Суммируя приведенные

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

ВЗАИМНАЯ СТРАХОВКА — ОСНОВНАЯ ФОРМА БЕЗОПАСНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АЛЬПИНИСТОВ

 

 

Суммируя приведенные условия работы отдельных звеньев страховочной цепи, можно вывести некоторые общие правила, выполнение которых обязательно для обоих партнеров по связке: нижняя страховка должна быть только динамической; максимальное усилие на верхний крюк, на котором происходит удержание сорвавшегося, не должно превышать 400—450 кг;

выход лидера связки выше чем на 2,5—3 м над последней точкой закрепления веревки в страховочной цепи небезопасен для него и может в случае срыва лидера привести к разрушению этой точки (например, вырыву крюка);

страховочная цепь должна обеспечивать возможность маневренной работы с веревкой;

прочность точек закрепления должна оцениваться применительно к величине и направлению возможных нагрузок при срыве;

организуя пункт страховки, необходимо предусматривать возможность оперативных действий страхующего после успешного задержания сорвавшегося;

придя на точку, откуда будет организована страховка партнеру по связке, лидер в первую очередь организует надежную само-страховку;

до смены лидера и начала других манипуляций внутри связки оба партнера должны находиться на независимых петлях само-страховки;

сменившийся лидер связки может начинать движение только после четкой команды напарника «Страховка готова!».
 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что в альпинизме до сих пор не найден способ стабилизации динамической страховки и управления процессом торможения. Настойчивые поиски ведутся и у нас в стране и за рубежом. В качестве примеров можно привести ставшие популярными шайбу Штихта и восьмерку, а также приспособление ленинградца Б. Л. Кашевника. Эти и многие другие приспособления — несомненный шаг вперед в совершенствовании системы взаимной страховки. Однако все они имеют пока серьезный недостаток: регулирование усилия торможения в процессе удержания партнера осуществляется страхующими по-прежнему вручную.

Наиболее перспективным направлением поиска стала разработка амортизаторов для гашения импульсных нагрузок. Первые образцы такого амортизатора, изготовленные НИИТГП, отличаются простотой и технологичностью. Он сделан из тканей лепт объемного строения. Принцип его работы основан на множественной пластической деформации с последовательным разрушением одного или нескольких слоев ленты в виде тканых петель. Строение лент и конструкция амортизаторов позволяют широко программировать порог их срабатывания в зависимости от условий применения. К сожалению, подобные амортизаторы изготавливаются пока одного типа, с пороговой нагрузкой срабатывания 360—400 кг, что не обеспечивает высокой надежности для скальных крючьев. Например, на верхний крюк, на котором будет происходить удержание с применением амортизатора, придется до 600 кг нагрузки. Тем самым заранее будет задана задача движения лидера с 50— 60%-ной возможностью вырыва крюка в случае его падения. При дальнейшем усовершенствовании амортизатора подобного типа это усилие должно быть снижено до 250—300 кг.

Еще один существенный недостаток указанной конструкции амортизатора — он одноразового пользования и после срабатывания не поддается реставрации. Кроме того, в силу очень высокого порога срабатывания он не может быть применен для обеспечения безопасности при движении по самым ненадежным поверхностям горного рельефа—снежно-фирновым и некрутым ледовым склонам. Здесь порог срабатывания амортизатора должен находиться между 60—70 кг.

На таких склонах основным средством страховки служит ледоруб, который в общей страховочной цепи является самым слабым звеном — с усилием вырыва не более 120—150 кг. А это значит, что с учетом деления нагрузки на древке ледоруба усилие рывка со стороны сорвавшегося не должно превышать 60—75 кг. Вот откуда появляется требование к такому начальному порогу срабатывания амортизатора.

Для реализации этого условия заслуживает внимания амортизатор «косичка», так сказать, подручного изготовления, применяемый на всех этапах обучения альпинистов.

Амортизатор «косичка» предложен мастером спорта В. Д. Саратовкиным из Новосибирска. Принцип его работы основан на тех же началах, что и упоминавшегося амортизатора НИИТГП. Он может быть сделан из отдельного куска основной веревки (и даже полуверевки) длиной 5 м или завязан на концах связочной веревки перед каждым партнером по связке. Петли амортизатора вяжутся последовательно, наподобие бесконечной вязки узла «булинь» (рис. 50). Каждое переплетение петель связывается медицинским бинтом шириной 5 см или капроновым шнурком с усилием разрыва 10 кг. Работает «косичка» за счет поочередного разрыва связывающих колец. Петли, потеряв связывающую их основу, поочередно распускаются, высвобождая за один цикл до 20 см веревки. Кинетическая энергия падающего тела рассеивается за счет последовательного натяжения шнуров перед их разрывом: трения петель веревки друг о друга и о шнуры, внутреннего трения веревки, беседки и тела альпиниста.
 

 

 

Рис 50 Простейший амортизатор системы В Д Саратовкина — «косичка»
а—первый шаг вязки петель, б—последующий по рядок вязки, в — общий вид, г — фиксирующие узелки, д — переноска амортизатора в чехле под обвязкой

 


Эффективное использование всех трех механизмов рассеивания энергии предопределяет повышенную надежность «косички» в сравнении с другими системами. Недостаток ее — определенная

«громоздкость», но, если вязать «косичку» из мягкой веревки, ее размеры существенно уменьшатся и она будет более компактной.

Такого рода амортизатор легко и быстро изготавливается и, главное, реставрируется. За одно практическое заиятие по страховке на снегу он может выдержать подряд 3 рывка, после чего за 15—20 минут полностью восстанавливается. Для этого нужны запас бинта, капронового шнурка и небольшой складной нож. Причем при переходе, допустим, со скальной части маршрута на снежный склон, который из-за своего состояния не дает гарантий организации надежной страховки, можно, сделав кратковременную остановку и связав на самой страховочной веревке амортизатор, смело двигаться вперед. Надежность страховки при возможном срыве практически стопроцентная.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..