Надежность работы трубопроводов,
соединяющих между собой узлы, во многом определяет общую
надежность работы гидросистемы. В гидросистемах зерноуборочных
комбайнов трубопроводы работают в довольно тяжелых условиях. Они
испытывают большие внутренние давления пульсирующей жидкости с
пиковыми одиночными забросами давления, возникающими за счет
инерции движущихся масс агрегатов комбайнов при переезде через
неровности дороги, вибрационные нагрузки при работе машины, а
иногда и большие монтажные напряжения.
Источники пульсации давления в трубопроводах гидросистемы
комбайнов — насосы и предохранительные клапаны.
Многолетние стендовые испытания и опыт эксплуатации
трубопроводов в гидросистемах комбайнов показывают, что наиболее
опасны для трубопроводов вибрационные нагрузки вследствие
деформации частей при работе двигателя и молотилки.
Поэтому материал труб, соединения и крепления трубопроводов в
комбайновых гидросистемах подобраны с учетом обеспечения высокой
усталостной прочности трубопроводов при вибрационных нагрузках.
В гидросистемах комбайнов, шасси и валковых жаток применяют
бесшовные и свертные паяные двухслойные трубы. Трубы стальные
свертные паяные двухслойные промышленность выпускает пяти
размеров с наружным диаметром и толщиной стенки 6X0,7; 8X0,7;
10X0,7; 12х Х0,9, и 15X0,9. В гидросистемах комбайнов, шасси и
валковых жаток применяют трубы размером 8x0,7 и 12х Х0,9 мм.
Свертные трубы изготавливают из специальной калиброваной ленты
из стали 0,8 кп. Лента с обеих сторон покрыта припоем. Толщина
лепты 0,35 мм для труб с наружным диаметром 6; 8 и 10 мм и 0,45
мм для труб с наружным диаметром 12 и 15 мм.
Ленту свертывают в два слоя и нагревают в электропечах до
температуры 1080—1100°С, при этом слои припоя спекаются и
свернутые слои плотно соединяются. Внутренняя и внешняя кромки
заходят одна за другую на 1,7—2,3 мм. Особенность свертных труб
— высокая чистота их внутренней поверхности, отсутствие на ней
следов коррозии. Сопротивление потоку жидкости в этих трубах
меньше, чем в цельнотянутых.
Впервые в отечественном комбайностроении
свертные трубы были применены в 1959 г. Многолетний опыт
эксплуатации этих труб в гидросистемах комбайнов показал, что
при отсутствии дефектов, возникающих во время их изготовления,
они обладают не меньшей усталостной прочностью на изгиб, чем
трубы цельнотянутые. При одних и тех же деформациях изгиба
напряжение в двухслойных трубах меньше, чем в цельнотянутых.
Распространенный дефект свертных труб — расслоение в зоне
нахлестки, которое может быть при их изготовлении и гибке.
Расслоение трубы в зоне стыка снижает прочность в два раза. С
целью сведения до минимума случаев расслоения стыка в процессе
эксплуатации трубопроводов на комбайновых заводах введен
усиленный контроль за гибкой груб — не допускаются гофры в
местах стыка при изгибе труб.
Свертные трубы имеют вполне удовлетворительную эксплуатационную
надежность в комбайновых гидросистемах при рабочих давлениях до
63 кгс/см2.
Работоспособность трубопроводов во многом зависит от способов
соединения труб. Наибольшее распространение получили соединения
типа сфера — конус, фланцевые и с помощью поворотных муфт.
Соединение типа сфера — конус применяют в гидросистемах
тракторов, комбайнов, строительно-дорожных и других машин (рис.
112, а). Для соединения труб со штуцерами узлов гидросистемы на
их конец приваривают ниппель 2 с надетой на него накидной гайкой
3, а для соединения трубы со шлангом — штуцер 4 (переходник). В
случае соединения двух трубопроводов между собой к концу одного
из них приваривают переходник, а к концу другого — ниппель с
накидной гайкой.
Герметичность соединения этого типа обеспечивают контактом
поверхности шарового ниппеля с конической поверхностью штуцера,
переходника, тройника или другой арматурой. Соединение типа
сфера — конус отличается надежностью уплотнения при высоких
давлениях, допускает многократный монтаж и демонтаж.
Сферический ниппель с трубкой сваривают встык или с заделкой
трубы в расточке ниппеля. Ввиду того что в отечественном
комбайностроении применяют трубы различных типов (цельнотянутые,
свертные, сварные), имеющие сравнительно малую толщину стенки,
сварку этих труб встык с арматурой не применяют.
Рис. 112. Соединения труб:
а — типа «сфера-конус»: б — фланцевое: в — при помощи поворотных
угольников: 1, 8, 7 и 13 —трубы. 2 — ниппель: 3 — накидная гайка: 4 —
приварной штуцер (переходник): 6 —фланец; 8, 11 и 12 — резиновые
уплотнительные кольца; 9 — муфта: 10 — полый болт.
Примерами фланцевых соединений труб с
узлами гидросистемы комбайнов и шасси могут служить соединения
всасывающих и нагнетательных труб к насосам, а также соединение
трубопроводов постоянной циркуляции с распределителем комбайнов
«Нива» и «Колос» (рис. 112,6).
Для уплотнения фланцев применяют резиновые кольца круглого
сечения. В трубопроводах, в которых нет разряжения,
уплотнительное кольцо имеет ограничение перемещению только по
внешнему диаметру. В нагнетательных и сливных трубопроводах
самоходных комбайнов неизвестны случаи выпадения круглых колец
из канавок, не имеющих ограничение перемещению кольца по
внутреннему диаметру. Во всасывающих магистралях уплотнительные
кольца имеют ограничение перемещению по наружному и внутреннему
диаметрам.
