(рис. 34, а) предназначен для затаривания
снятых с дерева семечковых плодов, транспортирования и хранения их до
реализации. Захват и подъем контейнера может осуществляться как за
грузозахватные скобы, расположенные
по углам, так и с помощью вилочных погрузчиков,
вилы которых входят в отверстия поддона контейнера.
Контейнер представляет собой комбинированный деревянно-металлический
ящичный поддон с решетчатыми стенками и дном, изготовленными в виде
деревянных щитов, прикрепленных к металлическому каркасу скобами.
Металлический каркас выполнен разъемным по диагонали (рис. 34, б) на две
одинаковые, шарнирно соединенные по дну половины. Фиксация половин в
верхней части контейнера, в зоне разъема осуществляется замками.
Такая конструкция позволяет порожние контейнеры вкладывать друг в друга,
а наполненные плодами уста навливать друг на друга.
При штабелировании наполненной тары грузозахватные скобы предотвращают
сползание и опрокидывание верхних контейнеров относительно нижних.
Разъемность контейнеров позволяет на одном автомобиле ЗИЛ-130 перевозить
88 контейнеров.
Объем контейнера 0,52 м3, в него помещается 270—
350 кг плодов; полезная внутренняя высота 620, длина 1148, ширина 725
мм; наружные габаритные размеры— длина 1200, ширина 885, высота 880 мм;
общая масса 50—53 кг.
В ряде стран, в том числе и в СССР, разработаны новые технологии ручного
съема плодов и предложены соответствующие комплексы машин,
обеспечивающие поточность процессов уборки и вывозки урожая из сада.
Так, специалистами ВНИИСа им. И. В. Мичурина, предложена поточная
технология для ручного съема плодов, идущих на длительное хранение [И].
Комплекс машин, необходимый для осуществления поточной технологии,
состоит из низкогабаритных саморазгружающихся уборочно-транспортных
прицепов, разработанных на базе прицепов ГГГ-3,5, и многоместных высоких
платформ с выдвижными площадками (рис. 35).
Рис. 35. Технологическая схема вывозки собранных
плодов из сада с помощью уборочно-транспортных средств
Плоды снимают поярусно: с нижнего яруса кроны — с
применением уборочно-транспортных прицепов, со среднего и верхнего — с
помощью высокой платформы. В бригаду сборщиков входит 20—30 человек.
Сборщики внизу собирают плоды в плодосборные сумки или в ведра и
высыпают их во все восемь контейнеров, находящихся на прицепе. Уборку
ведут с двух рядов или с двух полурядов. По мере передвижения сборщиков
тракторист периодически подтягивает к ним прицеп с контейнерами. При
заполнении всех контейнеров тракторист вывозит прицеп на межквартальную
дорогу, отцепляет его и прицепляет резервный прицеп с пустыми
контейнерами. Если расстояние от сада до места разгрузки не превышает 3
км, смену прицепов не производят.
Разгрузка прицепа осуществляется за 1 мин путем подъема гидравлической
системой трактора передней части прицепа, в результате чего контейнеры
скатываются по роликовой дорожкё.
С верхних ярусов деревьев плоды снимают в последнюю очередь, при этом
используют платформу, на которой находятся 8—10 сборщиков и несколько
контейнеров. Заполненные плодами контейнеры разгружают на межклеточной
дороге.
Применение такой технологии уборки, по данным авторов, повышает
производительность труда в 1,5—2 раза по сравнению с общепринятой
уборкой с помощью лестниц и подставок. Предлагаемая технология и
комплекс машин повышает выход стандартной продукции на 5—10%г что дает
дополнительную прибыль 10—20 руб. на 1 т яблок.
Использование машин по предложению ВНИИС им. И. В. Мичурина обеспечивает
увеличение производительно-сти сборщиков за счет лучшей организации
труда, более высокого темпа работы, минимальных переходов сборщиков до
места опорожнения плодосборных сумок или ведер; за счет лучшего
использования техники, так как отпадают операции по завозу тары по
бригадам, расстановке ее в междурядьях сада, погрузке на транспортные
средства, ликвидируются холостые ездки из сада в бригаду при вывозке
тары. Вместе с тем уменьшаются расходы на ремонт тары, так как в сад ее
завозят только в необходимых количествах и не разгружают, тем самым
устраняются причины ее поломок.