Упражнения для совершенствования приземления

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике  

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

 

ПРЫЖКОВАЯ ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ

 

 

Упражнения для совершенствования приземления

 

 (см. рис. 29)

1. Раскачивание на кольцах (10). На каче назад подтянуть колени к груди, на каче вперед выпрямить ноги перед собой и перенести их через препятствие.

2. Раскачивание на перекладине. На каче вперед быстро подтянуть колени к кистям рук, затем выпрямить ноги и сделать свободный кач назад (11).

3. Прыжки вверх на месте с подъёмом прямых ног перед собой (12).

4. Выбрасывание ног. Из упора в нижние перекладины барьеров, согнув ноги около ямы с песком, быстро выпрямить ноги перед собой вперед, стараясь коснуться пятками песка как можно дальше (13).

5. Прыжок в длину с разбега (6—12 беговых шагов) с доставанием рукой, разноименной толчковой ноге, мяча на высоте 2,6—3 м (14). Место толчка в 2,5—3 м от проекции мяча. В полете ноги выполняют беговые движения 2,5 шага, причем внимание лучше акцентировать на движении рук.

При выполнении специальных упражнений необходимо:

следить за рисунком, амплитудой, свободой, последовательностью и естественностью движений; создавать двигательный образ прыжка;

управлять динамикой: скоростью, величиной и направлением усилий, а также ритмом выполнения упражнений при постоянном
учете взаимосвязи формы и содержания движений; объяснять механизмы и связи движений;

развивать функции двигательных и зрительных анализаторов спортсмена, четко формулируя задачи перед началом упражнения, намечая ориентиры, спрашивая спортсмена об ощущениях, сравнивая лучшие, средние и худшие попытки. Решающее значение при этом имеют самоанализ и отчет спортсмена о выполнении, подкрепленный объективными данными (время, расстояние, вектор усилий, видеозапись, оценка тренера);

продумывать детали при совершенствовании элементов техники, а при автоматизации движений обращать внимание на упражнение в целом и общий ритм выполнения;

проделывать любое упражнение, в том числе прыжки в длину и тройной: легко, свободно, с максимальным расслаблением; быстро в Ж силы, не на результат, при полном контроле свободы в движениях; в полную силу, эмоционально, с настройкой на максимальный результат;

ставить различные задачи и двигательные установки, иногда контрастные при выполнении разных попыток одного упражнения: на дальность, на высоту, на ритм, на быстроту, на свободу и амплитуду и т. д.; давать точную оценку выполнения задания, при каждом повторении вносить коррективы и указывать пути исправления ошибок;

совершенствовать технику при хорошем самочувствии, запоминать выполнение лучших прыжков, общего ритма и акцентов.

Постоянное соблюдение этих рекомендаций поможет повысить качество и эффективность системы совершенствования в прыжках.

Для установления определенной последовательности по принципу от простого к сложному следует ориентироваться в тренировке на число беговых шагов в разбеге. Не следует забывать, что по мере увеличения длйны и скорости разбега выполнение отталкивания осложняется. С полного разбега или увеличенного на 2—4 беговых шага целесообразно прыгать только при большом желании и отличном самочувствии. При появлении значительных ошибок в отталкивании лучше упрощать условия, сокращать длину разбега, давать специальные упражнения для исправления недостатков. При успешном освоении техники не следует останавливаться на прыжках с одного разбега, полезно увеличивать длину разбега, усложнять условия прыжков.

Следует обращать внимание на длину и темп шагов, общую свободу и упругость бега на. последних шагах, чувство контакта с дорожкой при разбеге, направление усилий и активность отталкивания, амплитуду движений и равновесие в полете, выбрасывание ног и длину прыжка. На тренировочном занятии полезно ставить конкретные задачи перед выполнением прыжка.

Нужно интересоваться ощущениями занимающегося и давать объективную и точно сформулированную словесную оценку выполнения прыжка. При оценке качества выполнения сравнивать разные попытки, напоминать о лучших из них, объяснять расхождение с заданием и с лучшей попыткой, акцентировать при этом внимание на запоминаний
мышечных ощущений. Этим тренер помогает спортсмену создать через свои мышечные ощущения представление о правильной технике прыжка.

Управление в тренировке невозможно без постоянной информации о движениях.

При выборе путей дальнейшего совершенствования в технике движений следует ориентироваться на соотношение основных характеристик: скорость разбега перед отталкиванием, угол вылета (при прыжках в длину) и соотношение фаз «скачок», «шаг», «прыжок» (в тройном прыжке).

Контроль за скоростью и ритмом разбега в тренировке осуществляется по времени и средней скорости на последних шести беговых шагах, по их длине и соотношению. Разница в длине последних шести шагов — более 10 см, а в последних двух шагах более 30—40 см (длина) и более 20 см (тройной) — свидетельствует о недостатках в ритме разбега и снижении скорости бега при подготовке к отталкиванию и прыжку. Об этом также свидетельствуют отклонения в сумме последних шести шагов, превышающие +15 см.