Поворотные угольники (рис. 112, в) применяют в зерноуборочных
комбайнах «Нива» и «Колос» для соединения распределителей с
трубами наружным диаметром 8 и 12 мм. На комбайнах СК-4 и
«Сибиряк» такие соединения применены для соединения
распределителя копнителя с трубами наружного диаметра 12 мм.
В поворотных угольниках муфта 9, имеющая внутри кольцевую
проточку, приварена к трубе 13. К корпусу узла муфта прижата
полым болтом 10. Внутри болта выполнен канал, который соединен
радиальным отверстием с кольцевой проточкой муфты. Для
обеспечения герметичности соединения применены резиновые
уплотнительные кольца 11 и 12 круглого сечения, одно из которых
размещено в торцовой канавке муфты, другое — в конической
расточке корпуса. Для ряда потребителей радиальные отверстия в
болтах выполняют роль дросселей.
Опыт эксплуатации зерноуборочных комбайнов показывает, что
наибольшее число неисправностей гидросистемы связано с
трубопроводами. Причины их разрушения —. монтажные
перенапряжепия, большая эллипсность в местах изгибов, дефекты
пайки арматуры к трубам, металлургические дефекты поставляемых
труб (риски, волосовины, микротрещины, закаты,
неудовлетворительный пропай слоев в свертных паяных трубах).
Высокую эксплуатационную надежность трубопроводов и всей
гидросистемы комбайнов, шасси или валковых жаток можно
обеспечить только при строгом выполнении всех требований
изготовления, монтажа и испытания трубопроводов. При гибке
трубопроводов следует выдерживать рекомендуемые радиусы изгибов.
Малые радиусы изгиба приводят к большому утонению стенки трубы
вследствие действия растягивающих напряжений у внешних волокон
материала, образованию эллипсности поперечного сечения и гофр.
Все это ослабляет прочность трубопровода. В случае эллипсности
сечения трубы внутреннее давление жидкости стремится придать
трубе цилиндрическую форму, причем наибольшие напряжения и
деформации возникают в точках большой оси эллипса.
С учетом допускаемых ослаблений радиусы изгиба труб в
гидросистемах комбайнов приняты не менее 3,5 наружного диаметра
трубы, а в случаях конструктивной необходимости — не менее трех
наружных диаметров.
Эллипсность труб с наружным диаметром до 10 мм при гнутье не
должна превышать 1 мм, с наружным диаметром от 10 до 18 мм — 1,5
мм, с наружным диаметром от 18 до 30 мм — 2,5 мм.
Вмятины на трубопроводах резко снижают их прочность и при
изготовлении труб не допускаются.
Трубопроводы, работающие под большим рабочим давлением, не
должны иметь гофр в местах изгиба. Гофры не допускаются для
трубопроводов, изготовленных из свертных паяных труб, независимо
от давлений, при которых они работают, для всасывающих и сливных
цельнотянутых труб с наружным диаметром до 18 мм они не должны
быть больше 0,2 мм, а с наружным диаметром от 18 и до 30 мм —
0,5 мм.
Арматуру к трубе припаивают латунным припоем Л63, при этом пайка
обеспечивает полный пропай всей контактирующей поверхности трубы
с ниппелем или переходником. На комбайновых заводах применяют
автоматическую пайку арматуры с трубопроводами токами высокой
частоты.
С целью уменьшения монтажных напряжений конфигурацию
трубопроводов предварительно проверяют на контрольных
приспособлениях (макетах). При установке на машине трубопроводы
должны свободно, без боковых и осевых усилий, соединяться со
штуцерами гидроузлов и между собой, не изменяя при этом
конфигурации и своего первоначального положения.
Трубопроводы закрепляют хомутами, скобами или другими крепежными
деталями только после их соединения с узлами. При закреплении
трубопроводов крепежными деталями допускается несовпадение их с
гнездами крепления на величину не более 0,02 длины до ближайшей
заделки или крепления. При необходимости конфигурацию
трубопровода изменяют.
Как правило, трубопроводы выполняют по возможности короткими, с
минимальным числом изгибов, перекрещиваний, прокладывают
параллельно один другому и крепят к элементам конструкции
машины, не имеющим больших деформаций или вибраций. Для коротких
трубопроводов применяют компенсаторы, снижающие монтажные и
тепловые напряжения.
Во избежание повреждения трубопроводов об элементы конструкции
машины при вибрации или изгибах выдерживают необходимые зазоры
между трубопроводом и деталями машины. Зажимы для крепления
трубопроводов располагают как можно ближе к коленам (изгибам).
Правильное крепление трубопроводов обеспечивает их высокую
эксплуатационную надежность и долговечность.
Перед монтажом арматуру трубопроводов и штуцера узлов, к которым
их подсоединяют, промывают и продувают сжатым воздухом. Резьбу
штуцеров, накидных гаек, переходников, тройников смазывают
маслом, конусные и сферические уплотняющие поверхности проверяют
на отсутствие забоин, рисок, царапин, наплывов, окалины.
Навертывают накидные гайки на штуцера или
наконечники свободно от руки. Окончательно накидные гайки
затягивают ключом с усилием, обеспечивающим герметичность
соединения. При затяжке накидной гайки в соединении двух
трубопроводов переходник удерживают гаечным ключом.
Течи или потения в местах соединения трубопроводов устраняют
дополнительным подтягиванием соединения.
Трубопроводы, как и другие узлы гидросистемы, монтируют так,
чтобы пыль, грязь или другие посторонние частицы не могли
попадать в гидросистему.