Химических состав растений, содержание сухого вещества, воды, углеводов, белков, жиров в растениях

 

  Главная      Учебники - Сельское хозяйство     Агрохимия. Ответы на вопросы

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

7.

Химических состав растений, содержание сухого вещества, воды, углеводов, белков, жиров в растениях

 

            Химический состав растений - комплекс веществ от минеральных солей до высокомолекулярных органических соединений в растительном организме.

            Вегетативные органы и сочные плоды большинства растений содержат 80-95 % воды и только 5-20% сухого вещества. В семенах в процессе созревания количество воды уменьшается, а содержание сухого вещества повышается до 85-90% от общ. веса.

            Сухое вещество состоит из углерода (45%), кислорода (42%), водорода (6,5%) и азота (1,5%). Остальные (5%) приходится на т. н. зольные элементы (зола). Среди них различают: макроэлементы, содержание которых выражается величинами от десятков процентов до сотых долей процента; микроэлементы - от тысячных до стотысячных долей процента; ультрамикроэлементы - миллионные доли процента и менее.

            Почти 90% сухой массы растений составляют углеводы, входящие в состав цитоплазмы клеток (сахара, крахмал, инулин), является осн. частью клеточной оболочки (целлюлоза, гемицеллюлозы), образуют межклеточные пластинки (пектиновые вещества). Ради углеводов выращивают многие культуры (например, картофель, в растениеводстве свекла, злаки). Важную высокоэнергетическую группу органических соединений в растениях составляют жиры (масла) и липоиды.

 

8. Влияние условий на поступление питательных веществ в растения. Состав и концентрация солей почвенного раствора, реакция среды, физиологическая реакция удобрений.

 

            Поглощение питательных веществ растениями зависит от биологической особенности культуры, свойств почвы, прежде всего с содержанием органического вещества и минералогического состава, гранулометрического состава, температуры, влажность, аэрации и концентрации почвенного раствора, освещения и т.д.

            Почвенный раствор — жидкая фаза почвы вместе с растворенными в ней веществами. Минеральные соединения в почвенном растворе представлены преимущественно катионами Н+, К+, Na+, NH4+, Са2+, Mg2+, Fe2+, Fe2+ и Al3+ и анионами НСO3, СО3, NO3, Н2РО4. К органическим веществам почвенного раствора относятся гумусовые кислоты и их соли, органические кислоты, аминокислоты, сахара и спирты.

            Реакцию почвенного раствора принято характеризовать величиной рН, представляющей отрицательный логарифм концентрации водородных ионов. Если рН = 7, то реакция почвенного раствора нейтральная. Величина рН7 означает кислотность раствора, а рН >7 - щелочность.

 

Вопрос 9. Критический период и период максимального потребления в питании растений и их значение для разработки способов и сроков внесения удобрений.

Критический период — это такой период в жизни растений, когда недостаток или избыток элементов питания приводит к необратимым физиолого-биохимическим и морфологическим изменениям.

Наиболее высокие требования к обеспеченности элементами питания растения предъявляют на ранних этапах развития. В этот период даже небольшой дефицит элементов питания в почве может лимитировать процессы роста и развития растений из-за слабого потребления элементов питания неразвитой корневой системой. У всех сельскохозяйственных культур содержание элементов питания максимально на ранних стадиях развития и по мере созревания постепенно снижается в 2-4 раза.

Применением удобрений возможно лишь в ограниченном диапазоне. Это касается, прежде всего, содержания фосфора и калия. Их содержание в зерне (семенах) довольно стабильно. Увеличение содержание азота в зерне при улучшении азотного питания растений обусловлено не только количеством белка, но и повышенным содержанием в нем амидов — аспарагина и глутамина, инактивирующих избыточный азот.

Вопрос 10. Химическая поглотительная способность почв и её значение для взаимодействия почвы с фосфорными удобрениями.

Химическая поглотительная способность связана с образованием нерастворимых и труднорастворимых в воде соединений в результате химических реакций между отдельными растворимыми солями в почве (ионами в почвенном растворе).

Особую роль химическое поглощение играет в превращении фосфора в почве. При внесении водорастворимых фосфорных удобрений — суперфосфата, содержащего фосфор в виде монокальцийфосфата Са(H2PO4)2, аммофоса NH4H2PO4 и др.- в почвах происходит интенсивное химическое связывание фосфора.

Химическое поглощение (фиксация) фосфора обусловливает слабую подвижность его в почве и снижает доступность растениям этого элемента из внесенных в почву легкорастворимых форм удобрений. По способности к фиксации фосфора почвы располагаются в следующем порядке: красноземы далее дерново-подзолистые почвы далее сероземы далее черноземы.

Вопрос 11. Влияние условий (температуры, влажности, аэрации, освещенности) на поглощение элементов питания.

Поглощение растениями питательных веществ в большой степени зависит от свойств почвы — реакции и концентрации почвенного раствора, температуры, аэрации, влажности, содержания в почве доступных форм питательных веществ, продолжительности и интенсивности освещения и других условий внешней среды. Поступление питательных веществ в растение заметно снижается при плохой аэрации почвы, низкой температуре, избытке или резком недостатке влаги в почве. Особенно сильное влияние на поступление питательных веществ оказывают реакция почвенного раствора, концентрация и соотношение солей в нем. При избыточной концентрации солей в почвенном растворе (например, в засоленных почвах) поглощение растениями воды и питательных веществ резко замедляется.

Вопрос 12. Понятие о потенциальном плодородии почв. Роль удобрений в повышении эффективности плодородия почвы.

Плодоро­дие - способность обеспечить растения земными факторами жизни в оптимальных количествах. Оно тем выше, чем выше сте­пень окультуренности пахотного слоя почвы.3вида окультуренности

Природное, или естественное (потенциальное), плодородие возникает и развивается под влиянием естественных процессов, без воздействия человека на почву. Искусственное плодородие создается трудом человека в процес­се использования земли как главного средства сельскохозяйствен­ного производства. Эффективное (экономическое) плодородие представляет собой суммарное выражение естественного и искусственного плодородия почвы и тесно связано с развитием социально-экономических отно­шений общества. 3 метода повышения плодородия

Биологический метод включает приемы, направленные на обо­гащение почвы гумусом и биологическим азотом. Это — посев многолетних трав (бобовых и травосмесей со злаковыми и бобо­выми), сидератов, правильный подбор и соотношение сельскохо­зяйственных культур в севообороте.

Химический метод направлен на увеличение содержания в поч­ве элементов питания, доступных для растений, путем внесения минеральных удобрений, а также на улучшение химических свойств почвы, связанных с неблагоприятной реакцией (извест­кование, гипсование почв).

Физические методы включают физико-механические приемы — обработку почвы, создание агрономически ценной структуры в пахотном слое, регулирование водного, воздушного и теплового режимов, в том числе и мелиорацию (осушение, орошение).

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..