При контроле за углом вылета в условиях тренировки можно ориентироваться на высоту прыжка. В прыжках в длину с резким изменением направления движения в отталкивании, высоким полетом и крутым приземлением угол вылета превышает 24°. Более подробные данные о характеристиках прыжка можно получить после анализа кинопленки или видеозаписи.

В тех случаях, когда угол вылета в лучших прыжках в соревнованиях превышает 23°, наибольший эффект в дальнейшей тренировке достигается при совершенствовании (преимущественно) разбега и повышении скорости бега перед отталкиванием (первое направление). Если же угол вылета прыгунов не достигает 20°, целесообразно совершенствовать скоростно-силовую подготовку и систему движений в отталкивании (второе направление).

В тройном прыжке соотношение длины «скачка», «шага», и «прыжка» может служить неплохим ориентиром в определении путей совершенствования, расстановке акцентов и преимущественных направлений в подготовке прыгуна. Тем прыгунам тройным, которые в соревнованиях в лучших прыжках достигают суммы «скачок»+ + «шаг», равной 68% и более от общего результата, наибольший эффект в дальнейшей подготовке даст первое направление, а тем, которые достигают суммы «шаг» + «прыжок», равной 64% и более, — второе направление.

Всеми остальными прыгунами в длину и тройным, показатели которых находятся в пределах приведенных параметров, наибольший эффект в тренировке будет достигнут за счет равномерного использования всех рассматриваемых средств. Примерные соотношения их приводятся в разделе планирования.

Достаточно объективными показателями уровня технической подготовки и степени развития качеств двигательной деятельности могут служить результаты контрольных упражнений, которые проводятся регулярно в течение всего года. Они раскрывают динамику технической и специальной физической подготовки, дают возможность проверить эффективность тренировки.

В процессе тренировки можно контролировать техническую подготовку по уровню и разнице в результатах прыжков с разных раз-бегов (от 6 до 20 беговых шагов).

У мастеров спорта результаты в прыжках в длину с 8 беговых шагов разбега на 100—120 см (80 см у женщин), с 12 беговых шагов на 50—70 см (40—50 см) и с 16 беговых шагов на 30—40 см (20—35 см) ниже средних результатов, показанных в соревнованиях на данный период времени, а у прыгунов тройным результат в тройном прыжке с 10 беговых шагов ниже на 100—130 см. Каждому прыгуну необходимо знать разницу в своих прыжках с разных разбегов.

Уровень скоростно-силовой подготовленности целесообразно контролировать по результатам в беге на 30, 60, 100 м со старта, в прыжках в высоту «перешагиванием», в упражнениях со штангой в приседании или рывке, метании ядра.

В качестве основных контрольных упражнений с примерными нормативными требованиями для мужчин (женщин), ориентируемых на достижение результатов в прыжках в длину 7,5—7,75 м (6,10— 6,30 для женщин) и тройным 15,50—16,00 м, можно рекомендовать:
 

 

7,50—7,75 м

6,10-6,30 м

15,5—16,0 м

Бег со старта 30 м, сек.

4,0-3,9

4,4—4,3

4,1-4,0

Бег со старта 100 м, сек.

' 11,0-10,8

12,2-12,0

11,2-11,0

Прыжок в длину с 12 б. ш., м

 

 

 

— с толчковой '

7,00-7,20

5,60-5,90

6,60-6,90

— с маховой

6,40-6,60

5,20-5,50

6,20-6,50

Тройной прыжок с 6 б.ш., м

13,0-14,0

11,5-12,0

13,5-14,0

 

(на толчковой)

(на толчковой)

 

— с 10 б. ш.

14,5-15,0

Пятикратный прыжок с 6 б.ш. на толч­

 

 

 

ковой, м

20,5-21,5

' 17,0—1&,0

21,5-22,5

Десятикратный прыжок с 6 б.ш. на

 

 

 

толчковой,м

 

40,0-41,5

(с учетом времени, сек.)

 

 

6,0-5,8

Прыжок в высоту «перешагиванием»,

 

 

 

см

170- 175

150—155

165-170

Приседание на время 5 раз с весом

 

 

 

100% от собственного, сек.

5,5-5,3

6,0-5,8

5,4-5,2

 

 

Дополнительными контрольными упражнениями могут быть: бег

со старта на 150—200 м, бег с ходу на 20—100 м, выпрыгивание (учитывать высоту) с отягощением 60 кг (40 кг женщины), приседание с отягощением до максимального, рывок штанги до максимального, бросок ядра назад через голову и подъем ног на гимнастической стенке 10 раз (6 раз) на время.

Для наглядного представления о динамике развития необходимых прыгуну качеств целесообразно систематически раз в неделю проводить 2—3 контрольных упражнения с регистрацией результатов. Следует использовать соревновательный метод проведения контрольных упражнений в своей группе или между группами разных тренеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..