СНИЖЕНИЕ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ КЛУБНЕЙ
КАРТОФЕЛЯ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
Определенный процент поврежденных клубней неизбежен. Интенсивное
внедрение методов уборки и транспортировки картофеля,
ориентированных на сокращение доли ручного труда, резко повышает
этот процент.
Из расчетов видно, что 20 % всего картофеля получает
механические повреждения непосредственно в ходе уборки и
транспортировки, а затем еще 10 % повреждений проявляются уже в
хранилище в виде посинения или почернения клубней. Названные
цифры могут колебаться в зависимости от погодных условий. У
некоторых фермеров потери значительно больше, однако есть и
такие фермеры, у которых так организованы уборка и хранение, что
процент механических повреждений и заболеваний клубней гораздо
ниже среднего по стране, причем дело не только в разновидности
почвы или в составе оборудования: контрастные Цифры потерь
демонстрируют хозяйства, эквивалентные по упомянутым показателям
(табл. 12).
ТАБЛИЦА 13. Тип комбайна и уровень
повреждаемости клубней
Средний
уровень |
Внутренние
повреждения,
% |
Сильные
механические повреждения, % |
Общие
повреждения мякоти, % |
Индекс
повреж
дений |
По стране |
12,8 |
8,7 |
23,3 |
137 |
Для
комбайнов с руч |
14,8 |
9,3 |
24,5 |
145 |
ной
переборкой |
|
|
|
|
Для
автоматических |
14,4 |
8,0 |
21,4 |
122 |
комбайнов |
|
|
|
|
Ясно, что высокий процент потерь часто
определяйся организационно-управленческими факторами. В
некоторых случаях причину повреждений определить легко, и тогда
потери можно существенно снизить с помощью простой регулировки
комбайна или
путем несложной реорганизации уборочной или
транспортной системы.
Почвенные условия. Из исследований и отчетов известно, что
почвенные условия также сильно влияют на уровень повреждаемости
убираемой культуры. На сухих легких почвах заметно увеличивается
количество поверхностных повреждений (до 20%) и повреждений
мякоти клубней (до 30 %), в то время как на торфяных и глинистых
почвах — только две трети от названных значений. Несомненно, это
результат потери почвенной «подушки» на основном элеваторе при
уборке в сухую погоду.
ТАБЛИЦА 13. Камни и их влияние на
повреждаемость кпубней, %
Камни |
Ушибы |
Сильные
механические повреждения |
Общие
повреждения мякоти |
Много,
правильной формы |
17,3 |
11,0 |
28,0 |
Много,
неправильной формы |
13,7 |
12,7 |
31,6 |
Незначительное количество |
13,1 |
7,5 |
20,4 |
Процентное содержание камней в почве — следующий фактор,
влияющий на уровень повреждаемости (табл. 13). Так как камни
неправильной формы причиняют клубням особо сильные повреждения,
имеет значение и тип камней, характерный для зоны уборки. Именно
в таких случаях особую роль играют методы борьбы с камнями, с
помощью которых удается резко сократить процент повреждений и
одновременно повысить производительность уборки на 25 %, если
допустимо использование автоматических
комбайнов.
Типы повреждений и причины, их вызывающие, обобщаются в табл.
14.
ТАБЛИЦА 14. Типы повреждений и причины, их вызвавшие
Подготовка комбайна. Комбайн должен быть в
хорошем механическом состоянии, все резиновые покрытия и
предохранительные материалы не должны иметь повреждений. На
рынок поступил упругий пенопласт (пластазот), обладающий
хорошими водоотталкивающими и защитными свойствами. Этот
материал можно наклеивать на плоские твердые поверхности машины,
с которыми контактируют клубни. Все узлы, перемещающиеся при
движении комбайна, должны тщательно проверяться, так же как и
ведущие звездочки элеваторов, зубья которых могут повредить
клубни.
Гребни. Повреждения, с наибольшей вероятностью возникающие в
этой точке, — раскалывание или расплющивание клубней, вызываемые
боковым давлением на гребень. Уровень повреждений здесь может
достигать 10 %, и причины этого следующие:
— главной причиной часто оказывается малая ширина ряда. Следует
помнить, что она должна быть около 90 см;
— несогласованность ширины шины с шириной борозды. Это относится
не только к фазе уборки, но и к любой предшествовавшей операции
например к обработке ботвы химическими препаратами. Комбайны с
боковым размещением приемной части в этом
смысле имеют преимущества. Там, где получение необходимого
тягового усилия при работе с большими комбайнами составляет
проблему, следует применять машины с четырьмя ведущими колесами
с более узкими шинами или специальные двухколесные тандемы.
