ПРЫЖКОВАЯ
ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ
Упражнения для совершенствования
приземления
(см. рис. 29)
1. Раскачивание на кольцах (10). На каче назад подтянуть колени
к груди, на каче вперед выпрямить ноги перед собой и перенести
их через препятствие.
2. Раскачивание на перекладине. На каче вперед быстро подтянуть
колени к кистям рук, затем выпрямить ноги и сделать свободный
кач назад (11).
3. Прыжки вверх на месте с подъёмом прямых ног перед собой (12).
4. Выбрасывание ног. Из упора в нижние перекладины барьеров,
согнув ноги около ямы с песком, быстро выпрямить ноги перед
собой вперед, стараясь коснуться пятками песка как можно дальше
(13).
5. Прыжок в длину с разбега (6—12 беговых шагов) с доставанием
рукой, разноименной толчковой ноге, мяча на высоте 2,6—3 м (14).
Место толчка в 2,5—3 м от проекции мяча. В полете ноги выполняют
беговые движения 2,5 шага, причем внимание лучше акцентировать
на движении рук.
При выполнении специальных упражнений необходимо:
следить за рисунком, амплитудой, свободой, последовательностью и
естественностью движений; создавать двигательный образ прыжка;
управлять динамикой: скоростью, величиной и направлением усилий,
а также ритмом выполнения упражнений при постоянном
учете взаимосвязи формы и содержания движений; объяснять
механизмы и связи движений;
развивать функции двигательных и зрительных анализаторов
спортсмена, четко формулируя задачи перед началом упражнения,
намечая ориентиры, спрашивая спортсмена об ощущениях, сравнивая
лучшие, средние и худшие попытки. Решающее значение при этом
имеют самоанализ и отчет спортсмена о выполнении, подкрепленный
объективными данными (время, расстояние, вектор усилий,
видеозапись, оценка тренера);
продумывать детали при совершенствовании элементов техники, а
при автоматизации движений обращать внимание на упражнение в
целом и общий ритм выполнения;
проделывать любое упражнение, в том числе прыжки в длину и
тройной: легко, свободно, с максимальным расслаблением; быстро в
Ж силы, не на результат, при полном контроле свободы в
движениях; в полную силу, эмоционально, с настройкой на
максимальный результат;
ставить различные задачи и двигательные установки, иногда
контрастные при выполнении разных попыток одного упражнения: на
дальность, на высоту, на ритм, на быстроту, на свободу и
амплитуду и т. д.; давать точную оценку выполнения задания, при
каждом повторении вносить коррективы и указывать пути
исправления ошибок;
совершенствовать технику при хорошем самочувствии, запоминать
выполнение лучших прыжков, общего ритма и акцентов.
Постоянное соблюдение этих рекомендаций поможет повысить
качество и эффективность системы совершенствования в прыжках.
Для установления определенной последовательности по принципу от
простого к сложному следует ориентироваться в тренировке на
число беговых шагов в разбеге. Не следует забывать, что по мере
увеличения длйны и скорости разбега выполнение отталкивания
осложняется. С полного разбега или увеличенного на 2—4 беговых
шага целесообразно прыгать только при большом желании и отличном
самочувствии. При появлении значительных ошибок в отталкивании
лучше упрощать условия, сокращать длину разбега, давать
специальные упражнения для исправления недостатков. При успешном
освоении техники не следует останавливаться на прыжках с одного
разбега, полезно увеличивать длину разбега, усложнять условия
прыжков.
Следует обращать внимание на длину и темп шагов, общую свободу и
упругость бега на. последних шагах, чувство контакта с дорожкой
при разбеге, направление усилий и активность отталкивания,
амплитуду движений и равновесие в полете, выбрасывание ног и
длину прыжка. На тренировочном занятии полезно ставить
конкретные задачи перед выполнением прыжка.
Нужно интересоваться ощущениями занимающегося и давать
объективную и точно сформулированную словесную оценку выполнения
прыжка. При оценке качества выполнения сравнивать разные
попытки, напоминать о лучших из них, объяснять расхождение с
заданием и с лучшей попыткой, акцентировать при этом внимание на
запоминаний
мышечных ощущений. Этим тренер помогает спортсмену создать через
свои мышечные ощущения представление о правильной технике
прыжка.
Управление в тренировке невозможно без постоянной информации о
движениях.
При выборе путей дальнейшего совершенствования в технике
движений следует ориентироваться на соотношение основных
характеристик: скорость разбега перед отталкиванием, угол вылета
(при прыжках в длину) и соотношение фаз «скачок», «шаг»,
«прыжок» (в тройном прыжке).
Контроль за скоростью и ритмом разбега в тренировке
осуществляется по времени и средней скорости на последних шести
беговых шагах, по их длине и соотношению. Разница в длине
последних шести шагов — более 10 см, а в последних двух шагах
более 30—40 см (длина) и более 20 см (тройной) — свидетельствует
о недостатках в ритме разбега и снижении скорости бега при
подготовке к отталкиванию и прыжку. Об этом также
свидетельствуют отклонения в сумме последних шести шагов,
превышающие +15 см.
