нагрузка на страхующего — в диапазоне 60—150 кг. Такие условия могут быть соблюдены, если между падающим лидером и страхующим находятся 2 промежуточных крюка, а веревка не имеет трения о скальную поверхность. Усилив на верхнем крюке здесь будет в пределах 300—600 кг. Но если в подобной ситуации протравливание свести всего до 0,5—1 м веревки, то усилие вырыва на верхнем крюке возрастает до 1000—1600 кг. А если торможение веревкой сократить до 30—

40 см, то на верхнем крюке возникнут нагрузки 1600—2000 кг. И в том и в другом случае создастся ситуация гарантированного вырына крюка. Напомним, что веревки, не отвечающие требованиям УИАА, выдерживают усилие рывка в пределах 1340—1600кг.

В процессе практических занятий в первую очередь обращают внимание на качество организации пункта страховки, расположение крючьев, линии самостраховки (последняя может быть разнесена на два, а то и на три «уса»). Положение корпуса к направлению основного рывка, выбор приема страховки, величина протравливания веревки — все в данном случае имеет совершенно конкретное значение. Особенно внимательно надо отнестись к возможности непреднамеренного создания условий глухого рывка при жесткой страховке. Он возникает, когда страхующий, стараясь обезопасить себя от последствий нагрузки при падении груза, техническими средствами страховки или созданием дополнительных точек запутывает страховочную веревку и полностью исключает ее протравливание.

Чтобы знать пределы действий, необходимо их контролировать. Объективным и наглядным критерием оценки качества страховки будет показание динамометра, закрепляемого каждый раз в той точке страховочной цепи, которая должна разрушиться или показать надежность при больших нагрузках. При отсутствии динамометра надлежащей маркировкой (по 1 м) страховочной веревки можно установить достаточно точное соответствие величины протравливания расчетной силе от падения груза. При этом допустимая величина торможения должна быть в пределах 0,25—
0,5 пути свободного падения груза (см. рис. 35).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..