Самоходные комбайны имеют большие ведущие колеса, движущиеся вне
рядов картофеля;
— несоосность. Комбайны очень часто бывают несоосны с трактором,
и колеса, движущиеся по борозде, оказывают давление на гребень;
— недостаточные пространства в конце гонов, не позволяющие
производить нормальные развороты. В этих случаях целесообразно
использовать комбайны с управляемыми колесами и самоходные
комбайны.
Лемех. Повреждения клубней лемехом встречаются из-за
недостаточного заглубления его в почву чаще всего. Главной
причиной этого является неравномерность размещения клубней по
глубине, и, если регулировка заглубления при посадке была
неэффективной, опасность среза остается даже при самой
поверхностной обработке. Выходом из положения может послужить
автоматический контроль заглубления или, если позволяет почва, —
копирующие катки.
Причиной среза клубней на краях гребня часто является
неправильная регулировка дисков (у дисковых копачей). Испытания
показали, что этот тип лемеха не требует большого тягового
усилия и что при правильной регулировке риск среза уменьшается.
Основной элеватор. Это зона наибольшего числа повреждений, для
предупреждения которых, однако, можно многое сделать. Основными
источниками потерь картофеля здесь являются поверхностные
повреждения, порезы и задиры клубней. Доля этих сильных
повреждений доходит до 30 %.
Комбайны предназначаются для работы в разнообразных условиях,
поэтому рабочее пространство, отведенное под сепарацию,
достаточно велико. При работе на легких почвах и в сухую погоду
почва быстро просеивается сквозь зазоры основного элеватора.
Последний в этих условиях должен работать на самой малой
скорости для эффективной сепарации клубней, с одной стороны, и
для сохранения почвенной «подушки» практически на всей длине
полотна элеватора-с другой. На легких почвах скорость элеватора
может находиться в соотношении 1:1с рабочей скоростью комбайна.
Для выбора оптимального соотношения этих скоростей целесообразно
пользоваться цифровым счетчиком. Лучше всего, если скорость
элеватора независима от рабочей скорости комбайна и регулируется
комбайнером. В настоящее время такая форма управления уже
реализована на ряде комбайнов (рис. 42).
Если используются встряхиватели, увеличение скорости
транспортера приводит к соответственному увеличению
интенсивности встряхивания. При необходимости сохранения
почвенной «подушки» встряхивание нецелесообразно.
При работе в сухую погоду могут оказаться полезными регулировки
угла наклона транспортера и шага его прутков. Первая из них
предотвращает скатывание клубней и позволяет сохранить почвенную
«по-Аушку».
Ботвоудалители. При определенных условиях, в Особенности
когда клубни прочно прикреплены к ботве, последняя может увлечь
за собою клубни, что приводит к их раздавливанию между роликами.
Полезной в этом смысле является операция предварительно
опрыскивания ботвы. Ролики должны быть очищены от растительных
остатков и правильно отрегулированы.
Механизмы сепарации камней и комьев и другие транспортеры.
Исследования показывают, что комбайны, оснащенные механизмами
сепарации камней, становятся причиной повреждений клубней, в
особенности поверхностных. Однако трудно однозначно определить,
кто конкретный «виновник» — условия уборки или механизм. Важно
отметить, что смесь камней и клубней всегда несет в себе
опасность повреждений и что любая промежуточная операция
увеличивает эту опасность. Повышенное внимание и постоянный
контроль повреждений поверхности и мякоти клубней особенно важны
при работе в сухую погоду.
Для оптимального выбора скоростей других транспортеров комбайна
необходимо обеспечить независимое регулирование скорости каждого
из них, если они не определяются частотой вращения ВОМ.
Предотвращение скатывания клубней важно в той же мере, что и
поддержание целостности резиновых покрытий, так как и то и
другое способствует снижению повреждаемости. Увеличения
амортизации можно добиться с помощью покрытий разного типа,
например двойных покрытий и покрытий с воздушной полостью.
Падения и смена направления. Переход с одного
транспортера на другой — всегда источник повреждений. Некоторые
фирмы разработали методы ослабления этого эффекта (рис. 43).
В так называемых гнездовых транспортерах полотна проходят одно
сквозь другое под прямым углом, а перевод клубней с одного
полотна на другое осуществляется с помощью дефлектора. Кроме
того, можно использовать небольшую концевую звездочку,
уменьшающую диаметр перегиба полотна транспортёра. При этом
клубни при переходе на следующий транспортер падают с очень
небольшой высоты. Все выступы и жесткие поверхности следует
покрывать упругим пенопластом (пластоазотом) толщиной 13 мм. Для
уменьшения скорости движения клубней в местах смены направления
можно использовать резиновые фартуки.
|