При контроле за углом вылета в условиях тренировки можно
ориентироваться на высоту прыжка. В прыжках в длину с резким
изменением направления движения в отталкивании, высоким полетом
и крутым приземлением угол вылета превышает 24°. Более подробные
данные о характеристиках прыжка можно получить после анализа
кинопленки или видеозаписи.
В тех случаях, когда угол вылета в лучших прыжках в
соревнованиях превышает 23°, наибольший эффект в дальнейшей
тренировке достигается при совершенствовании (преимущественно)
разбега и повышении скорости бега перед отталкиванием (первое
направление). Если же угол вылета прыгунов не достигает 20°,
целесообразно совершенствовать скоростно-силовую подготовку и
систему движений в отталкивании (второе направление).
В тройном прыжке соотношение длины «скачка», «шага», и «прыжка»
может служить неплохим ориентиром в определении путей
совершенствования, расстановке акцентов и преимущественных
направлений в подготовке прыгуна. Тем прыгунам тройным, которые
в соревнованиях в лучших прыжках достигают суммы «скачок»+ +
«шаг», равной 68% и более от общего результата, наибольший
эффект в дальнейшей подготовке даст первое направление, а тем,
которые достигают суммы «шаг» + «прыжок», равной 64% и более, —
второе направление.
Всеми остальными прыгунами в длину и тройным, показатели которых
находятся в пределах приведенных параметров, наибольший эффект в
тренировке будет достигнут за счет равномерного использования
всех рассматриваемых средств. Примерные соотношения их
приводятся в разделе планирования.
Достаточно объективными показателями уровня технической
подготовки и степени развития качеств двигательной деятельности
могут служить результаты контрольных упражнений, которые
проводятся регулярно в течение всего года. Они раскрывают
динамику технической и специальной физической подготовки, дают
возможность проверить эффективность тренировки.
В процессе тренировки можно контролировать техническую
подготовку по уровню и разнице в результатах прыжков с разных
раз-бегов (от 6 до 20 беговых шагов).
У мастеров спорта результаты в прыжках в длину с 8 беговых шагов
разбега на 100—120 см (80 см у женщин), с 12 беговых шагов на
50—70 см (40—50 см) и с 16 беговых шагов на 30—40 см (20—35 см)
ниже средних результатов, показанных в соревнованиях на данный
период времени, а у прыгунов тройным результат в тройном прыжке
с 10 беговых шагов ниже на 100—130 см. Каждому прыгуну
необходимо знать разницу в своих прыжках с разных разбегов.
Уровень скоростно-силовой подготовленности целесообразно
контролировать по результатам в беге на 30, 60, 100 м со старта,
в прыжках в высоту «перешагиванием», в упражнениях со штангой в
приседании или рывке, метании ядра.
В качестве основных контрольных упражнений с примерными
нормативными требованиями для мужчин (женщин), ориентируемых на
достижение результатов в прыжках в длину 7,5—7,75 м (6,10— 6,30
для женщин) и тройным 15,50—16,00 м, можно рекомендовать:
|
7,50—7,75 м |
6,10-6,30 м |
15,5—16,0 м |
Бег со
старта 30 м, сек. |
4,0-3,9 |
4,4—4,3 |
4,1-4,0 |
Бег со
старта 100 м, сек. |
' 11,0-10,8 |
12,2-12,0 |
11,2-11,0 |
Прыжок в
длину с 12 б. ш., м |
|
|
|
— с
толчковой ' |
7,00-7,20 |
5,60-5,90 |
6,60-6,90 |
— с маховой |
6,40-6,60 |
5,20-5,50 |
6,20-6,50 |
Тройной
прыжок с 6 б.ш., м |
13,0-14,0 |
11,5-12,0 |
13,5-14,0 |
|
(на
толчковой) |
(на
толчковой) |
|
— с 10 б. ш. |
— |
— |
14,5-15,0 |
Пятикратный
прыжок с 6 б.ш. на толч |
|
|
|
ковой, м |
20,5-21,5 |
' 17,0—1&,0 |
21,5-22,5 |
Десятикратный прыжок с 6 б.ш. на |
|
|
|
толчковой,м |
|
— |
40,0-41,5 |
(с учетом
времени, сек.) |
|
|
6,0-5,8 |
Прыжок в
высоту «перешагиванием», |
|
|
|
см |
170- 175 |
150—155 |
165-170 |
Приседание
на время 5 раз с весом |
|
|
|
100% от
собственного, сек. |
5,5-5,3 |
6,0-5,8 |
5,4-5,2 |
Дополнительными контрольными упражнениями
могут быть: бег
со старта на 150—200 м, бег с ходу на 20—100 м, выпрыгивание
(учитывать высоту) с отягощением 60 кг (40 кг женщины),
приседание с отягощением до максимального, рывок штанги до
максимального, бросок ядра назад через голову и подъем ног на
гимнастической стенке 10 раз (6 раз) на время.
Для наглядного представления о динамике развития необходимых
прыгуну качеств целесообразно систематически раз в неделю
проводить 2—3 контрольных упражнения с регистрацией результатов.
Следует использовать соревновательный метод проведения
контрольных упражнений в своей группе или между группами разных
тренеров.
|